Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЖИВОЙ ЖУРНАЛ": Лето Патриарха. К визиту Патриарха Кирилла на Соловки монастырь скупил в окрестных магазинах всю соловецкую селедку


Про Владивосток есть такая старая местная шутка: у этого города, дескать, "широта крымская, а долгота колымская". Про Соловки я придумал аналогичную присказку: у них широта колымская, а долгота иерусалимская. Причем общая 36-я долгота действительно важна помимо каламбуров. Ведь на ней находятся, и гора Голгофа на окраине Иерусалима (достоверное местоположение которой неизвестно), и гора Голгофа на соловецком острове Анзер.

Что касается соловецкой, то в начале XVIII века там поставил свою келью опальный духовник Петра I монах Иов. В один из дней уединения ему в чудесном видении предстала Богородица и сказала: "Эта гора отныне называется второю Голгофою; на ней будет устроена великая каменная церковь распятия Сына Моего и Господа, и учредится скит для тебя с двумя учениками… скит назовется Распятским, соберется к тебе множество монахов и прославится имя Божие. Я сама буду посещать гору и пребуду с вами во веки".

Пресвятая Богородица явилась преп. Иову в сопровождении святого Елеазара Анзерского, повелевшего: "Освяти гору Голгофу и водрузи на ней крест!"

После видения преподобный Иов устроил на горе скит, а позже поставил деревянную церковь, которая в начале XIX в. была перенесена к подножию горы. В 30-х годах XIX в. на вершине горы была поставлена каменная Распятская церковь и новые келейные корпуса. Как и другие святые места Соловков, в лагерное время скит был осквернен. В 1992 г. престол Распятской церкви освятили вновь.

Анзер был третьим пунктом программы северной поездки патриарха РПЦ Кирилла Гундяева, с которой день в день совпало мое посещение Соловков. Сам я на Анзер попасть никак не мог, хотя и хотел: но последняя экскурсия на него ушла за два часа до моего приезда. Однако доводилось встречаться с Гундяевым на Большом Соловецком острове.

В середине недели чайки-поморники "разодрали" своим криком оконные сетки, взмахами черно-белых крыльев всколыхнули в монастырском дворе воздух застоявшегося времени, и в четверг на рассвете поселок очнулся от сна, в который он был погружен вместе со всем своим величием.

Старинную трапезную монастыря с самого утра закрыли для экскурсий. Там уже с утра пахло рыбой, несмотря на то, что патриарх прилетал лишь после обеда.

Его визит на Соловки начался с посещения находящегося в непосредственном подчинении главы церкви Соловецкого монастыря.

Для того, чтобы Кириллу войти в храм, извели немало травы, цветов и папоротников, из которых сделали дорожку от Святых ворот Соловецкого кремля до лестницы в Спасо-Преображенский собор.

Ожидание патриарха на Соловках. Здесь он должен с минуту на минуту пройти по длинной зеленой дорожке.

Кстати, поездка патриарха на Русский Север сопровождалась встречами с чиновниками региона и представителями федеральной власти: его сопровождали вице-спикер Госдумы и губернатор Архангельской области. Поэтому в числе встречающих - и всякие мужчины в галстуках.

А вот он уже пришел вместе с тремя телохранителями, шестью епископами и семью иподиаконами. Потом так с двумя телохранителями и ходил внутри с кадилом по периметру храма. А когда на следующий день поехал на Секирную гору, там отменили все экскурсии, и посадили толпу телохранителей в окрестных кустах.

Я был на двух службах Кирилла на Соловках, один раз он совершил надо мной елеепомазание. В храме народ постоянно щелкал цифровыми фотоаппаратами, отвлекался... Короче, весьма неудобно сосредоточиться на службах, которые ведет патриарх. Впрочем, в Москве он ведет их в ХХС, где я ни разу не был и не собирался.


На всех фотографиях Кирилла, что я сделал (с десяток), у него абсолютно одинаковое выражение лица. Достаточно опубликовать одну. Любую.

Напомню, что Кирилл был предан анафеме чуть более года назад - 17 июля 2008 года.

Визит Кирилла на архипелаг совпал с днями поминовения основателей монастыря и всех соловецких святых. В этом смысле и мне, и ему повезло. После недели непогоды с 20 по 23 августа на Соловках установились стабильно солнечные дни. Наверняка это было устроено молитвами преподобных Зосимы, Савватия и Германа, основавших Соловецкую обитель.

Показуха там была во время визитов випов во все последние времена. И через нее однажды совершилось знамение по поводу возрождения монастыря. Перед визитом патриарха Алексия Ридигера в 1992 году драили деревянную дверь в переходе монастыря. И вдруг под краской обнаружилась икона, на которой изображено первое посещение Савватием и Германом необитаемых еще тогда Соловков.

В этот раз показуха помогла побыстрее завершить реставрационные работы в Свято-Вознесенском ските на Секирке, куда я ездил на прокатном велосипеде.

Гундяев ознакомился с музейной экспозицией, посвященной лагерному периоду. Путин и Алексий II, когда были на Соловках в 2001 году, такие экспозиции не изучали. Но они вроде оба в прошлом гебешники, так что неудивительно. А вот Кирилл проникся, в том числе потому, что его дед Василий Степанович Гундяев в течение месяца находился в штрафном изоляторе на Секирной горе. Его роль выполнял Вознесенский храм. На втором этаже узников лагерей за какую-либо провинность (в случае Василия Гундяева это было участие в тайных богослужениях, которые совершали священники, сосланные на Соловки) содержали в неотапливаемом помещении без верхней одежды.

К визиту патриарха монастырь скупил в окрестных магазинах всю соловецкую селедку. И мне попробовать ее не удалось.

Прежде соловецкую (беломорскую) селедку монастырь поставлял и Петру Первому, и Иоанну Грозному.

Так что Кириллу хотели продемонстрировать, что его принимают как царственную особу.

В лагерные времена лесник, которым служил епископ Иларион Троицкий, произнес по поводу Соловков:

Вся подает Дух Святый:
прежде рыбари - богословцы показа,
ныне же богословцы - рыбари.

Теперь в поселке летом живет примерно тысяча местных жителей и единовременно находится до двух тысяч туристов. В 1991 году после 72-летнего перерыва начал действовать монастырь.

Нынешний патриарх прямо с Секирной горы высказался за передачу монастырю всех монастырских зданий, а также за законодательное придание Соловкам особого статуса. Это, впрочем, я почерпнул уже из видеоролика Патриархии.ру, так как говорил он об этом прессе, а не жителям.

В июне этого года руководитель аппарата правительства Сергей Собянин поручил федеральным ведомствам завершить передачу РПЦ объектов монастырского комплекса и вывести из его стен Соловецкий музей-заповедник.
Восстанавливался он не советской властью, как это кажется на первый взгляд. Там работали те, кого называют "трудники". Следующая ступень - послушники, они тоже не монахи, но хотят ими стать. Есть еще иноки, а уж потом собственно монахи.
К моему приезду в Соловецкой обители числились 69 насельников, в том числе 2 архимандрита, 7 игуменов, 11 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 11 монахов, 9 иноков, 20 послушников.

Но на восстановлении в основном работали именно энтузиасты, не монахи, не послушники и не паломники.

Я жил в монастыре в бывшей Иконописной палате вместе с трудниками, паломниками и теми, кто, как и я, просто приехал на Соловки. В течение паломнического сезона (с июня по сентябрь) проживание и питание там бесплатно для всех, независимо от трудового участия. Средняя численность одновременно живущих паломников - в пределах 80 человек. На зиму всех выгоняют, хотя в первые годы после восстановления оставляли зимовать чуть ли не местных алкашей.

Праздничный ужин в трапезной монастыря состоял из винегрета, горохового супа, гречки и оладьев. Обычный обед состоял из грибного супа и риса с грибами. Обычный ужин - просто из пшенной каши. Иногда устраивались и полдники. На одном из них были только чай, хлеб и кокосовый джем из кокосового молока. Я съел пару бутербродов, потом обратил внимание на саму банку кокосовых консервов. А там написано - употребить до 31 декабря 2006 года! Впрочем, в остальном на еду я не жаловался, хотя из-за своих путешествий по островам откушал в монастыре всего лишь несколько раз.

Перед обедом, если не опоздаешь, можно поучаствовать в короткой общей молитве прямо в трапезной.

Рассказы паломниц прежних лет, что вместо "приятного аппетита" в монастыре желают "ангела за трапезой" не подтвердились - такого выражения я ни разу не слышал.

Греческое слово "келья" подразумевало отдельный дом на земле монастыря, который передавался в пожизненное пользование. Келья могла быть большой - до 20 человек. Монах кельи подчинялся игумену. В келью можно было приглашать братию. В келье, где я жил - 12 спальных мест. Есть постельное белье, тумбочка, электрические чайники, мыло, шампунь, зубные пасты, полотенце, черный гуталин, баня. Все тоже бесплатно, разумеется. Но принципиально нет ни одного холодильника - посещение монастыря с собственными продуктами не благословляется.

Еще одно греческое слово "калива" - это хижина отшельников, где они по одному (и иногда по два) живут в уединении. Кельи и каливы одной местности объединяются в скиты, имеющие общий храм.

На Соловках есть несколько скитов, а на Анзере были по сути и каливы, которые, впрочем, тоже назывались кельями. Из-за этого у многих людей в мозгу возникает устойчивое выражение "уединенная келья", что, конечно, не такое несуразное понятие как "одинокий волк", но все-таки нетипичное. Соседняя с нами на этаже келья была человек на 20, как раз. В каждой (!) келье были свои храпуны, иногда не один, которые, на мой взгляд, столь же наглы, как и курильщики: зная свой порок, постоянно испытывают терпение и смирение окружающих. В нашей келье жил бывший мздоимец - чиновник, купивший себе на взятки квартиру, и теперь приехавший посмотреть как живут те, кто заботится о душе.

В мужском монастыре женщины стоят во время службы в храме отдельно на левой стороне, а в трапезной едят за отдельными столами. Живут женщины где-то за стенами монастыря.

Ничто не мешало нам с товарищами в середине дня напоследок искупаться голышом в Святом озере.

Андрей Травин, 31 августа 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования