Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Рокировочка. Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) назначен директором Соловецкого музея-заповедника


Наместник Соловецкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) назначен директором Соловецкого музея-заповедника. Соответствующий приказ на днях подписал министр культуры России Александр Авдеев. Предыдущий директор Соловецкого музея-заповедника, Михаил Лопаткин, работавший с 1976 года, в середине октября был избран главой администрации Соловков.

Архимандрит Порфирий (Шутов) был назначен наместником Соловецкого монастыря решением Синода от 10 октября 2009 года. До этого он выполнял обязанности казначея Троице-Сергиевой лавры.

Соловецкий музей-заповедник — федеральное государственное учреждение культуры, один из крупнейших музеев России, культурный, образовательный и туристический центр международного значения — находится на территории монастыря. В управлении музея более тысячи объектов культурного наследия, некоторые датируются V тысячелетием до Рождества Христова. Кроме церковного имущества, которое было в своем время построено на средства церкви, здесь множество памятников не церковных, таких как памятники ГУЛАГа, доисторического периода, а также природные ландшафты, которые нуждаются в сохранении.

До последнего времени музей конфликтовал с монастырем, который требовал вывести музейные объекты за пределы обители. Более того, представители Московского патриархата открыто заявляют о своих претензиях на всю территорию Соловецкого архипелага. До сих пор Русская православная церковь при поддержке Общественной палаты добивалась лишь придания островам статуса "духовно-исторического места".

Теперь монастырь окончательно монополизировал рынок на Соловках. Интересно, можно ли будет отныне попасть в музей простым туристам или это станет прерогативой одних лишь "паломников", за что вот уже несколько лет паломнические церковные структуры отчаянно бъются с туриндустрией?

30 НОЯБРЯ 2009, 10:07 Роман Лункин, Институт Европы РАН:

Патриархия, естественно, стремится получить свои святыни не только в пользование, но и в собственность. Особенно это касается крупнейших в России монастырских комплексов. Церкви уже переданы комплексы Ипатьевского монастыря и в процессе фактического захвата руководством местной епархией находится музей-заповедник "Рязанский кремль", где обустраиваются покои рязанского архиерея. В обоих случаях музейные коллекции были выставлены на улицу, за исключением церковных ценностей. Несмотря на то, что музейным сотрудникам были обещаны новые здания, в Костроме музей в реальности на время прекратил свое существование, пока не получил помещения. В Рязани этот вопрос еще стоит, а сотрудники устраивают антиепархиальные демонстрации с плакатами и лозунгами. Единственный положительный пример взаимоуважительного сотрудничества музея и крупного богатого монастыря — это сосуществование музея и Троице-Сергиевой лавры. Это произошло только благодаря корректной и взвешенной позиции наместника Троице-Сергиевой лавры епископа Феогноста, интеллектуала и дипломата.

Интеллектуалов, умеющих общаться с щепетильными музейными работниками, которые годами "чахли" над своими сокровищами, мало. Об этом говорят конфликты музеев и церковных властей, церкви и отдельных граждан на Соловках, на Валааме (откуда со скандалами выселяют людей), в Пскове, где епархия требует себе Мирожский монастырь, а за раскрытие подробностей жизни и хозяйственной деятельности насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря анафеме был предан журналист Олег Дементьев. Скандалы возникают вокруг икон, как, к примеру, вокруг возможного переноса "Троицы" Рублева в Сергиев Посад или, как сейчас, вокруг временной передачи Торопецкой иконы "Богоматерь Одигитрия" из Русского музея. Церковные деятели не желают слышать голос музейщиков, многие из которых — верующие православные люди. Новые русские игумены и архиереи почему-то обращаются с музейными хранителями как с большевиками, которые отбирали ценности у Церкви в 1920-х годах, и сами отбирают их примерно таким же образом.

30 НОЯБРЯ 2009, 00:16 Андрей Игнатьев, социолог:

На мой взгляд, назначение бывшего директора Соловецкого музея-заповедника (созданного, если кто не знает или забыл, взамен концлагеря, который некогда тоже был создан взамен имевшего тут место быть монастыря) главой местной администрации — событие, я бы сказал, символическое, ибо не есть ли и вся отечественная история череда очень похожих замен? Полагаю, соответствующую модель перемещения руководящих кадров стоило бы распространить на всю нашу страну, которую тоже, наверное, можно рассматривать как своеобразный музей-заповедник.

Тут, правда, возникают вопросы, на которые я, к сожалению, не могу ответить: является ли назначение архимандрита Порфирия на освободившуюся таким образом должность классической высылкой на периферию (как водится у православных, на Соловки), почетным избавлением от прежних весьма деликатных обязанностей или же новым ответственным заданием руководства? Не обещает ли оно, в частности, очередное превращение музея-заповедника в монастырь? И не окажется ли указанная трансформация процессом циклическим, а не линейным?

Тем не менее, очевидно, что бывший казначей Троице-Сергиевой лавры — фигура в достаточной степени примечательная: мало того, что ответственная в самом буквальном смысле этого слова, но и весьма компетентная, притом как раз в тех специфических вопросах, которыми по службе должен заниматься директор любого отечественного музея-заповедника. При таком анамнезе (или послужном списке), полагаю, можно и федеральным министром культуры стать, и даже претендовать на карьеру, так сказать, в мировом масштабе — скажем, по линии ЮНЕСКО.

Более того, данный конкретный случай обмена руководящими кадрами между РПЦ и Минкультом — достаточно удачный (хотя, конечно, не факт, что поддающийся сколько-нибудь широкому тиражированию) прецедент решения тех весьма сложных проблем (как организационных, так и чисто юридических), которые уже во множестве возникают в процессе реально происходящей и даже отчасти узаконенной реституции бывших церковных ценностей (прежде всего недвижимости и антиквариата), ныне имеющих статус памятников культуры. В конце концов, культура — тоже слишком серьезное дело, чтобы доверять его искусствоведам и прочей богеме.

30 ноября 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования