Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОГОНЕК": Это наша с тобой резолюция. Отстаивать Рязанский кремль музейщики приехали в Москву


После двух лет жизни на осадном положении сотрудники музея-заповедника "Рязанский кремль" решились на отчаянный поступок. Организованно прибыв в центр Москвы, к памятнику Грибоедову на Чистых прудах, они провели санкционированный пикет и обратились к мировой общественности с призывом защитить музей. Музейщики употребляют самые жесткие выражения в адрес своих гонителей – Рязанской епархии РПЦ МП и поддерживающих ее чиновников. Епархия уходит от дискуссии с музейщиками, лишь констатируя: "Кремль принадлежит Церкви!"

Выступая на днях в Российском союзе промышленников и предпринимателей, президент Медведев высказался о рейдерстве. Теперь "это зло, - сказал он, - не только в столицах, но и в обычных провинциальных городах" - "болезнь дала уже метастазы". "За такого рода действия нужно сажать в тюрьму", - гневно добавил президент.

Когда сотрудники музея-заповедника "Рязанский кремль" и поддерживающие их организации назначали на 13 ноября пикет в столице под лозунгом "Рейдеры от РПЦ захватывают Рязанский кремль", они, конечно, о содержании выступления президента в РСПП знать не могли. И вряд ли сам президент согласился бы адресовать свои слова РПЦ МП. Как показывает "рязанское дело", рейдерство рейдерству рознь. Внешние формы могут не различаться, но главное цель – ведь если здания захватываются ради духовного возрождения отечества и пополнения церковного бюджета, то никого сажать за это не будут.

"Только возврат многообразного церковного имущества восполнит бюджет Московского Патриархата", - писали члены Юбилейного Архиерейского Собора 2000 года в послании Владимиру Путину. Ответом президента на то послание стала "ползучая реституция" церковного имущества. В 2005-м президент наложил резолюцию на обращении Патриарха о передачи Церкви Рязанского кремля: "Фрадкову М.Е., Грефу Г.О. Прошу рассмотреть и предложить вариант положительного решения". Потом на совещании у полпреда Георгия Полтавченко и решили, "во исполнение резолюции президента", выселить "Рязанский кремль" из Рязанского кремля...

"Ваши проблемы – не наши проблемы…"

Кремль стоит на окраине современной Рязани – с высокого холма в междуречьи Трубежа и Лыбеди открываются потрясающие виды на заокские дали. Более 800 лет назад на этом месте возникла крепость Переяславль-Рязанский, лишь в конце XVIII в. переименованная в Рязань. Музей-заповедник в кремле образован 40 лет назад на базе историко-краеведческого музея, его коллекция – одна из богатейших в России. Рязанская епархия тоже широко представлена в кремле. Службы совершаются в Успенском, Преображенском и Рождественском соборах, в Богоявленском храме, в Гостинице знати располагается семинария. Музейное имущество размещено в Духовском храме, Певческом и Консисторском корпусах, а также в Гостинице черни. Всего музей отвечал за сохранность 20 зданий, на которые претендует епархия. Но главным предметом спора является Дворец князя Олега – роскошное белокаменное здание XVII в. общей площадью 4 000 кв. м, где размещена выставка "История Рязанской земли". В епархии его называют "Архиерейскими палатами" и хотят разместить во Дворце резиденцию архиепископа Рязанского и Касимовского Павла (Пономарева).

Он служит в Рязани сравнительно недавно – с 2003 года. Прибыл в город из Вены, до этого работал в США, а еще при советской власти возглавлял миссию РПЦ МП в Иерусалиме. До Павла, более 25 лет, епархией управлял митрополит Симон, о котором музейщики вспоминают как о "старце святой жизни". Митрополит подписал с ними договор о совместном использовании кремлевских храмов и никогда не "замахивался" на весь кремль. Архиепископ Павел сразу заявил – епархия будет единолично распоряжаться кремлем, а на вопросы музейщиков отвечал цитатой из послания Архиерейского Собора 2000 г.: "Проблемы нынешних пользователей не могут становиться непреодолимым препятствием к возвращению церковной собственности".

В музее не поняли: а почему собственность эта церковная? Свою судебную защиту от епархии они построили на ст. 29 закона РФ "О музейном деле": "Недвижимое имущество, закрепленное за государственными музеями, может быть изъято только в случае использования не по назначению". Впрочем, местная власть и суды встали на сторону епархии, и осенью 2006-го музейщики перешли на осадное положение. Глава Рязани, кавалер ордена преподобного Даниила Московского Федор Провоторов издал распоряжения о выселении музея из кремля. Но исполнить их физически невозможно, потому что в предоставленное музею зданию не влезает и 10-я часть коллекции. Кроме того, как говорит зам. директора "Рязанского кремля", "о переезде речь можно вести применительно к музею, но никак не к музею-заповеднику, где заповедными объектами культурного наследия являются историческая или мемориальная территория и архитектурный ансамбль".

Музейщиков беспокоит не только ансамбль. Из лучших экспонатов "Рязанского кремля" архиепископ предлагает создать церковное "древлехранилище". В законодательстве такой термин отсутствует, механизм контроля за сохранностью таких фондов нигде не прописан. Закон "О музейном деле" запрещает разделять музейные фонды, но ленты информагентств каждый день сообщают о передаче какой-либо музейной реликвии какой-либо епархии РПЦ МП. Часто доступ к переданным реликвиям затруднен – монастырские территории тщательно охраняют церковные службы безопасности, оставляя паломникам лишь небольшой пятачок между входом, храмом и церковными лавками.

Музей как субъект большой политики

Архиепископ Павел обвиняет музейщиков в создании "благоприятной атмосферы для плесени и грибка". Опираясь на свой опыт жизни за границей, он подчеркивает: "Ни одна религия в мире не прошла бы молчаливо мимо такого положения". Считая кремль объектом сугубо религиозным, потому что "его построили благочестивые православные предки", иерарх утверждает, что сберечь его "может только истинный владелец" - епархия, ибо она "даст ответ за сохранность перед Богом", а не перед превременным государством или погрязшим в пороках обществом. Представители ряда государственных органов разделяют логику архиепископа. Первый зам. главы комитета по культуре и туризму Рязанской области Галина Соколова, которую весной прошлого года назначали "ликвидационным" директором музея-заповедника, считает, что передачи кремля Церкви требует не закон, а политический курс Кремля (московского). Приезжавший недавно в Рязань замминистра культуры Андрей Бусыгин, член Попечительского совета Рязанской епархии, также заявил коллективу музея: министерство "действует в русле той политики, которую по отношению к РПЦ проводит руководство страны". Все это породило циркулирующий в церковных и общественных кругах Рязани каламбур: "Если Московский Кремль передает Рязанский кремль Церкви, то не собирается ли он стать бомжом?"

Судьба Рязанского кремля подстегнула если не атеистические, то антиклерикальные настроения в городе. Как однажды заметила "Приокская газета", "главным атеистом у нас теперь называют владыку Павла". В сравнительно небольшом областном городе в поддержку музея собрано более 40 тысяч подписей. Попадаются и очень умилительные: "Коллектив школы № 7 г. Рязани – 304 подписи; учащиеся школы № 22 г. Рязани – 168 подписей; студенты, профессора и преподаватели Рязанского госуниверситета (вопреки распоряжению ректората) – свыше 500 подписей; коллектив и родители воспитанников детского сада № 134 г. Рязани - 117 подписей; военнослужащие в/ч 41450 - 90 подписей; торговая сеть "Сорока". Среди персон влиятельных музей-заповедник поддержали Иосиф Кобзон, директор Института российской истории РАН Андрей Сахаров, народный артист СССР, режиссер Марлен Хуциев, председатель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, глава движения "За права человека" Лев Пономарев и т.д. Разумеется, множество региональных музеев поддержало коллег, заинтересовалась музейщиками и политическая оппозиция.

В Рязани она, в основном, левая – местное отделение КПРФ и движение "Трудовая Рязань". А вот на пикет в Москве вышли активисты "Объединенного гражданского фронта" Гарри Каспарова, в связи с чем неподалеку от памятника Грибоедову припарковались пять автобусов с ОМОНом. Дело приобретает острый политический оттенок – музейщики обращаются в ЮНЕСКО и в Европейский суд по правам человека. За их успехами внимательно следят в десятках российских музеев, отчаянно обороняющих свои коллекции от представителей РПЦ МП (некоторые примеры – в досье).

Позиция министерства культуры РФ в "рязанском деле" неоднозначна. С одной стороны, его подразделение – Госкомнаследие – штрафует епархию за самовольную замену перекрытий и кровли на памятнике архитектуры "Архиерейская гостиница", с другой – глава Федерального агентства по культуре увольняет директора музея Л.Д. Максимову за отказ передать епархии Дворец Олега. Между прочим, несколькими месяцами ранее, Максимова, идя на компромисс, передала епархии пять музейных зданий, в том числе светских. На их содержание епархия ежемесячно получает из федерального бюджета сумму, в несколько раз превышающую ту, что получает музей на содержание остальных 15 зданий. Епархия также развернула в кремле строительство новых зданий, внешне похожих на офисные.

***

История с Рязаниским кремлем не тянулась бы так долго, если б не была тупиковой. При нынешнем курсе государственно-церковных отношений "реституция" неизбежна, но и от своей конституционной обязанности охранять памятники культуры и допускать к ним желающих власть отказаться не может. Для РПЦ МП в этой ситуации важно поставить рост потребностей духовенства под какой-то контроль, потому что удовлетворять их за счет госимущества, особенно в условиях кризиса, будет все сложней.

Александр СОЛДАТОВ, Рязань - Москва
"ОГОНЕК", № 47, 17—23 ноября 2008 года, ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ 

Фото Василия МАКСИМОВА

ДОСЬЕ:

Война музеев и РПЦ МП: "горячие точки"

1. Москва.

Храм Воскресения Христова в Кадашах, где располагался Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени академика И.Э. Грабаря, захвачен толпой охранников и верующих РПЦ МП. Фонды центра частично расхищены, оставшееся спешно перевели в новое здание.

Храм Илии пророка, занятый фондами Государственного музея Востока, передан РПЦ МП. Нового помещения для более чем 50 тысяч единиц находится музею не предоставлено.

С помощью судебных приставов РПЦ МП заняла два помещения РГГУ (в том числе, кабинет декана) на Никольской улице.

Глава РПЦ МП поставил перед президентом России вопрос о передаче Патриаршего дворца в Московском Кремле. По распоряжению Владимира Путина, экспонаты музейных фондов периодически передавались Церкви, что вызывает протесты работников кремлевских музеев.

2. Кострома.

Костромской музей-заповедник выселили из Ипатьевского монастыря, однако новое фондохранилище еще не построено.

В Богоявленском соборе Анастасьинского монастыря XVI в. по распоряжению архиепископа Александра испорчена роспись работы Гурия Никитина, подготовленная к реставрации.

3. Владимир.

В Успенском соборе XII-XVI вв. разрушается живопись Андрея Рублева. Отреставрированные 20 лет назад его знаменитые фрески закоптились, на них появились осыпи. Выломан древний белокаменный пол в алтаре.

4. Соловки.

Соловецкий заповедник, включенный в Список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО, вынужден был по распоряжению правительства РФ передать монастырю РПЦ МП более 300 зданий. Ни одного нового помещения для хранения 60 тысяч экспонатов предоставлено не было.

5. Валаам.

Посещение заповедника туристами полностью контролируется монастырем РПЦ МП, гражданское население с архипелага выселено принудительно. "По приказу из Москвы" вырублена заповедная роща, на месте которой построены дача Владимира Путина и Алексия II со Свято-Владимирским скитом. Природный парк "Валаамский архипелаг" как ФГУП ликвидирован.

6. Тобольск.

Музей-заповедник "Тобольский кремль" епархия РПЦ МП пытается выселить из единственного оставшегося у него здания. Упраздняя музей, его директор Светлана Сидорова заявила: "Сегодня принципиально важно, что если владыка уже точно представляет, что будет в Архиерейском доме, то нам противопоставить нечего".

7. Белозерск.

Монастырь РПЦ МП довел до аварийного состояния многоярусный иконостас Успенского собора XVI в. Это связано с интенсивным отоплением храма и нарушением требований температурно-влажностного режима (вплоть до 1990-х гг. в зимний период собор никогда не отапливался).

8. Углич.

К Успенской церкви Алексеевского монастыря XVII в. незаконно пристроена паперть. Местная епархия РПЦ МП выселяет Государственный историко-архитектурный и художественный музей, созданный при императоре Николае II, из кремля. При этом музей никогда не препятствовал проведению каких-либо религиозных церемоний в любом здании (впрочем, обычно на службы приходило лишь несколько человек).


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования