Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВОСЛАВИЕ.RU": Православные святые, просиявшие на территории Албании


Христианство появилось в этих краях ещё в апостольские времена. Территория современной Албании разделялась тогда на две римские провинции: Иллирик и Македонию. Апостол Павел в 55-57 гг. писал: "благовествование Христово распространено мною от Иерусалима и окрестности до Иллирика" (Рим 15:19).

Древнее предание считает апостолом этого региона св. Кесаря,– одного из 70 апостолов, который был первым епископом Диррахия (ныне – Дуррес, столица Албании).

Во времена императора Траяна (98 – 117 гг.) стал мучеником святитель Астий, епископ Диррахия. После того, как он увидел сон, предвещавший ему близкие страдания и смерть за Христа, святой Астий приказал своим близким скрыться, а сам был арестован по приказу римского наместника Агриколы и подвергнут избиению и бичеванию. Язычники принуждали его принести жертву Дионису, но он сохранил верность Христу даже до смерти, – святителя распяли на кресте.

В это время многие христиане переселялись из Италии в Иллирию, чтобы избежать гонений. Среди них были семь святых мучеников – Перегрин, Лукиан, Помпей, Исихий, Папий, Саторнин и Герман, которые были арестованы вскоре после прибытия в Диррахий. Есть сведения, что причиной послужило то, что они открыто прославили мужество и твердость святого исповедника, за что они были схвачены и, как христиане, утоплены в море. Тела их, вынесенные волнами на берег, были скрыты там в песке верующими. Девяносто лет спустя мученики явились Александрийскому епископу, повелев похоронить их тела и воздвигнуть над ними церковь.

Во II веке пострадал еп. Елевферий Иллирийский и его мать Анфия (память – 15 декабря). Святой Елевферий, сын знатного римского гражданина, был воспитан в христианском благочестии своей матерью. Добродетели его были столь высоки, что он уже был избран и поставлен епископом Иллирийским ещё в возрасте двадцати лет. При императоре Адриане (117-138) святой Елевферий за смелую проповедь о Христе после мучений был обезглавлен в Риме вместе с матерью и одиннадцатью спутниками. Епарх Корив, мучивший святого Елевферия, сам уверовал во Христа и также был казнен.

Позднее в том же столетии пострадал святой мученик Данакт Иллирийский (память – 16 января), который служил чтецом при церкви в местечке Авлон. Во время нашествия неверных святой взял церковные сосуды и хотел скрыться, но был схвачен воинами. После того, как он отказался поклониться идолу, его зарубили мечом.

В III веке в городе Бутринт (ныне южная Албания) принял смерть за Христа святой мученик Ферин (память – 23 апреля) при императоре Декии (249-250).

В IV столетии прославился своими чудесами святой Донат, епископ Еворский (память – 23 апреля), происходящий из Бутринта. Известно, что он освободил от беса дочь императора Феодосия (379-394) и воскресил мёртвого. Почил святой в 387 году, а в 602 году его честные мощи перенесли на Корфу, чтобы спасти от варварского нашествия.

В начале XI в. недалеко от современного Эльбасана подвизался и пострадал святой мученик Иоанн-Владимир (память – 22 мая, 7 июля). Это был сербский князь, правивший Иллирией и Далмацией. Он с детства воспитывался в благочестии, любил молитву, построил много храмов, боролся с ересью богомилов, распространившейся в его крае. Был женат на Косаре, дочери Болгарского царя Самуила. Болгарский царь Иоанн-Владислав пригласил святого Иоанна-Владимира якобы на переговоры, и под этим предлогом сначала заточил в темницу, а затем, выпустив, подослал убийц, которые убили святого 22 мая 1015 года у входа в храм. Благочестивая супруга святого князя, Косара, затворилась в построенном ее мужем храме, где и скончалась, до конца жизни не покидая церкви. Мощи святого князя находятся в посвящённом ему монастыре, близ албанского города Элбосан.

Родом из Диррахия был известный византийский композитор святой Иоанн Кукузель (XIII в.), а в XIV в. на Афоне просияли подвигами святые Нифонт из Люковы и Нил Эрихиот.

В период турецкого ига во многих местах Албании православное население сопротивлялось исламизации. В этом краю приняли смерть за Христа и некоторые новомученики: прп. Никодим (1722) и Христос Садовник (1748).

Знаменитый миссионер и просветитель святой Косьма Этолийский с 1775 г. трудился в Албании, проходя с проповедями по южной её части, от Химара и Влоры до Берата, Музека и Дурреса. Святой Косьма возрождал и укреплял веру среди православных, препятствуя их исламизации и отступничеству от Христа. В этой стране он и принял мученическую смерть в 1779 г. в Берате.

Чуть позже пострадал другой святой – священномученик Никита Албанский (память – 4 апреля). Он был славянин родом из Албании, в конце XVIII века принял монашество и подвизался в русском Пантелеймонове монастыре на святой горе Афон.

Чтобы обличить противников христианства, святой Никита пришел в город Серрес. Здесь он увидел, как рядом с мечетью сидит хромой от рождения человек, который был одним из учеников местного муллы. Подсев к нему, святой отец спросил его, почему он, так страдая от своего увечья, не желает исцелиться. Мусульманин ответил, что, конечно же, он с радостью бы исцелился, но это невозможно. Тогда святой Никита сказал: "Ты исцелишься, если уверуешь во Христа и крестишься". Собеседник святого сразу пошёл к своему учителю и рассказал об этом разговоре. Мулла призвал святого Никиту, и тот в присутствии многих мусульман повторил ему то же, что сказал ученику.

За это он был предан в руки начальника города, как учащий против их веры. И пред градоначальником святой Никита исповедал Христа. Он был ввержен в темницу. Ему предложили принять ислам и тогда святой потребовал, чтобы мусульмане доказали правильность своей веры. К нему пригласили учёных мулл, и на словесном состязании с ними святой Никита обличил заблуждения ислама и привел их к молчанию.

Он, помимо прочего, свидетельствовал, что христианская вера была проповедана апостолами через одно лишь изложение догматов и утверждена чудесами, и, несмотря на то, что гонима многими мучителями, пребудет непобежденной до скончания века. Ислам же был насажден насилием, принуждением и войной богатым купцом, провозгласившим себя пророком, и его последователями. Святой Никита называл Мухаммеда обманщиком и жалел мусульман, как находящихся в прелести.

После этого святой Никита подвергся жестоким пыткам, а 4 апреля 1808 года в вечер Великой субботы был повешен. Христиане выкупили его тело и предали погребению.

В то же время албанец-мусульманин Хасан после участия в русско-турецкой войне, вернувшись, обратился в Православие, крестился с именем Иоанн и принял мученическую смерть в 1814 г., за что и был прославлен в лике святых как святой Иоанн Албанский (память – 23 сентября).

Новомученик Христов Иоанн был родом из места Коница в Албании, входившей в то время в Османскую империю. Был рожден от мусульманских родителей-албанцев и воспитан как мусульманин. Его отец был шейхом — духовным наставником общины суфиев (мусульманских мистиков и аскетов).

Когда будущий мученик достиг двадцатилетнего возраста, он тоже вступил в орден суфиев. В городе Врахори в Этолии пашой был друг его отца — Хазнатар Юсуф Арав, туда и направился молодой суфий, и здесь, в резиденции паши, он был любезно принят. За сравнительно короткое время Хасан прошел большую часть духовных ступеней мистического совершенства, установленных в суфийском движении.

Однако случилось так, что ему пришлось участвовать в войне с Россией, в боевых действиях в области Ионических островов. Именно на войне Хасан познакомился с Православием и домой вернулся уже твердо уверенным в истине Христовой веры и отказавшимся от ислама и суфизма. Так как никто не желал его крестить из-за страха перед турками, он отправился на соседние острова, где принял крещение с именем Иоанн.

Вернувшись на материк, святой поселился в православном селе, женился на православной девушке и состоял в отряде самообороны от мусульманских разбойников. Отец, узнав об этом, послал к нему двух суфиев, чтобы они вернули его в ислам, но те потерпели неудачу — Иоанн остался преданным вере православных христиан.

— Не думайте, что я захочу быть снова слепым,— ответил он им.

Тогда некоторые донесли на святого Иоанна. Он был арестован и приведен в турецкий суд. Перед судьей (это был уже преемник Хазнатара) святой мученик продолжал искренне исповедовать истинную веру, претерпевал пытки и избиения, пока не был обезглавлен 23 сентября 1814 года.

Перед смертью святой Иоанн воскликнул:

— Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!

При подготовке статьи использованы материалы:

Robert Elsie. Christian Saints of Albania // http://www.scribd.com/doc/87003/

Vaporis N. M. Witnesses for Christ: Orthodox Christian Neomartyrs of the Ottoman Period, 1437–1860. N. Y., 2000.

Юрий Максимов, 11 сентября 2009 г.

На фото: святой мученик Иоанн-Владимир


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования