Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ": Прецедент. Широкая общественность вряд ли узнает, какие угрозы на протяжении этих нескольких дней раздавались со стороны министерства культуры в адрес сотрудников Русского музея и какими репрессиями им угрожали


Забавно, что вся эта безумная ситуация аккуратно совпала с закрытием топа Яндекса. Так что распространять информацию с помощью ЖЖ нам больше не удастся - по крайней мере, так, как это делалось раньше.

Впрочем, у меня больше нет той информации, которую имело бы смысл как-то распространять.

Призывать больше не к чему - икона уже выехала из Русского музея и, видимо, в скором времени достигнет места своего назначения.

Заключение о ее выдаче, как я понял, подписали директор музея, главный хранитель и заведующая древнерусским отделом. Так что судьбу иконы решил именно "музей" - широкая общественность, по крайней мере, будет думать именно так.

Широкая общественность вряд ли узнает, какие именно угрозы на протяжении этих нескольких дней раздавались со стороны министерства культуры в адрес сотрудников музея и, в частности, сотрудников древнерусского отдела. И какими именно репрессиями им угрожали.

Тем более, что сами сотрудники вряд ли будут об этом широко распространяться - им будет достаточно того, что они уже пережили. А также той специальной министерской проверки "с пристрастием", которая ожидает их в самое ближайшее время - за "недостаточную лояльность", проявленную в "деле государственной важности".
Впрочем, особенно жалеть я их, с вашего позволения, не буду - поскольку в ближайшее время нас, по всей видимости, ожидает то же самое.

Прецедент уже создан. А проверка, как было сказано в одном старом советском фильме, - она всем нам проверка.

На очереди, Спасский собор Мирожского монастыря, где уже два дня заседает комиссия, икона Христа Вседержителя из Спасо-Елизарьевского монастыря и иконостас Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале.

Ну, и до Третьяковской галереи, думаю, в скорости доберутся. Посмотрим, на что будем похожи мы в аналогичной ситуации.

А жалеть я, с вашего позволения, буду тех называющих себя православными граждан, которые продолжают тупо твердить, что "икона должна быть в церкви", не желая ничего слышать и понимать. Которые, вместо истинной веры, долго и тщательно взращивали в себе разного рода невежественные суеверия и готовы сейчас аплодировать любому, кто этим суевериям будет потакать. Не понимая, что когда у братков возникнут какие-нибудь другие потребности, их так же спокойно пустят "в расход" вместе с их суевериями, как собираются пустить в "расход" музейщиков.

Что до икон - не обольщайтесь насчет капсул и контейнеров. Может быть, для успокоения две-три такие капсулы еще создадут, но на большее их явно не хватит - иначе не на что будет покупать часы и машинки. Больно эти капсулы дороги. Большая часть икон, которые, скорее всего, затребуют (и которые, скорее всего, получат) в ближайшее время действующие храмы - передадут просто так, как они есть.

И по своей разрушительной силе этот "обратный перенос" будет практически равен тому, который произошел в первые годы советской власти. С древнерусским искусством мы можем запросто попрощаться - его у нас в скором времени просто не останется.

Отдельно я хочу ответить тем, с кем мы последнюю неделю вели беседы в комментах о том, как хорошо было бы, если бы Церковь - так, как это, например, происходит на цивилизованном Западе - имела возможность принимать участие в сохранении, изучении и пропаганде церковного искусства.

Да, и у нас можно было сделать то же самое. Достаточно было "православному бизнесмену" Шмакову или какому-нибудь другому "православному бизнесмену" пожертвовать свои немерянные бабки на строительство хотя бы одного епархиального музея. Нанять туда квалифицированных сотрудников. Собрать по епархии - так, как это делалось сто лет назад - еще сохраняющиеся по местам ветхие иконы. Купить их у местных жителей, или у коллекционеров и пожертвовать их в этот музей.

То есть не требовать, не угрожать и не выкручивать руки, а главное - не пытаться разрушить то, что худо-бедно работает. А попытаться создать что-нибудь свое.
А потом - не спеша, подождав год или два, зарекомендовав себя внимательным собирателем и бережным хранителем - обратиться в какой-нибудь музей государственный. С предложением, например, отреставрировать то, что хранится в его запасниках и при этом имеет отношение к данной епархии. Отреставрировать и получить возможность экспонировать эти произведения у себя - не покушаясь ни на государственную собственность, ни на права музея. Просто экспонировать - так, кстати, часто бывает, когда из-за недостатка выставочных площадей произведения, принадлежащие одному музею, экспонируются в другом.

НЕУЖЕЛИ ВЫ ДУМАЕТЕ, ЧТО ЕМУ ОТКАЗАЛИ БЫ??

Впрочем, мы все взрослые люди, и твердо знаем, что Дед-Мороза не бывает что фантазировать глупо.

Да и что толку...

Последнее, что я хочу сказать: тех, кого произошедшее по каким-либо причинам радует, я попрошу воздержаться от комментариев. Буду банить и стирать немедленно.

ПРАЗДНУЙТЕ НА СВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ.

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ _CORSO_", 2 декабря 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования