Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА.РУ": Государственные объятия. Тесный союз Церкви и государства чреват опасными последствиями для обоих


Тесный союз церкви и государства чреват опасными последствиями для обоих. А пылкая дружба с авторитарными режимами и вовсе вещь крайне рискованная.

Патриарха Кирилла встречали в Белоруссии как дорогого гостя. Другого и ожидать было трудно. У патриарха не только сложились прекрасные отношения с президентом Лукашенко, сама модель государственно-церковных отношений в Белоруссии потрясала своей завершенностью. Президент рассказал об этом с присущей ему откровенностью:"Мы ничего здесь не делим. Не понимаю, как можно такой огромный институт, как церковь, отделить от государства". А дальше и вовсе пролил бальзам на патриаршее сердце, признавшись, что государственная идеология создавалась в стране на основе христианских ценностей. Патриарх в долгу не остался. И обещал всемерную поддержку церкви в диалоге Минска и Москвы.

В этом духе и проходил визит. Предстоятель РПЦ встречался со светским и церковным начальством, принимал почетные титулы и поздравления, выступал с речами и совершал торжественные службы в храмах.

Встречали Кирилла тепло, никаких признаков недовольства никто не выражал. А в Витебске верующие и вовсе целовали следы патриарха на ковре. По сравнению с бурным украинским визитом поездка получилась на редкость идиллической.

Между тем в одно время с патриархом Кириллом папа Бенедикт XVI совершил визит в Чехию. Покуда свои западные владения объезжал предстоятель РПЦ, глава Ватикана посещал восточные. И его путешествие носило вовсе не идиллический характер. Начать с того, что Чехия – одна из немногих стран, так и не ратифицировавшая свой договор с Ватиканом. Дальше – больше. Здесь до сих пор не решены проблемы с возвращением церковной собственности, отнятой коммунистическим режимом. И не надо думать, что все дело в упрямстве чешских властей. В этом вопросе они как раз опираются на поддержку народа. Чехия занимает предпоследнее место в Европе(последнее – Эстония) по уровню религиозности населения. Более того, если в 1991 году, вскоре после падения коммунизма, католиками считали себя четыре с половиной миллиона человек, через десять лет их число сократилось в полтора раза. Явление уникальное для Восточной Европы, где утверждение религиозной свободы вело обычно к росту числа верующих. В Чехии произошло ровно наоборот, от церкви свободно отпали миллионы, которые в условиях несвободы сохраняли к ней свою лояльность.

В эту цитадель секуляризма и отправился папа Бенедикт, призывая чехов вернуться к христианской вере. Принимали его благодушно, но без большого энтузиазма. А некоторые граждане позволяли себе язвительную иронию – зачем, мол, в условиях кризиса тратить деньги на организацию столь пышной поездки.

Вряд ли это поспособствует выходу из него. Другие же граждане и вовсе встречали понтифика в штыки. Грозились прямо на мессе раздать презервативы с изображением Бенедикта и с надписью"Папа сказал нет, а ты?". Критикуя таким образом отрицательное отношение Ватикана к контрацептивам. После неосторожной реплики понтифика во время визита в Африку о том, что искусственное предохранение не спасет африканцев от СПИДа, подобного рода нападки на него резко усилились.

Сравнение папской поездки с визитом патриарха явно складывается в пользу последнего.

Белорусы принимали Кирилла гораздо радушнее, чем чехи папу. Получается, авторитарная политика Лукашенко по налаживанию государственно-церковных отношений принесла лучшие плоды, чем демократическая в Чехии?

На первый взгляд – да, но все не так просто.

Причины стремительной секуляризации Чехии лежат вовсе не в недавнем прошлом. Напротив, коммунистам не удалось вытоптать веру путем репрессий и преследований. Ее стремительное убывание связано с чешской историей в целом. Антикатолические настроения проявились в Чехии очень рано и были жестоко подавлены Римом – на костер был отправлен глава бунтарей Ян Гус. Затем последовала эпоха религиозных войн, когда протестанты и католики с привычной жестокостью уничтожали друг друга. Но религиозные войны прокатились по всей Европе. В чем же особенность чешской истории, которая способствует столь высоким темпам секуляризации сегодня?

Дело в том, что Чехия долго входила в состав Австро-Венгерской империи, правящая династия которой изо всех сил пыталась сохранить единство многонационального государства с помощью католической церкви. Именно она была призвана сыграть роль идейной скрепы, которая удержала бы империю от распада. Церковь стала чуть ли не главным политическим инструментом Габсбургов в борьбе за сохранение своей власти, и не удивительно, что рост национального самосознания связан у чехов с ярым антиклерикализмом. Именно тесный союз церкви и государства дискредитировал ее в глазах народа, не стерпевшего столь откровенного идеологического диктата. Нынешние проблемы, с которыми Ватикан сталкивается в стране, уходят своими корнями именно в это политическое прошлое.

Пылкие объятия, в которые заключил президент Лукашенко РПЦ, пока не сказываются негативно на образе церкви среди местного населения. Напротив, повышают ее репутацию. Приносят они пользу и президенту(во всяком случае, он на это надеется).

Сам глава РПЦ пообещал ему содействие в наведении мостов с Москвой. Но, как показывает история(и не только чешская), тесный союз церкви и государства чреват опасными последствиями для обоих. Не говоря уже о том, что пылкая дружба с авторитарным режимом – вещь крайне рискованная. Стоит власти всесильного"батьки" пошатнуться, как изменится отношение и к его верным православным друзьям. На то чтобы политические игры Габсбургов с католической церковью основательно подпортили в глазах чехов ее имидж, ушло не одно столетие. В современном мире такого рода процессы происходят куда быстрее.

Так что не стоит удивляться, если будущие визиты патриарха в Белоруссию будут проходить не столь гладко, как нынешний. А в случае возникновения у Лукашенко серьезных проблем его задушевным друзьям может быть оказан такой прием, что чешские шутки с раздачей презервативов будут выглядеть как детские игры на лужайке.

Борис Фаликов

30 сентября 2009 г.

Фото "Рейтер"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования