Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НЕСКУЧНЫЙ САД": Сотворив мир, Бог благословил отдых. Умеем ли мы отдыхать?


Уже не за горами новогодние каникулы. С одной стороны, если не отдыхать, можно надорваться -- примеров много. Но в отпуске мы неизбежно расслабляемся. Не греховно ли такое времяпрепровождение? Может. лучше поехать на это время в монастырь? В чем смысл отпуска? Как надо отдыхать православному? С этими вопросами мы обратились к клирику храма Флора и Лавра на Зацепе (Москва), духовнику воскресной школы священнику Григорию КОВАЛЕВУ

СПРАВКА: Священник Григорий КОВАЛЕВ родился в 1959 году в Москве. В 1982 году окончил Московский лесотехнический институт. Работал охотоведом под Магаданом и в подмосковных заповедниках. В 1989 году рукоположен архиепископом Костромским и Галичским Александром. Служил в сельских храмах Костромской и Нижегородской епархий. С 1999 по 2001 год служил в храме Рождества Иоанна Предтечи в Ивановском (Москва), с 2001 года -- клирик храма мучеников Флора и Лавра на Зацепе (Москва). Духовник воскресной школы при храме. Мастер спорта по подводному плаванию. Отец четверых дочерей и троих сыновей.

-- Отец Григорий, есть ли какой-то духовный смысл в отдыхе или это лишь снисхождение к нашей человеческой немощи?
-- Как только Господь завершил творение мира, Он благословил отдых: "И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал" (Быт., 2, 2-3). То есть с самого начала дал понять, что отдых человеку необходим. Так или иначе люди всегда периодически отдыхали от дел. В наше время, при совершенно невероятно ускорившемся темпе жизни, это тем более актуально. Ритм современной жизни, особенно в больших городах, изматывает человека морально, а высокая утомляемость – корень раздражительности, гнева, других страстей, мешающих не только работе, но вообще жизни. Просто не надо путать отдых с праздностью. Отдых -- не ничегонеделание, но, в идеале, смена места и деятельности. Наоборот, современному городскому человеку, которому в будни не хватает движения, в отпуске необходима хоть какая-то активность. А уж разумную меру этой активности каждый определит себе сам. Одному полезны большие физические нагрузки, другому по возрасту и состоянию здоровья больше подходят умеренные.
Не могу сказать за всех, но у меня, как мне кажется, на отдыхе молитва усиливается. Меньше суеты, жизнь течет спокойней, размеренней, и ничто не отвлекает от молитвы.

-- Согласны ли вы с распространенным мнением, что единственная подходящая для православного человека форма отдыха -- паломничество?
-- В сегодняшних формах коллективного паломничества я, честно говоря, не вижу духовной пользы. Нездоровое стремление масс паломничать вдоль и поперек привело к появлению термина "православный туризм". Я понимаю турагентства, ориентирующиеся на православный туризм -- даже теперь, когда цены подскочили, он приносит им немалый доход. Но духовный смысл паломничества в таких массовых поездках размывается, забывается. Многие наивно думают, что в паломничестве им удастся отвлечься от мирской суеты, отрешиться от мира. Это утопия. Даже при поездке в дальний монастырь мы все равно находимся в системе группы, документации, руководителя, транспорта, проезжаем города и веси, делаем остановки. Да и между собой в дороге паломники много говорят, причем часто на совершенно светские темы, житейские.

Как правило, укрепленных в Православии людей в группах меньше половины, и свойственное этим поездкам изобилие празднословия ни им на пользу не идет, ни других, малоцерковных людей в вере не укрепляет, к церковной жизни не приближает. Многие в своем увлечении паломничеством начинают гнаться за количеством, соревноваться друг с другом: ты пять раз в этом монастыре был, а я десять, ты в трех источниках искупался, а я в пяти. А плоды? Идет совершенно бессмысленное коллекционирование "благодати". И ведь чаще всего сначала купят путевки, договорятся на работе об отпуске, и буквально за день-два до отъезда приходят за благословением. Куда деваться, благословляю. Но смысла в таких паломничествах не вижу. Съездить в святые места, помолиться на монастырской службе полезно. Но лучше ехать не группой, а с семьей или одному (но только не в ущерб миру в семье). Это уже зависит от того, оба ли супруга воцерковлены. Или небольшой группой из одного прихода под руководством священника. И даже такое паломничество я бы не назвал отдыхом, даже если совершается оно во время отпуска. Вот на Афоне я был, это, на мой взгляд, действительно, разумное сочетание полноценного отдыха и напряженной духовной жизни. Там приходится и много двигаться (часто из монастыря в монастырь пешком ходят), кругом красивая природа, море, масса новых впечатлений, и одновременно ты втягиваешься в монастырский график с его строгим распорядком, длинными службами. Более довольных людей после отдыха, чем афонские паломники (и священники, и миряне), я не встречал. И сам испытывал похожие ощущения.
Но Афон тем и замечателен, что ты там никому не интересен. Тебя приняли, поселили, объяснили, где трапезная, когда служба, дальше ты волен делать все, что угодно. Ты даже можешь уйти на несколько дней, и это не вызовет нареканий. Но это Греция, у них другие традиции, больше уважения к человеческой свободе. А в наших монастырях паломникам обязательно дают послушание.

-- Что же в этом плохого? Некоторые священники даже рекомендуют пожить в отпуске в монастыре трудником.
-- Это совсем другое дело. Трудник действительно на какое-то время отрывается от городской суеты, много работает физически, часто на свежем воздухе. Хоть и с натяжкой, но трудничество можно назвать отдыхом. С натяжкой, потому что далеко не всем такой отдых подходит. Во-первых, нужен запас времени. Недели для трудничества мало, нужно хотя бы две. Это в любом монастыре вам скажут. Позволяет ли здоровье, не против ли домашние? Много нюансов, поэтому я считаю, что трудником можно ехать только по благословению духовника. Не такому "благословению", как перед паломничеством берут, а настоящему: сначала посоветоваться, взвесить вместе все "за" и "против", а потом уже строить планы на отпуск.

Трудничество -- свободный выбор. Замечательно, если паломник, живя в монастыре несколько дней, захочет помочь на кухне или по хозяйству. На Афоне такая возможность тоже есть. Но там тебе только один раз в самом начале скажут, что есть такая возможность, и больше никто приставать не будет. А у нас в монастырях чаще всего "предлагают" поработать так, что не откажешься. Выбора не оставляют. Думаю, это скорее советская традиция, чем христианская.

-- Что вообще допустимо для христианина на отдыхе? Спорт, легкое чтение, дискотеки, поездки по миру?
-- На отдыхе, как и в повседневной жизни, надо руководствоваться словами апостола Павла: "Все мне позволительно, но не все полезно" (1 Кор., 6, 12). Разумная физическая активность в принципе полезна, а человеку городскому, мало двигающемуся, просто необходима. Когда я служил в селе, мне в голову не приходило даже зарядку делать. Хотя хозяйства большого у нас не было, в обычной повседневной работе по дому нагрузок хватало: воды принести, дров наколоть, что-то прибить, починить. В городе мы целыми днями без движения, в идеале хорошо бы находить время для физических упражнений не только в отпуске. А уж в отпуске плавание, греблю, водные лыжи, футбол, волейбол, бадминтон можно только приветствовать. Или, если зимой, лыжные прогулки по лесу, горные лыжи. Многие любят отдыхать в деревне или на даче. Я их понимаю. Кстати, уже четвертый Патриарх подряд оказывается у нас активным любителем собирать грибы.

Если есть возможность съездить посмотреть мир, почему бы нет? Это расширяет кругозор. Чего не скажешь о легком чтении. Легкая литература точно неполезна, она возбуждает в человеке дух праздности, а на отдыхе этому сама обстановка соответствует. Но если человек всегда читает такие книги, вряд ли он в отпуске изменит своей привычке. Это уже не привычка, а страсть.

Также ничего хорошего нет в современных танцах. Во-первых, они совсем не целомудренны, во-вторых, музыка, играющая на дискотеках, вредна для здоровья. Сколько децибел обрушивается там на наши уши! Это небезопасно и для нервной системы, и для слуха, развивает агрессию. Любой врач вам это скажет.

-- Но хоть как-то можно в отпуске расслабиться или само такое желание греховно?
-- Если человек заранее настроит себя на расслабление, велика вероятность, что он, как один из вариантов, просто начнет непрерывно прикладываться к бутылке. А оправдание всегда найдется: один летать на самолете боится, другой плохо засыпает на новом месте, третьему просто "необходимо" стресс снять. И пошло-поехало. То есть греховно не само желание, а последствия, к которым оно, скорее всего, приведет. Вообще не надо ставить каких-то специальных задач перед отпуском. Отрешиться на время от суеты, от житейских забот можно и нужно. Но как только ты начнешь себя на что-то настраивать, отдыху конец. Ничего не получится. А мы не только настраиваем, но еще и сообщаем о своих планах всем подряд: соседям, сослуживцам, попутчикам. Зачем? Никого не интересуют наши предпочтения мест отдыха, досуга. Надо жить без деклараций, в тишине, в тайне. Научимся так жить, придет и сердечная молитва, мы сможем осознанно попросить Господа о душевном мире. Тогда есть надежда, что мы действительно отдохнем, восстановим силы. А настрои, декларации -- это пустое.

-- Есть люди, которые прямо говорят, что не умеют отдыхать, не знают, чем заняться в отпуске. Вам часто приходилось такое слышать?
-- Очень часто. Чуть ли не каждый третий так говорит, но в большинстве случаев это поза. Да "забудьте" вы мобильный телефон дома, и через день-другой будете прекрасно себя чувствовать в отпуске. Но никто не забывает, не хотят. Людей же, которые действительно не умеют отдыхать, не знают в жизни ничего, кроме работы, не так много.

Мне кажется, не надо им себя насиловать, переделывать, лучше просто найти активное хобби; например, что-то мастерить на досуге. От свободного времени все равно не убежишь, так пусть человек, если не может без работы, меняет вид деятельности. Смена деятельности - тоже отдых, но одновременно он и без работы сидеть не будет. Мне кажется, для трудоголиков это оптимальный вариант.

-- Некоторые супруги детей отправляют к бабушке или в лагерь, а отдыхать едут вдвоем. Правильно ли это или все же отдыхать нужно всей семьей?
-- Опять обратимся к апостолу Павлу. Подросток должен привыкать к хотя бы периодическим отрывам от семьи, к жизни в коллективе. Конечно, лагерь лагерю рознь. Я четверых младших детей отправлял в лагерь "Большое приключение", который уже много лет проводят в Карелии известные путешественники Дмитрий и Матвей Шпаро. К сожалению, когда мы о нем узнали, трое старших уже выросли. Там дети живут в палатках, ходят в серьезные походы под руководством опытных инструкторов. Мои приезжали оттуда повзрослевшими, возмужавшими. Когда дисциплина и большие физические нагрузки, на глупости не остается ни времени, ни сил. Прекрасный палаточный лагерь с середины 90-х проводит в Нижегородской области мой друг отец Михаил Резин. Они в походы не ходят, живут на одном месте, но тоже сами заготавливают дрова, носят воду, помогают готовить еду. В лагере все время проходят интересные мероприятия. Детьми занимаются. А туда, где праздность, детей посылать не следует. Таких лагерей, к сожалению, сегодня немало. Вожатые расценивают поездку туда в том числе и как отпуск для себя, дети предоставлены сами себе, естественно, ничему хорошему они там не научатся. Но хороший лагерь, где дисциплина, много спорта и активных общих дел, пойдет ребенку только на пользу. И ничего плохого нет, если и родители в это время где-то отдохнут вдвоем, наберутся сил на год вперед.

И в поездке ребенка к бабушке нет ничего плохого. Проблема в том, что многие родители под предлогом своей занятости с малых лет полностью сваливают ребенка на бабушку, сами им вообще не занимаются. Плоды такого воспитания проявляют себя быстро, и они печальны. Но если родители весь год занимаются ребенком, учат его уважению к старшим, почему бы на каникулы не отправить его с бабушкой в деревню или на дачу? Бабушка -- тоже близкая родственница!

-- А могут ли супруги отдыхать врозь, отдельно?
-- Этот вопрос супруги должны решать сами. Если по обоюдному согласию, почему бы нет? Греха я не вижу. Люди все разные, на чьих-то взаимоотношениях такая краткая разлука может сказаться благотворно. Бывают и объективные причины -- время напряженное, не всегда удается мужу и жене уйти в отпуск одновременно. На Афон жену не возьмешь. Правда, там, рядом с полуостровом, есть светская зона отдыха. Причем близость монастыря сказывается -- нет там курортной вольности, построже как-то все. Вот моя матушка оставалась в этой зоне со своей подругой, а я несколько дней провел в монастыре.

-- Вообще отдых священника отличается от отдыха мирянина? От чего больше всего устают священники?
-- Физически, безусловно, от долгого стояния. Недаром у священников так распространены венозные болезни ног. А морально, наверное, от однообразия действий. Это касается, прежде всего, исповеди, треб. Особенно в городах, где приходится исповедовать долго, на требы ездить часто. За год усталость накапливается. И, если говорить о семейных священниках, невозможность нормально отдохнуть с семьей. Для нас суббота-воскресенье -- самые напряженные дни, в будни же мы иногда бываем свободны, но тогда домашние работают или учатся. Для семейного священника отпуск – едва ли не единственное время для нормального отдыха с семьей.

А чем отличается отдых священника? Я люблю съездить с семьей к морю, там много ныряю, отдаю дань прошлому -- в молодости серьезно подводным плаванием занимался. Чаще всего под Анапу, есть у меня там любимое место. Приезжаем с палаткой. Но был и на цивилизованных курортах и там несколько раз невольно наблюдал, как семьи священников (видно было, что это они) по полдня искали место, где их никто не увидит, сооружали какие-то простынные ограждения, выскакивали оттуда в море и тут же обратно. Странная картина, бросающаяся в глаза. Ну можно же найти место немноголюдное, спокойно отдохнуть с семьей, искупаться, не привлекая к себе внимание.

Знаю, что очень многие священники любят рыбалку. Это едва ли не самый популярный отдых у современных отцов. В общем, нормально отдыхаем, по-человечески!

-- Вы еще раз напомнили, что у священников на неделе бывают свободные дни. У работающих на пятидневке мирян таких дней нет, и в результате возникает проблема отдыха не в отпуске, а в течение всего года. В субботу всенощная, в воскресенье литургия. Получается, что у православных нет выходных. Как быть?
-- Очень сложный вопрос. Я сам часто сочувствую мирянам. Наверное, для них допустимо иногда пропустить вечернюю службу, что многие и делают. Мы не можем запрещать причащаться только из-за пропуска всенощной. Некоторые и на литургии не каждое воскресенье бывают. Формально это нарушение четвертой заповеди, но все зависит от причин. Господь видит сердце человека. Начнет человек расслабляться внутренне, говорить себе, что раз он так тяжело и много работает, ему достаточно в храм раз в месяц (два, три, полгода, год) прийти, станет ходить все реже и реже, если вообще не уйдет из Церкви. Надо стремиться к регулярному посещению храма, воскресной службы, но не как к формальному выполнению закона. В сердце должен быть Бог. Молиться не забывайте.

А не успевают отдохнуть и сделать домашние дела не только православные. Проблема современного человека в неумении остановиться, сбавить темп. Наступил вечер пятницы, надо, говоря автомобильным языком, переходить на вторую скорость. А мы не умеем, и все выходные у нас проходят на той же пятой скорости. В итоге в понедельник никакого ощущения отдыха нет, в голове кавардак, всех дел все равно не переделали, и никакой перспективы. В следующие выходные все повторяется. Единственный выход из этого тупика -- учиться снижать скорость.

Беседовал Леонид Виноградов

8 декабря 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования