Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ПРАВДА.РУ": Спор о Женском дне, или о прототипе революционного женского праздника


Пару лет назад мне пришлось участвовать в интересном разговоре, и я записал его себе в блокнот.  Сегодня, накануне очередного "Женского дня", предлагаю его вашему вниманию.

• 8 марта ─ Международный Женский день.  Что вы имеете против такого праздника?

Пусть называют его как угодно ─ только ни одной стране мира, кроме России, этот праздник не знаком.  А у нас он введен советской властью сразу после революции, и сегодня остается своеобразным "ископаемым остатком" тех самых времен…

• Уж не хотите ли вы стереть из памяти всё то, что связывает нас с ХХ веком?

Разумеется нет!  Но если мы сохраняем в нашей жизни этот праздник, мы должны по крайней мере знать, кем именно и как он был установлен, какие события отмечает, и каким образом он связан с принятой датой.

• А разве это не известно?

"Много лет при приближении 8-го марта, ─ пишет проф. диакон А. Кураев в статье "Можно ли не праздновать 8 марта", ─ я начинал спрашивать всех встречных, включая историков и журналистов: "почему мы празднуем именно этот день?"  И слышал в ответ: "так сложилось", "так установилось". Но меня всегда настораживают безличные обороты.  Помните, как советские экскурсоводы говорили о храмах: "этот памятник архитектуры до наших дней не сохранился"?  Вот так вот взял и не сохранился, очевидно, в знак протеста против рабоче-крестьянской власти…"

Не подлежит сомнению, что Женский день был установлен на 2-й Международной конференции социалисток, которая собралась в 1910 году в Копенгагене, со вполне определенной целью.  Предложение об этом внесла известная Клара Цеткин: "Я тогда имела определенное намерение, ─ пишет она, ─ создать день революционной мобилизации широких женских масс…"

И вот что продолжает вызывать споры - а у некоторых даже истерику - это усилия выяснить, каким образом женский революционный день занял свое место в календаре.

• Очень просто: для определенности выбрали один общий для всех день…

Просто, но неверно.  Решение конференции ничего не говорит о дате, оставляя выбор за отдельными странами: "…В каждой стране организовывать, по соглашению с политическими рабочими партиями и профессиональными организациями, специальный Женский день…"  Более того, первые годы Женский день отмечался повсюду в различных числах марта, и лишь начиная с 1914 года за ним закрепилась дата 8 марта. В чем причина?

 "Кого уволили с работы? Кого бросили в тюрьму? ─ спрашивает о. Андрей Кураев, ─ Кто из лидеров демдвижения родился в этот день? Ответа нет.  Значит, что-то личное связывало творцов Женского дня с этой датой.  Что именно?  Чем мог быть дорог для них этот день?"

Чтобы найти ответ, надо учесть не только политическое, но и культурное, и национальное родство.  А поскольку вожди европейского социализма и революции начала ХХ происходили главным образом из евреев, то за разгадкой тайны 8 марта следует обратиться к еврейскому календарю.

Попробуем отыскать в годовом календарном цикле иудаизма событие, которое:

- связано с именем женщины, одержавшей блистательную победу над окружающими врагами;

- мобилизует массы на безпощадное уничтожение противников;

- имеет простой и наглядный смысл (вспомним, что социалисты были безбожниками и воспринимали религию лишь как народные обряды и сказочные образы);

- совершается в начале марта или около того (еврейский календарь привязан к фазам луны, и даты еврейских праздников по гражданскому календарю меняются от года к году).

Каждый, кто хоть немного знаком с иудаизмом, по этому краткому описанию безошибочно узнает праздник Пурим.

• Что же это за праздник ─ Пурим?

Праздник довольно странный, "не связанный ни с храмом, ни с каким-либо религиозным событием". Содержание его составляет ветхозаветная Книга Есфирь.  Еврейское название праздника - множественное число от слова (пур) ─ жребий, см. Есф. 3:7; поэтому по-русски он должен бы называться праздником жребиев или судеб.

В общепринятом виде Пурим ─ это торжество кровавого погрома, бойни, организованной  в масштабах государства благодаря усилиям Есфири (по-еврейски Эстер), одной из жен персидского царя Артаксеркса: "…Царь позволяет Иудеям… истребить, убить и погубить всех… которые во вражде с ними, детей и жен, и имение их разграбить… И избивали Иудеи всех врагов своих, побивая мечем, умерщвляя и истребляя". Уничтожено было 75 тысяч человек. "…В 14-й день сего же месяца они успокоились и сделали его днем пиршества и веселия" (Есф. 8:11 — 9:17).

Торжество, безспорно, очень веселое. Талмуд даже не столько разрешает, сколько предписывает в этот день напиваться до безчувствия (буквально); праздничное чтение должно прерываться визгом, треском и проклятиями; трапеза включает в себя угощения, формой и названием напоминающие уши человека. Знаменательная и страшная деталь: "веселый праздник Пурим" особенно популярен у детей…
Одним словом, вряд ли нашелся бы более удачный прототип революционного женского праздника.

• Книга Есфирь ─ часть Священного Писания, принятого Церковью.  Такие обвинения против нее ─ богохульство!

Здесь приведены не обвинения, а всего лишь несколько цитат: можете проверить их точность.  Взгляд же на св. Писание у православного верующего базируется на его целостном восприятии, включающем книги Нового Завета.  Есфирь ─ далеко не единственная ветхозаветная книга, которая несет в себе кровавую реальность тех времен; однако без опоры на Спасителя мы ее не поймем.  Ветхий Завет открывается в Новом.

Поскольку же иудаизм Нового Завета не принимает, мы не можем советовать евреям, как им надо понимать св. Писание. Мы можем только наблюдать, сопоставлять и делать выводы — для себя.

• Однако нет твердых доказательств такого происхождения Женского дня: ведь в 1910 году Пурим не совпал с 8 марта. А вспоминать о том, что вожди революции были евреями - это антисемитизм!

Вот ведь как получается: если вспоминать черные страницы истории русского (или любого другого) народа ─ тогда это покаяние и очищение.  А если евреев ─ тогда это "антисемитизм"…

А есть, между тем, антисемитизм самый настоящий, без кавычек: это считать, что евреи неспособны к трезвому и честному взгляду на мир, к оценке и осмыслению своего прошлого и настоящего.

Теперь о датах.  Пурим празднуется два дня: 14-го и 15-го месяца Адара (Есф. 9:17-18).  И в 1909 году, накануне 2-й Конференции социалисток, 15 Адара пришлось на 8 марта, о чем и можно было догадаться.  В 1911-13 г.г., как уже сказано, в датах Женского дня не было единообразия; но в 1914 г. 8 марта впервые широко отмечалось по всей Европе.  Причина?  Это был воскресный день, ближайший перед Пуримом.

И еще один день 8 марта (23 февраля по старому стилю): начало Февральской революции, масонский заговор, удар в сердце России.  На календаре — 1917 год, 14 Адара. Пурим. Воистину с адским праздником судеб поздравляем мы друг друга в этот день…

• В конце концов, не все ли равно, какие дни праздновать?  Лишь бы было хорошее настроение…

Глубокая, смертельная ошибка. Чередование будней и праздников - это судоходные огни, по которым мы день за днем прокладываем свой путь по реке времени.  "Не все ли равно какой праздник…" ─ именно этого добиваются от нас хозяева нового мирового порядка, именно так превращают они живые души в тупых и послушных роботов.  Вспомните хотя бы западное Рождество, оргию расточительства и обжорства, из которого изгнали Младенца-Христа, или святого мученика Валентина Интерамнского, чей праздник затопили бизнесом разврата.

А настроение при этом у роботов отменное: в самый раз накачаться водкой, "разслабиться", "опроститься". Не все ли равно?

• Но разве не нужны праздники в честь наших женщин?

Очень нужны.  И они у нас есть: это все праздники в память Пресвятой Богородицы, в память несчетных святых жен и дев, а в особенности тех, кто прославлен в числе Новых Российских Мучениц и Исповедниц ХХ века.

• Что же делать, если поздравят с 8 марта?...

Скажите: "Спасибо, и вас поздравляю с Великим Постом.  Желаю соблюдать его, телом и душою.  А Женский день у нас в России издавна отмечают в Неделю святых Жен-Мироносиц, весной, во второе воскресение после Пасхи. Тогда меня и поздравите".

Иеродиакон Макарий

Литература:
1Диакон А. Кураев. "Как делают антисемитом. Можно ли не праздновать 8 марта". М., "Одигитрия", 1998.  2С.Т. Любимова. 50-летие Международного Женского дня. М., "Знание", 1960. 3БСЭ, 3-е изд. Международный Женский день. 4Encyclopædia Britannica 2000.  Jewish religious year.  5The Hebrew Calendar. Holidayfestival.com

6 марта 2003 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования