Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"БЛАГОВЕСТ-ИНФО": К "нормальной" реализации принципа светскости российское государство придет лет через 50. Всероссийская научно-практическая конференция «Власть и религия в истории России» состоялась в Москве


Всероссийская научно-практическая конференция "Власть и религия в истории России" состоялась 30 ноября - 1 декабря в Москве, в Российской академии государственной службы при президенте Российской Федерации (РАГС). Конференция приурочена к двум датам: 45-летию ведущей школы отечественного религиоведения – кафедре государственно-конфессиональных отношений РАГС и 40-летию журнала "Государство, религия, Церковь в России и за рубежом". В форуме принимают участие известные религиоведы, историки, представители правительственных структур, религиозных и общественных организаций.

Первое пленарное заседание было задумано как "историческое", т.е. проблему соотношения светской и духовной власти в России предлагалось рассмотреть в ретроспективе, однако оно сразу обрело полемический оттенок. Первым с актуальным докладом "Религия в системе властных отношений" выступил Андрей Себенцов -- действительный государственный советник РФ, начальник отдела по взаимодействию с общественными и религиозными объединениями департамента массовых коммуникаций, культуры и образования правительства РФ.

Свой доклад чиновник посвятил теме светскости государства, которая, как показали недавние дискуссии, является по-прежнему весьма актуальной в России. Так, утверждая, что светское государство руководствуется "принципом отделения религии (как мировоззрения) и всех религиозных организаций от властных функций государства", А. Себенцов заявил, что в России этот принцип пока не соблюдается. Он дал критический анализ современного состояния государственно-конфессиональных отношений в России и предположил, что к "нормальной" реализации принципа светскости российское государство придет, в лучшем случае, лет через 50. Пока же, по его мнению, дореволюционная традиция господства одной "правильной" религии преобладает в России. "Государство охотно пользуется поддержкой лидеров традиционных религий и на эту поддержку отвечает взаимностью: выделяет земли, финансы на строительство храмов, использует административный ресурс, в том числе -- для вовлечения населения в деятельность религиозных организаций и для подавления конкурентов", -- отметил докладчик.

А. Себенцов"У современного государства и РПЦ много общих интересов или таких задач, которые они могут решать только совместно", -- продолжил А. Себенцов и привел ряд примеров: это значимая роль государства в процессе воссоединения РПЦ и РПЦЗ, поддержка православного единства на Украине, восстановление позиции РПЦ в Афонских монастырях, получение храмов РПЦ в Италии, возвращение Сергиевского подворья на Святой Земле и т.д.

Однако в докладе были приведены и другие примеры: когда в силу особо тесных отношений светской власти и РПЦ "властные механизмы не всегда применяются там, где для этого есть все основания". Речь шла о трагическом убийстве о. Даниила Сысоева. Если бы в отношении этого миссионера, в деятельности которого Себенцов усматривает "признаки разжигания религиозной вражды", прокуратура выполняла закон, он мог бы остаться в живых, уверен чиновник. Кроме того, вопиющим примером "возбуждения религиозной розни" докладчик считает прошедшую в день похорон о. Даниила на канале НТВ передачу "Честный понедельник". В эфире общенационального телеканала зрителям предлагалось ответить на "провокационный" вопрос: как бороться с тоталитарными сектами? При этом ведущий программы, как подчеркнул А. Себенцов, причислял к "зловередным" сектам зарегистрированные и вполне лояльные религиозные организации. "Вряд ли это театр абсурда найдет достойный отклик в правоохранительных органах", -- отметил выступавший.

Подобное "искажение права более опасно для государства, чем недоказанная противоправная деятельность всех вместе взятых нетрадиционных религиозных объединений, произвольно записанных в тоталитарные секты", -- делает вывод госчиновник. Он убежден, что "объединение религиозной и государственной власти для подавления инакомыслия … приведет к росту этого инакомыслия", как не раз уже было в истории. Резюмируя, докладчик подчеркнул: государство должно само соблюдать закон, а "власть церковная должна основываться на собственном авторитете и не вовлекать государство в решение идеологических и вероисповедных проблем".

Далее прозвучали два доклада, в которых речь шла о восприятии "симфонии священства и царства" в истории России. Историки Нина Синицына и Елена Емченко подробно рассказали о том, как принцип симфонии был реализован в XVI в. По словам доктора исторических наук Н. Синицыной, идея симфонии как "общечеловеческой нормы единения и согласия" сохраняет свою актуальность и сейчас.

Н. ЛисовойЭтот вывод вызвал критику следующего докладчика – историка, заместителя председателя Императорского Палестинского православного общества (ИППО) Николая Лисового. Он эмоционально убеждал участников конференции, что симфония – это не некая отвлеченная "норма", но реальная "парадигма взаимоотношений власти и Церкви, которая не меняется с Константиновских времен и до наших дней". Развивая свою имперскую концепцию "ореха" (Церковь как ядро, государство как крепкая скорлупа), Н. Лисовой говорил о необходимости во все времена тесной взаимосвязи Церкви и государства. Он с возмущением отозвался о концепции светского государства в трактовке А. Себенцова: по словам Н. Лисового, в "православной империи", каковой доныне является Россия, невозможно говорить о правовом равенстве РПЦ и "сект". "Как можно не понимать интересов 150-миллионного православного народа, отказывать ему в праве называться русским православным народом!" -- восклицал историк, подчеркивая, что сегодняшние россияне и современники Владимира Красное Солнышко – это "один и тот же народ".

Докладчик особое внимание уделил понятию "незримые структуры", которая, по его словам, определяет все основные вехи русской истории. Эти "незримые структуры" "нужны государству для укрепления своего места в политическом пространстве", и с этой точки зрения легко объяснить, например, что подлинным мотивом участия России в войнах XIX - XX вв. является "православная солидарность". Мистическое "это" привело и к "чудесному" восстановлению Патриаршества в 1917 г. и в 1943 гг. "Мощная ось, сопрягающая Святую Землю и Святую Русь, воспроизводится в веках, она таинственным образом начала работать при Сталине и работает при Медведеве", -- заявил Н. Лисовой, добавив, что "научного аппарата не хватает, чтобы исследовать это, но оно работает, и только слепой не видит".

Пленарное заседание завершилось докладом завкафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС, профессора Ольги Васильевой, которая была далека от мистических трактовок истории. Она предложила собравшимся подробный рассказ о взаимоотношениях власти и религии на протяжении всего ХХ в., подчеркнув, что опирается на близкую ей концепцию епископа Смоленского Иоанна (Соколова) (сер. XIX в.), согласно которой "сила государства – самая враждебная для Церкви сила". По мысли О. Васильевой, замечание архиерея о том, что для Церкви опасны слишком тесные "объятия" государства, не потеряло своей актуальности  и сегодня.

В первый день работы конференции состоялось несколько презентаций: сайта http://religio.rags.ru/ и электронной версии изданий кафедры, обновленного журнала "Государство, религия, Церковь", приложения к журналу "Вопросы религии и религиоведения", а также учебного пособия по вопросам государственно-конфессиональных отношений и религиоведению "Религии России".

1 декабря участники форума работали по следующим направлениям-секциям: "Государственно-конфессиональные отношения в современной России – актуальные проблемы и перспективы развития"; "Наследие отечественного религиоведения: школы, направления, концептуальные подходы". В фойе по случаю конференции размещена выставка изданий кафедры государственно-конфессиональных отношений 1964–2009 гг.

Юлия Зайцева, 1 декабря 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования