Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГРАНИ.РУ": Противление злу. В чем же причина нынешнего упорного церковного антисталинизма?


Дискуссия по поводу появления имени Сталина на станции метро "Курская", совпавшая с 70-й годовщиной пакта Молотова-Риббентропа, была весьма оживленной. Однако от заметных общественных институтов с протестами против "ползучей ресталинизации" выступили всего трое: "Мемориал", "Яблоко" и Русская православная церковь. Священный синод по данному поводу не высказывался (пока?), но глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин сделал на пресс-конференции однозначное заявление:

В знаковых местах, символизирующих уважение к тому или иному деятелю со стороны государства и общества, не место изображениям и цитатам, относящимся к людям, которые виновны в смерти большого количества невинных людей, которые уничтожали других без обвинения и суда.

Это была отнюдь не эмоциональная реакция интеллигентного человека, узнавшего, что бывший инструктор МГК КПСС Дмитрий Гаев, оказавшийся в начальниках Московского метрополитена, начал борьбу за реконструкцию исторического облика своего хозяйства с восстановления сталинистской символики, обильно когда-то в нем присутствовавшей.

Отец Всеволод выразил мнение основного идеологического ядра церкви, церковного "мейнстрима", сформулированное еще в предыдущие годы, но четко озвученное в последние месяцы, уже в патриаршество Кирилла (Гундяева). За исключением отдельных священников-фриков на питерских и московских окраинах, рисующих иконы Сталина и размышляющих на страницах антисемитских листков о его "скрытом монашестве", правые и левые церковные интеллектуалы едины в одном - Сталин это зло, сталинизм и фашизм вполне сопоставимы.

Влиятельный консервативный протоиерей Владимир Воробьев, ректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета и главный лоббист РПЦ в деле продвижения "основ православной культуры" в школы, в интервью официальному сайту Московской патриархии сообщает:

Сейчас, когда идеологии ХХ века, такие как коммунизм и фашизм, скомпрометировали себя, народы, потерявшие веру, быстро разлагаются. … Но в нашем народе вера сохранилась благодаря подвигу новомучеников, тех, кто в ХХ веке отстаивал веру ценой своей жизни.

Известный либеральный священник Георгий Кочетков на "белом" интернет-портале "Кредо.ру" говорит:

Нельзя оторвать историю нацизма или итальянского фашизма от идеологического влияния советского режима, сознательного и несознательного... Неслучайно есть люди, которые считают, что вся немецко-фашистская система была в каком-то смысле плодом советского режима, антирусского и в то же время в принципе антигуманного. И уж конечно антицерковного - об этом говорить нечего... И когда статуи Ленина или Сталина где-то стоят - это пощечина общественному мнению... и истории нашей страны. А на самом деле и мировой. Это то же самое, как если бы поставили в Берлине статую фюрера, а в Италии - Муссолини, говоря: "Это наша история".

И наконец, глава отдела внешних церковных связей архиепископ Иларион (Алфеев) еще в июньском интервью светскому "Эксперту" недвусмысленно заявил, вызывая огонь на себя:

Я считаю, что Сталин был чудовищем, духовным уродом, который создал жуткую, античеловеческую систему управления страной, построенную на лжи, насилии и терроре. Он развязал геноцид против народа своей страны и несет личную ответственность за смерть миллионов безвинных людей. В этом плане Сталин вполне сопоставим с Гитлером. Оба они принесли в этот мир столько горя, что никакими военными или политическими успехами нельзя искупить их вину перед человечеством. Нет никакой существенной разницы между Бутовским полигоном и Бухенвальдом, между ГУЛАГом и гитлеровской системой лагерей смерти.

Ни тогда, ни впоследствии официальной реакции на это заявление не было. Иначе отнеслись российские власти к посещению патриархом Кириллом в ходе его недавнего украинского турне мемориала Голодомора: президент Медведев заявил, что Кирилла на Украине обижали и что, мол, в этом одна из причин отказа Кремля направить посла в Киев. Такой "подставы" руководители Московской патриархии явно не ожидали и теперь пытаются выкрутиться из крайне невыгодной для себя ситуации: выглядеть в глазах паствы холопами российских властей, испытавшими унижение от украинцев, им никак не хочется.

Эта конфликтная ситуация высвечивает проблему роли церкви в обществе. Сколько ни показывай по телевизору благостных сюжетов о провинциальном духовенстве, сколько ни давай денег на храмы, церковь - это крупная социальная структура, которая всегда будет в первую очередь защищать свои интересы, а не исполнять пожелания чужого дяди, пусть он и называется президентом Российской Федерации. Эти интересы могут и совпадать с государственными, но могут, как в случае с прославлением Сталина, значительно с ними расходиться.

В чем же причина нынешнего упорного церковного антисталинизма? Память о репрессиях? О гибели под колесами партийно-государственной машины сотен тысяч священнослужителей и церковных активистов? О смерти миллионов прихожан от сознательно устроенного голода и преступной некомпетентности? Да, но лишь отчасти. Недаром память о преследованиях церкви в российской части РПЦ весьма избирательна: хрущевский "штурм небес" с закрытием сорока процентов церквей и посадкой по уголовным статьям десятков священнослужителей практически не вспоминается (во всяком случае, первыми лицами).

Желание сделать маленький бизнес на памяти жертв репрессий? Это теплее. Вот, например, недавно патриарх посетил Соловки и потребовал свернуть государственный музей, все восстановить и это все (то есть самое выгодное туристическое направление на Русском Севере) отдать церкви:

В восстановлении Соловков должны принимать участие все - и государство, и бизнес, и Церковь, и просто граждане, потому что в каком-то смысле мы все в долгу у тех, кто был здесь верен Христу даже до смерти.

Понятное дело, соловецкие сидельцы 1920-х, отправленные туда в первую очередь за непризнание советской власти, были бы немало удивлены, что на их страданиях хотят заработать отъявленные сергиане, всю свою сознательную жизнь сотрудничавшие с КГБ. А еще больше были бы удивлены эсеры, меньшевики, троцкисты и прочие политические оппозиционеры, в изобилии имевшиеся в тот период на Соловках, но никак не ассоциировавшие себя с православием.

Впрочем, немалую роль в церковном антисталинизме играет и поколенческий фактор. Со смертью патриарха Алексия II - русского юноши, выросшего в обстановке послевоенного сталинского ура-патриотизма и до самой смерти избегавшего острой темы коллаборационизма (чем в годы войны занималась часть его родственников и духовных учителей, например, протоиерей Александр Киселев, ставший духовником РОА), в церкви был снят негласный запрет на обсуждение и сравнение сталинизма и фашизма, да и на антисталинскую риторику в целом. К тому же в 2000-е годы в мир иной окончательно отошло поколение священников-фронтовиков, к концу своей жизни идеализировавших времена своей молодости и неспособных, естественно, сравнивать своих товарищей по оружию с гитлеровцами (в этом весьма показательна духовная эволюция известного священника-диссидента Димитрия Дудко).

Сейчас власть в церкви берет "поколение 1989 года" - воспитывавшаяся на перестроечной прессе интеллигентная и полуинтеллигентная молодежь, пришедшая в церковь из мира неформалов, журналистов и музыкантов. Для этой среды не было сомнений в равной ответственности Гитлера и Сталина за массовые убийства граждан Европы - рок-музыканты Александр Башлачев в "Абсолютном вахтере" (1984) и Константин Кинчев в "Тоталитарном рэпе" (1990) сформулировали эти настроения абсолютно четко, и генерал Власов был для многих из них героем, бросившим перчатку тоталитарному строю. Они служили за нищенскую зарплату на бедных приходах, с энтузиазмом занимаясь восстановлением памяти о своих предшественниках, сельских батюшках, поставленных к стенке в 1937 году.

Ныне в силу возраста, наличия хоть какого-то образования и приличного практического опыта они - циники снаружи и идеалисты в душе - становятся во главе епархиальных управлений, отделов и соборов. Для них Сталин - "чудовище, духовный урод", и с этим приходится считаться даже не столь радикально настроенному патриарху.

Николай Митрохин, 8 сентября 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования