Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Диакониса всея Руси. В Москве после реконструкции открылась Марфо-Мариинская обитель


Вчера в Москве после реконструкции была открыта знаменитая Марфо-Мариинская обитель. Сегодня Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятит Свято-Покровский собор Марфо-Мариинской обители, построенный в 1913 году по проекту архитектора Алексея Щусева и расписанный художниками Михаилом Нестеровым и Павлом Кориным.

Марфо-Мариинской обители в феврале следующего года - 100 лет. Именно к столетию торопились с реконструкцией, но поскольку у ее проекта очень высокие покровители - кроме Святейшего Патриарха председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин и мэр Москвы Юрий Лужков, то восстановление закончили даже раньше намеченного.

Открытие Марфо-Мариинской обители более ста лет назад было из ряда вон выходящим религиозным, культурным и человеческим явлением. "Великое начинается в Москве", - писал о происходящем известный философ Василий Розанов. А лесть сильным мира сего не была в особом почете у российской интеллигенции в 1909 году.

То, что задумала Великая княгиня, покупая на свои деньги участок земли со зданиями и садом на Большой Ордынке, было созданием совершенного нового, как теперь сказали бы, "института". По мнению Розанова, Великой княгиней была предпринята попытка возродить служение "диаконис", уже затухшее к тому времени в мировом православии. В ранние и средние времена христианства диаконисами обычно становились женщины, желающие активного христианского служения: они готовили ко крещению, помогали бедным и попавшим в тяжелые обстоятельства людям. Часто диаконисами становились богатые, активные, умные и благочестивые вдовы.

В XIX и тем более в XX веке про диаконис почти забыли. Православный женский путь предполагал либо семью, либо монашеский постриг. И тот и другой могли быть как очень высокими, так и слегка карикатурными.

Великая княгиня попробовала возродить третий. Получив благословение от монахов Троицкой лавры и решение Синода, она взялась за устройство обители для молодых девушек, не принимающих монашеский постриг, но живущих пока внесемейно, овладевающих нужной профессией и служащих больным, убогим и пропадающим людям.

При открытии Марфо-Мариинской обители милосердия сестер было всего шесть, но в течение года число их возросло до 30 и продолжало расти, к 1917 году обитель насчитывала 150 сестер. Послушания были - церковное, медицинское, просфорное, аптечное, рукодельное, школьное, по хозяйству, закупке материалов, уборке помещений и т.д. И все сестры, без исключения, посещали больных и бедных.

Уже стало классикой упоминание предупреждения жандармов Великой княгине, что они не смогут гарантировать ее безопасность на знаменитом Хитровом рынке. На что княгиня отвечала, что жизнь ее не в ее руках, а в руках Божиих. А население Хитровки уважало ее, называя сестрой Елисаветой и Матушкой. В сопровождении своей келейницы Варвары Яковлевой, не оставившей ее и на последнем пути в Алапаевскую шахту, она неутомимо шла от одного притона к другому, собирая сирот и уговаривая родителей отдать ей на воспитание детей.

Елена Яковлева, 16 сентября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования