Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НГ-РЕЛИГИИ": Новая работа знаменитого иконописца. Архимандрит Зинон, по приглашению епископа РПЦ МП Илариона (Алфеева), расписал Никольский собор в Вене


О том, что в Вене есть русский православный храм, до недавнего времени знали даже не все жители города, но теперь он отмечен во всех путеводителях как особая достопримечательность столицы Австрии. Завершается архитектурная реставрация храма, а его интерьеры уже украсили росписи и иконостас работы архимандрита Зинона (Теодора).

Никольский храм в Вене был построен в 1890-е годы в традициях древнерусского зодчества по проекту архитектора Григория Котова, строительные работы велись архитекторами Джакомелли и Румпельмайером. Закладка его состоялась в 1893 году, а через шесть лет архиепископ Холмский и Варшавский Иероним (Экземплярский) уже совершил освящение собора. Верхний храм был освящен во имя св. Николая Мирликийского, нижний – во имя св. Александра Невского.

Это величественное пятикупольное здание, центральный купол которого поставлен на шатровый барабан, что придает храму пирамидальный силуэт. Стены красного кирпича украшены белокаменными деталями и полихромными изразцами. На фронтоне великолепного крыльца с широкой каменной лестницей – мозаичная икона Воскресения Христова работы Федора Бруни. Храм вносит жизнерадостный аккорд в архитектурный ансамбль Вены.

В 1999 году русский собор в Вене отпраздновал свое столетие. Сегодня его приход составляют не только русские эмигранты и выходцы из бывшего Советского Союза, но также австрийцы, немцы, сербы, румыны, люди множества разных национальностей.

В 2003 году Венскую и Австрийскую епархию возглавил епископ Иларион (Алфеев). С его назначением в жизни прихода открылась новая страница. Сразу же после приезда владыки в храме начались масштабные реставрационные работы. Осенью 2006 года епископ Иларион пригласил выдающегося иконописца архимандрита Зинона (Теодора) расписать храм.

Имя этого мастера не нуждается в рекомендациях. Он работал в Псково-Печерском монастыре, в Троице-Сергиевой Лавре, восстанавливал Свято-Данилов монастырь, работал во многих городах России, а также в Финляндии, Бельгии, Италии.

Работа над росписью венского храма шла около двух лет – с ноября 2006 года по сентябрь 2008 года. Архимандрит Зинон работал вместе с целой бригадой иконописцев из России, среди которых были Евгений Малягин, Антон Кушаев, Илья Иванишин, Александр Мысык, Василий Соколов, Анна Каширина. С ним также работали Ярослав и Иоанна Якимчуки из Польши и Татьяна Шиловская из Австрии. Теперь храм обрел не просто новый вид – его росписи можно смело назвать выдающимся произведением современного церковного искусства. Когда вы входите в храм, вас охватывает чувство восторга: словно перед взором распахивается небо, вы созерцаете образы горнего мира.

Сложное внутреннее пространство храма св. Николая потребовало неординарного композиционного решения. И архимандрит Зинон блестяще справился с этой трудной задачей. Голубой фон, светлый колорит росписи, четкое членение на ярусы, крупный масштаб композиций и свободно стоящих фигур – все это создает впечатление ясности, чистоты и свободы. Изящные орнаменты и декоративные детали придают храму нарядный вид. Но главное – роспись глубоко продумана с богословской точки зрения и тесно связана с богослужением.

В куполе размещена композиция "Сошествие Св. Духа на апостолов". В алтарной апсиде – образ Христа-Пантократора. И коностас начала ХХ века, сохранившийся со времен постройки храма, закрывает алтарную арку на две трети ее высоты, оставляя видимым глазу образ Спасителя в апсиде. Перед ним оказываются и священники, стоящие в алтаре, и миряне, молящиеся в храме, тем самым образ Христа объединяет народ Божий в соборной молитве. В алтаре изображены также пророки, святители, сцены истории Авраама, в которых пророчески раскрывается смысл Евхаристии, главного таинства Церкви.

На стенах изображены евангельские сюжеты – земная жизнь Христа окружает молящихся в храме, делая их свидетелями спасительных событий и причастниками Царства Божия. Фигуры святых в полный рост в нижнем ярусе показывают, что они незримо присутствуют рядом с нами, совершая литургию вместе с земной Церковью.

Поражает стилистическое единство росписи. Заданный мастером стиль выдержан иконописцами безупречно. Ориентированный на классические образцы русской домонгольской и балканской иконописи, – спокойный, гармоничный, благородный – этот стиль очень созвучен нашему времени, требующему глубины и ясности свидетельства. Это поистине уникальное произведение монументальной живописи.

В нижнем храме, также обновленном в ходе недавнего ремонта, по проекту архимандрита Зинона сооружен новый иконостас, выполненный из трех видов мрамора. Иконы для него были написаны еще в России: образы торжественно великолепны и по стилю также близки домонгольской традиции. И в иконах, и архитектуре иконостаса торжествует классика – безупречность пропорций, точность рисунка, благородство цвета. Это поистине шедевр церковного искусства.

В декабре этого года запланирован визит в Вену Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. К этому времени все реставрационные и ремонтные работы должны быть завершены.

А что же архимандрит Зинон? Иконописец не сидит без дела. Закончив роспись венского собора, он отправился дальше, теперь – на Афон, где греки заказали ему роспись храма в монастыре Симона Петра. Возможно, к Пасхе эта роспись будет готова, и мы сможем рассказать читателям об очередной работе выдающегося российского иконописца.

Александра Стрельцова, 17 сентября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования