Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКОЕ РЕВЬЮ КЕСТОНСКОГО ИНСТИТУТА": Череповец: протестантско-православная религиозность как зеркало российского многообразия


Самым большим по числу жителей городом Вологодской области является Череповец. Это один из центров развития, как православия, так и протестантизма. Судьба этого города типична для всех тех захолустных городков, которые становились промышленными центрами в советское время. Сталелитейное предприятие как центр городской жизни, постоянное обновление населения в связи с приездом рабочих и специалистов со всех концов страны, искоренение религии, "ненужной рабочему классу" в особенности, - все это создало практичный мир, где религия в 1990-е годы развивалась как бы с чистого листа, как будто и не была эта земля православной на протяжении многих веков.

За постсоветское время православная жизнь в Череповце, если подходить формально и с материальной точки зрения, изменилась намного меньше, чем в других городах, где построено много храмов и часовен, а власть оказывает всяческую помощь священнослужителям. В Череповце изначально власть была настроена нейтрально, но благожелательно, никакой православизации общественной жизни сверху не было, а поскольку население также спокойно относилось к РПЦ, то за все 1990-е годы была отреставрирована только одна разрушенная церковь. Однако эта "нейтральная" ситуация превратила два православных прихода в две реальные сплоченные и многочисленные общины верующих, которые стали чрезвычайно изобретательны в сфере социальных проектов, образования, культурных акций, которые проводятся благодаря активности и самостоятельности мирян.

Единственный храм, который существовал в советское время в Череповце, - Воскресенский собор (архиерейское подворье). Настоятель собора – протоиерей Владимир Богданчиков. Активисты прихода проводят православные молодежные балы для привлечения подростков и преодоление алкогольных и полукриминальных традиций молодежного досуга. При соборе действует молодежная организация "Купол", которая проводит встречи, балы и конкурсы, существует детско-юношеский хор. Воскресенский собор и вторая церковь города - храм Рождества Христова - совместно готовят еженедельную программу на местном телевидении "Воскресная школа" (ведущие – Лариса Федченко и диакон Кирилл Киселев). При Рождественском храме и Воскресенском соборе работают открытые библиотеки, которые пользуются большим спросом у студентов и преподавателей.

Вторым крупным приходом является церковь Рождества Христова - настоятель храма Рождества Христова – протоиерей Георгий Трубицын. Староста прихода Рождества Христова и директор воскресной школы при храме – Лариса Федченко. Федченко также является секретарем Комиссии по религиозному образованию Вологодской епархии. Храм был отстроен при спонсорской поддержки "Северстали" на месте сгоревшей церкви в 1996 году (церковь существовала с 1786 года). В 1997 году открылась воскресная школа, в которой 5 дней в неделю обучается около 300 учащихся. Уникальность воскресной школы состоит в том, что школу посещают не только дети верующих – детей специально привозят в школу из четырех детских домов области при поддержке Центра помощи семье и детям. Кроме того, школа сотрудничает с Центром социальной реабилитации "Росток" для детей из неблагополучных семей. В школе также есть занятия для взрослых. Многие заканчивают после воскресной школы Духовное училище в Вологде. В школе преподают 27 учителей из числа прихожан. Приход ежегодно проводит летние лагеря для детей и подростков. Журналистская студия выпускает приходскую газету "Радуга". Верующие посещают отделение наркологии в городской больнице, проводится не только молебен перед иконой "Неупиваемая чаша", но и соборование наркоманов и алкоголиков. В храме вывешена по инициативе прихожан доска с именами 60 человек, погибших в Афганистане, около которой проводятся панихиды.

В самом православном приходе, по словам отца Георгия Трубицына, постоянно на богослужениях присутствует до 300 человек, в год совершается около 1,5 тысяч крещений, около 9 тысяч исповедующихся, до 800 человек проходит соборование. Лариса Федченко и отец Георгий отмечают, что православные делают для города все, что могут, насколько хватает сил. На город в 300 тысяч человек приходится два православных храма, 8 священников и 7 диаконов. При этом, "сектанты" стараются проводить свои миссионерские акции и организуют группы почти в каждом районе города. Отец Георгий сетует на то, что у прихода нет сил и средств, а также государственного финансирования религиозного образования. "Сектанты" же делают упор на социальной работе, и у них, как считает отец Георгий, есть специально разработанные программы и проекты, апробированные на Западе. А у православных такого нет. По словам отца Георгия, никакой антисектантской работы приходы в Череповце не ведут: "Главное, что Православная церковь никогда не будет действовать методами сект, поскольку миссионерская деятельность должна быть основана на свободе воли и молитве". Православные никому не навязываются, но посещают и военные части, и социальные учреждения. По мнению отца Георгия, надо все объяснять и не отталкивать людей.

Образовательные, культурные инициативы занимают огромное место в череповецкой православной жизни, и они носят характер общественных акций, которые проводятся неформально. Дети из Череповецкой воскресной школы принимают участие в Дмитриевских чтениях в Спасо-Прилуцком монастыре, готовили музыкальные композиции и буклеты в память преп. Нила Сорского, участвуют в Прокопиевских в Великом Устюге, Таисиевских и и Игнатиевских чтениях в самом Череповце. Таисиевские чтения являются по существу детскими и подростковыми – учащиеся пишут статьи и читают доклады на этих чтениях, ездят на экскурсии по монастырям и устраивают выставки своих поделок в рамках чтений. Наиболее интересные доклады и сочинения учащихся печатаются в журнале-альманахе Комиссии по религиозному образованию Вологодской епархии "Православное образование и воспитание" (редактор – Лариса Федченко). Наряду с этим, приход Рождества Христова и Воскресенский собор работают со средними школами в рамках программы "Истоки", которой охвачено 85% всех школ области. Православные разработали план своих занятий на нравственные темы, о милосердии, христианской жизни и об истории жизни православных святых.

Православное многообразие, характерное для многих регионов, сочетается в Череповце с многообразием протестантским, которое в этом городе отражает особенности его истории, его характер и толерантную политику местных властей. Сильный череповецкий протестантизм постоянно подстегивает православных прихожан к тем социальным акциям и к миссионерской работе, которая многим богатым приходам РПЦ в Центральных областях может показаться слишком оригинальной и даже ненужной. Однако в Череповце евангельское христианство является весьма ощутимым конкурентом православия.

Большинство протестантских общин Череповца – это головные центры для всех областных евангельских церквей. В той или иной степени все они делают упор на социальной работе и миссионерстве.

Пятидесятники, как и по России в целом, наиболее заметны и многочисленны среди протестантов. К примеру, Церковь Иисуса Христа (входит в РОСХВЕ) – община, которая ведет большую социальную работу с неблагополучными детьми, с досуговым центром, профилактическую работу с бомжами, проводит тюремное служение и реабилитацию заключенных. В общине РОСХВЕ – более 300 человек, ее пастор - Глеб Басков, а епископом Вологодского объединения РОСХВЕ является Евгений Николин.

Самой многочисленной является Церковь "Добрая Весть" (входит в Российскую церковь ХВЕ) – в ней более 700 человек. У этой церкви есть реабилитационный центр для наркозависимых, ведется работа с неимущими. Старший пастор Объединения церквей РЦ ХВЕ по Вологодской области – Владимир Моцьо. В объединение входит 10 церквей и более 15 групп по Вологодской области, в том числе и в поселках и в деревнях – в Вологде, Череповце, Кириллове, Белозерске, Шексне, Кадуе, Климовске, Хохлово и Молочном. Основу союза составляют молодые харизматические пятидесятнические церкви, возникшие в 1990-е гг. В 2003 году церковь "Добрая весть" в Череповце открыла новый молитвенный дом. "Добрая Весть" также является одной из самых активных церквей в сфере социального служения. Под Белозерском верующие организовали реабилитационный центр для наркоманов, где в частном доме одновременно может находится около 20 чел. В центре бывшие наркоманы работают и изучают Библию. По словам Владимира Моцьо, около 90 процентов тех наркоманов, кто не сбежал и прошел всю реабилитацию от начала и до конца, остаются в церквях и становятся служителями. Череповецкие власти приветствуют работу пятидесятников с наркоманами и с другими нуждающимися. По словам старшего пресвитера, "в социальной работе специалисты в череповецкой мэрии отдают предпочтение протестантским церквям".

Власти Череповца, по словам Владимира Мацьо, проявляют самое наилучшее отношение к верующим. Представители мэрии, например, обращаются к церкви в связи с возникающими социальными проблемами. С точки зрения соблюдения законности, никто из чиновников не делает публичных заявлений, направленных против евангельских церквей. Как отмечает Владимир Мацьо, в Череповце уже несколько лет никто не печатает антисектантских статей, а некоторые светские журналисты советуются с пасторами, прежде чем публиковать статьи на религиозную тематику. По словам Мацьо, "в Череповце всего две православных церкви, а протестантских – восемь, поэтому против нас никто не осмеливается выступать".

В Череповце действует община церкви "Дом горшечника" - одного из самых интересных протестантских направлений. Церковь "Дом горшечника" появилась в 1980-е годы в США на основе молодежного харизматического движения Иисуса, и стала одним из самых консервативных направлений, выделившихся из JesusMovement. В России церковь возникла благодаря миссионерской деятельности одноимённой канадской церкви в 1994 году. Общины существуют в Череповце (пастор Алексей Хапов), Вожеге, Соколе, Рыбинске, Костроме, Иваново, Южно-Сахалинске, Петербурге, Липецке, Смоленске и Москве. Однако центральная церковь находится в Вологде. Церковь готовит и посылает миссионеров не только по России, но в Украину, Монголию и Камбоджу. При этом, "Дом горшечника" против обучения миссионеров и пасторов в библейских колледжах, так как миссионеров нужно обучать непосредственно на практике во время миссионерских акций. Российские общины являются частью международного движения "Potter’shouse", которое децентрализована и не имеет единого управления и центра (в мире в это движение входит около 1600 церквей). "Дом горшечника" - пятидесятническая церковь, которая придерживается строгих фундаменталистских принципов морали и отношения к тексту Библии. Глоссолалии не практикуются на богослужении - только во время частной молитвы. "Дом горшечника" не поддерживает отношений с другими протестантскими церквями, так как не признает харизматических доктрин, женского священства, а также существует правило, согласно которому пасторы не могут иметь дома телевизора. Многие прихожане также добровольно отказываются от телевизора дома, так как ТВ впускает в дом насилие и соревнуется по влиянию с голосом Божьим. Основной целью для церкви является насаждение общин и миссия, а социальную работу в "Доме горшечника" считают ненужной для церкви, так как она уводит в сторону ("просто открывать столовую для бомжей – бесполезно"). При этом, верующие ведут активную работу в тюрьмах, больницах, есть реабилитационный центр для наркозависимых, который работает по программе 100 дней. В "Доме горшечника" полагают, что наркоману, если он стал верующим, не нужно долго выходить из наркозависимости, а достаточно около трех месяцев. В евангелизационных целях община выпускает газет "Время перемен" тиражом 80 тыс. экземпляров. В связи с миссионерской направленностью церкви каждый прихожанин обязан несколько раз в неделю участвовать в евангелизациях и посещать церковные собрания не только по воскресеньям, но и среди недели. Пастор центральной церкви в Вологде Сергей Голубев подчеркивает, что надо быть патриотом-протестантом: "Да, мы русские, но неправославные, но принадлежим к русской культуре". " Не следует оправдываться в этом "все оправдания для РПЦ смешны, и Кураев и Чаплин над этим только поиздеваются, и это никак не поможет погибающим в грехах".

В 2000-е годы в Череповце и в Вологодской области в целом стали возникать и расти баптистские общины (более 10 общин и групп) – до этого в области были по большей части церкви, входящие в Совет церквей евангельских христиан. Баптистская церковь существовала в Череповце еще с 1920-х годов, и в настоящее время в городе находится центральная баптистская община во главе со старшим пресвитером Станиславом Довбушем, в которой более 300 человек. В Устюжне и Бабаево существуют реабилитационные центры ЕХБ для наркозависимых. В церкви действует также группа 12 шагов для алкозависимых и созависимых. Баптисты ходят по учебным заведениям с программой борьбы со СПИДом. Миссионеры ездят по деревням Вологодской области и проповедуют, также как это делали проповедники-книгоноши в XIXвеке. При этом, встречают также и сопротивление местных крестьян и духовенства. По словам служителя Объединения ЕХБ по области Павла Копмаря, баптизм в России стал более зрелым и грамотным, появилось осознание значимости социального служения и активного привлечения молодежи. По словам пресвитера, церковь должна проявлять свою общественно-политическую позицию, в обществе должны быть свобода веры и свобода выбора, по крайней мере, Иисус Христос вел себя демократично.

Среди более мелких протестантских общин в Череповце стоит упомянуть небольшую пятидесятническую церковь, которая относится к Тамбовской Ассоциации церквей евангельских христиан (глава – Петр Назарчук). С наркозависимыми занимается также реабилитационный центр, созданный благотворительным фондом "Преображение", который основали члены пятидесятнической церкви из Кемерово. Существуют в Череповце и другие протестантские и околопротестантские направления. Свой Дом молитвы есть и у Церкви адвентистов седьмого дня и Новоапостольской церкви. Свое здание есть и у общины трезвенников-чуриковцев, которых около 50 человек.

В каком-то смысле Череповец можно назвать зеркалом религиозной жизни в больших российских городах, в столицах регионов. Здесь представлен такой же набор других религиозных направлений, который можно встретить в том или ином сочетании и со своими региональными и культурными особенностями в любом крупном городе. Существуют национальные мусульманские группы и иудаистская община Федерации еврейских общин России. Это группы почитателей рериховского учения (в 1990-е годы был Центр "Чаша", который затем распался), Саи Бабы, Шри Чин Моя, Брахма Кумарис, Радастеи, движения Анастасии, Церкви Саентологии (альтернативное направление из Германии), Общества сознания Кришны, буддистов движения Карма Кагью. В Череповце также есть семейно-культурный оздоровительный центр "Макошь" неоязыческой направленности.

Однако уникальность Череповца не в том религиозном котле, которые в России есть повсюду, а в сочетании социально активного православия, которое становится центром общественной и культурной жизни практически без поддержки властей. Это православие, которое на фоне мощного развития протестантизма в 1990-е годы не сумело приобрести силу, встав на плечи государства. Но в итоге именно это заставило два череповецких прихода и прежде всего мирян задуматься о новом социально-культурном облике православия, как миссии, которую несут люди, а не православная власть. Православие в Череповце стало влиятельным несмотря на количество храмов и выделяемых бюджетных и внебюджетных средств. При этом, оно не противопоставило себя другим конфессиям, и сосуществует наравне с протестантским христианским миром.

Безусловно, православно-протестантское соседство объясняется местным колоритом города, его историей, внутренней культурой, тем, что православно-патриотические мифологемы "русской цивилизации", "борьбы с сектами", с западным влиянием и т.д. были чужды местному духовенству и власти. То есть общество развивалось самостоятельно и независимо определяло свое религиозное лицо. Мэрия Череповца занимает принципиально нейтральную позицию. Мэр Череповца Олег Кувшинников не ходит на православные службы на Пасху и Рождество, православным себя не называет, но регулярно поздравляет православных с праздниками. Специалист в администрации Череповца по взаимодействию с религиозными объединениями – Александр Сергеевич Попов, сотрудник Отдела по связям с общественными организациями мэрии – признается в том, что Череповец является центром многих протестантских конфессий Вологодской области. По словам Попова, Череповец еще называют рассадником протестантизма на Северо-Западе. По меркам Вологодчины Череповец – город специфический, который сформирован из людей различных национальностей, приехавших на стройку комбината "Северсталь". Наличие лишь двух православных храмов в городе и отсутствие церквей в спальных районах, Попов объясняет отсутствием инициативы со стороны горожан. В Череповце люди практичные, они зарабатывают деньги, буквально все заняты экономической деятельностью. Говорят, что если в Вологде двое инициативных и энергичных человека создадут партию, то в Череповце – кооператив. Как подчеркнул Александр Попов, протестантизм с его деловитостью и прагматизмом больше подходит по духу череповчанам. А православие рассматривается как культурное явление – это большая проблема для РПЦ. Тем не менее, приходы РПЦ в Череповце, действительно, очень большие, растущие и активные. На праздники они заполнены до отказа. Православные проводят выставки, культурные акции, работают со школами. Однако чрезвычайно ощущается нехватка молодых и образованных священников. Священнослужители отстаивают службу, и не всегда способны к энергичной социальной и миссионерской работе. По мнению Попова, получается, что в отличие от мирян, священников мало и они незаметны.

Развитие религиозной жизни в Череповце сделало заметным общественные инициативы самих верующих, лишив православие бессмысленных идеологических стереотипов и ксенофобских мифов. Присутствие сильных православия и протестантизма сформировало веротерпимую атмосферу, которую нет смысла рушить ни тому, ни другому христианскому направлению. В условиях, когда практической вере привержено меньшинство жителей города, осознанная и организованная религиозная жизнь является дефицитом.

Роман Лункин

Апрель 2009 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования