Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЙ NEWSWEEK": Божья блогодать. Отец Георгий Белодуров - самый популярный в России священник-блоггер


Отец Георгий, клирик тверского храма Трех исповедников, жалеет, что Господь заложил в сутки всего 24 часа, а не, например, 48. Ведь ему за короткий промежуток между рассветом и закатом столько всего надо успеть: и молебен отслужить, и требы совершить - кому дачу освятить, кому ребенка окрестить, - и детский дом и городскую больницу навестить, и в вузе лекцию по православной этике отчитать, и рецензию на последний нашумевший околоцерковный бестселлер состряпать. И это все в реальной жизни, а ведь есть еще и виртуальная. Надо на десятки электронных писем ответить, новости на церковных сайтах просмотреть, обновления на православных форумах проглядеть, френд-ленту в "Живом Журнале" (ЖЖ) прочесть и на комментарии в собственном блоге откликнуться. "Вот на последнее времени никогда не хватает, - сокрушается батюшка. - Надеюсь, френды обиды на меня не держат".

Френды к занятости батюшки привыкли. Отец Георгий Белодуров - самый популярный в России священник-блоггер, его виртуальный дневник (в сети отец Георгий известен под ником fater_go) читают и комментируют почти 1200 человек. Среди френдов священника есть православные верующие из России, СНГ, Израиля и США, его читают католические монахи из Польши и Франции, с ним спорят атеисты из Казахстана. Число виртуальных друзей пастыря постоянно растет, причем в последнее время и за счет коллег по сану - блогами обзаводятся священнослужители разного ранга, от обычных чтецов и семинаристов до игуменов и протоиереев. Недавно к блогосфере впервые приобщился священнослужитель в сане епископа - архиепископ Петропавловский и Камчатский Игнатий. Не каждый приход может похвастаться таким количеством прихожан: сами интернетизированные батюшки считают, что занимаются своеобразным миссионерством, а вот у РПЦ пока нет единого мнения о том, как относиться к новомодному явлению - видеть в виртуальном общении современный способ миссионерской работы или опасное словоблудие.

Впервые с призывом к священнослужителям активнее вести миссионерскую деятельность в интернете, в том числе в блогосфере, в конце прошлого года обратился председатель отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. "Для проповеди Слова Божия надо использовать любые возможности, которые предоставляют современные технологии", - заявил он тогда, оговорив однако, что было бы хорошо, если бы блоггеры в рясах "получали соответствующее благословение священноначалия". А уже в мае священники вернулись к теме православных блогов, но уже совсем с другими интонациями - на круглом столе в Издательском совете РПЦ, посвященном причинам, проявлениям и способам разрешения внутрицерковных конфликтов. Докладчик отец Владимир Вигилянский, руководитель пресс-службы Московской патриархии, заявил коллегам, что если кто и хочет узнать больше о внутрицерковных конфликтах, то блогосфера для этого лучшее место.

Полугода "свободы" хватило церкви, чтобы разочароваться в прелести современных технологий и решить, что вреда от них куда больше, чем проку. А после летних скандалов - сначала с опальным епископом Диомидом, потом с возможным отделением украинской православной церкви от русской - и вовсе, похоже, запаниковали. Блоггеры действительно ни одну важную для церкви и общества тему не обходят вниманием, причем отнюдь не все виртуальные батюшки разделяют официальную точку зрения церкви. Даже сам Диомид завел себе дневник, который почти сразу же зафрендили около 200 человек.

"В миру" уже были случаи, когда за слишком откровенные посты о работодателе блоггеров увольняли или по крайней мере штрафовали. В отделы кадров крупных компаний с недавнего времени все чаще нанимают людей, в чьи обязанности входит мониторинг дневников и страничек сотрудников, а также поиск комментариев о компании в Сети. В церкви, конечно, действуют несколько другие законы, но как минимум один батюшка-блоггер уже понес наказание за неосторожные высказывания о руководстве в своем интернет-дневнике. Отец Александр Шрамко из Белоруссии рассказал в своем ЖЖ, что местная епархия была одним из акционеров издательства, выпускающего кроме прочего ксенофобскую литературу. Вот уже год как он запрещен в служении за "публицистическую деятельность". Блоггера обещали простить, если он покается и удалит дневник. "Хочешь писать? Пиши в стол, может, потомки и решат, что ты прав. Зачем выводить все это на всеобщее обсуждение? Это соблазн. Молчать и только молчать, - сокрушается опальный блоггер. - Или пиши лично епископу, а он уже примет к сведению, если нужно. Ему-то видней - он епископ. А ты кто такой? Не хочешь молчать? Тогда вот теперь для тебя у нас есть церковный суд".

Принятое недавно "Положение о церковном суде", коему подлежат представители РПЦ, совершившие преступления "против веры, нравственности и церковных уставов", по мнению клириков, питающих неприязнь к онлайн-дневникам, могло бы охладить пыл разоткровенничавшихся священников-блоггеров. Отец Владимир Вигилянский, который по долгу службы мониторит образ РПЦ в интернете и СМИ, на круглом столе с сожалением заявил, что обмен мнениями в блогосфере, в которой на сегодняшний день, по его подсчетам, открыто (то есть с указанием своего имени и прихода) присутствуют более 500 представителей РПЦ, зачастую выливается в "свару, стеб, осмеивание церковной жизни, настоящую злобу".

Кроме сора, выносимого не из избы, но из церкви, священноначалие беспокоит то, сколько времени съедают блоги. "Я всегда удивляюсь, откуда у них [блоггеров] на это время берется. Ведь если священник находит время, чтобы написать пять постов и 20 комментариев в день, значит, он плохо исполняет свою основную работу", - уверен отец Владимир. Особенно остро церковные деятели критикуют интернетизацию монастырской жизни.

Еще в декабре 2006 г. патриарх Алексий II выступил с обращением, в котором подчеркнул, что "недопустимо монахам и монахиням, послушникам и послушницам иметь в своих кельях телевизоры и доступ к сети интернет". Вопрос вновь обсуждался на состоявшемся в июле Архиерейском соборе. "О каком нестяжании и духовном возрастании можно говорить, если в кельях имеются телевизоры и компьютеры с доступом в интернет?" - обратился к коллегам архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Многие монахи активно пользуются сервисами ICQ и Skype. А некоторые монастыри с недавних пор принимают пожертвования через "Яндекс.Деньги" и WebMoney.

Глава пресс-службы Московской патриархии отец Владимир также признался, что его смущает обилие "сомнительных личностей" - еретиков, раскольников, да и просто городских сумасшедших - во Всемирной сети. Они, мол, заставляют священников вступать в бесполезные дискуссии или пытаются вывести их из себя. "А священник не должен вступать в диалог с дьяволом, - говорит он. - Ведь если даже рок-музыканты поют "не надо прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас", то для священнослужителя это само собой разумеется".

Между тем в РПЦ отлично понимают, что интернет - и блогосфера в том числе - это крайне перспективная миссионерская площадка. Тот же отец Владимир напомнил участникам Архиерейского собора, что аудитория Рунета в ближайшие годы вырастет с 25 до 40 млн пользователей. 10 лет назад православный сегмент Рунета насчитывал около 150 сайтов, сегодня их более 3000. Новые сервисы для верующих и просто интересующихся религией появляются еженедельно. Последние новинки: аудио-проповеди на сайтах приходов, православный почтовый сервис (гарантирующий отсутствие непристойной рекламы и баннеров) и возможность отправки молитв чудотворным иконам по электронной почте.

Отец Георгий akafater_go из Твери - сам сотрудник миссионерского отдела своей епархии - коммуникативные возможности Всемирной сети оценивает высоко: "В наше время христианству приходится активно заявлять о себе, поэтому проповедь ведется и в реальном, и в виртуальном пространстве". Он до сих пор не может привыкнуть к тому, что написанный в интернет-дневнике пост моментально становится доступным читателям во всем мире. К нему часто обращаются за советом верующие и сомневающиеся блоггеры со всей планеты. "В последнее время часто пишут в "личку": кто совета просит, кто просто помолиться, - говорит священник, поправляя монитор ноутбука. - Я отвечаю, расспрашиваю, утешаю. Конечно, в глаза человеку при этом не посмотришь, но я по словам, по смайликам и другим знакам пытаюсь прочувствовать настроение виртуального собеседника, и расстояние сокращается".

Но подлинную цель своего блога батюшка видит в том, чтобы развеять распространенные "в миру" представления о священнослужителях как о людях, во-первых, технически отсталых, а во-вторых, чуждых сомнений и соблазнов. К интернет-культуре 49-летний отец Георгий, по образованию физик-теоретик, а до принятия сана владелец мелкого бизнеса, приобщился еще в середине 90-х. Сначала создал свой философско-богословский сайт, потом стал завсегдатаем популярного в православной среде форума дьякона Андрея Кураева. Аккаунт в ЖЖ батюшка завел в 2003 г., когда для этого еще требовались рекомендации уже действующих блоггеров. Ник долго придумывать не пришлось: "папочка Го" - так отца Георгия в шутку называют жена и дети.

С тех пор, когда что-то "накипит" или на ум придет, так и лезет, как он говорит, в "тырнет". Посты в блог батюшка пишет из дома или из рабочего кабинета. Дома сначала приходится расчищать захламленное всякими бумажками пространство, чтобы, уютно скрестив ноги, отключиться от шумов мира реального и погрузиться в виртуальный. В миссионерском отделе, наоборот, всегда светло, чисто и тихо. Иконы, лампады и труды святых отцов спокойно уживаются рядом с компьютером, модемом и принтером. Печатает батюшка быстро, почти не глядя на клавиатуру; периодически отвлекается, чтобы задумчиво потеребить седеющую бороду. На ведение блога он получил специальное благословение.

Словоблудием популярный блоггер не занимается - пишет только, когда действительно есть что сказать. Получается 2–3 поста в неделю. О внутренних церковных делах отец Георгий почти не пишет - дабы не вызвать на себя гнев начальства. В догматические богословские споры, по собственному признанию, не лезет. Но его многочисленные френды этому и рады. С точки зрения обывателя - неважно, воцерковленного, атеиста или агностика, - намного интереснее и понятнее личные рассуждения и "рабочие" записи fater_go. Когда читаешь откровенные посты "папочки Го" о том, как он мечтал встретиться с Александром Солженицыным ("его не побили камнями, его просто окружили молчанием") или как он вдруг поверил в сборную России по футболу ("хоть раньше и думал, что на чемпионат она попала случайно") и как его бесит разврат на ТВ в новогоднюю ночь ("тьфу на них, ибо не ведают, что творят"), образ священника становится близким и очень человечным. Отец Георгий это осознает и намеренно затрагивает в дневнике простые вопросы, понятные большинству читателей, - именно так он "миссионерствует", вовлекая френдов в дискуссию и выражая в ходе нее церковную точку зрения на тот или иной вопрос. Единственное, из-за чего волнуется отец Георгий, - собственные посты на политические темы: уж очень резко он порой высказывается.

Интернет-батюшки прекрасно понимают уникальность своего положения - между Богом и блогом. Поэтому недавно один из них - отец Алексей akasantehnik_dush, настоятель храма Великомученика и целителя Пантелеимона в Эстонии, - составил для своих коллег-блоггеров "чин исповедания": "Рцы ми чадо: блог ведешь с благословения отца духовного (аще иерей - с благословения архиерейского) или самочинно? Не порочишь ли постами своими священноначалие? Не постишь ли картинок мерзостных, страшных или блудных? Еретиков или безбожников во френдах не имеешь ли? Рцы убо ми, чадо: аще соблазнил кого бложением своим? Не флудил ли? Не банил ли ближнего безвинно, по неприязни? Не склонен ли к троллингу или флешмобингу? Нечестивым олбанским язЫком не глаголал ли?" Запись сразу попала в топ-30 самых обсуждаемых тем в блогосфере.

КАКОВ БЛОГ, ТАКОВ И ПРИХОД

Журналы священнослужителей вызывают неподдельный интерес у аудитории. Многие из них входят в первую 1000 самых популярных русскоязычных дневников, что по блоггерским меркам совсем не мало. 

ФРЕНДЫ

НИК

АВАТАРА

ИМЯ, САН, ПРИХОД

ЦИТАТА

1

1291

rebrik

о. Александр (Авдюгин), протоиерей, г. Луганск, Украина (УПЦ МП)

Срочно учу новогреческий!!!!

Никогда не думал, что "мова" турецкого попа столь емка по содержанию. Только что он, на площади у Богдана Хмельницкого в Киеве, говорил всего минуты три, а перевод длился полчаса.

2

1172

fater_go

о. Георгий (Белодуров), священник Воскресенского храма г. Твери (РПЦ МП)

Сегодня, завтра, послезавтра

Каждый день по две пары лекций по Православной этике. Три дня подряд. Курс для меня новый, много импровизации. Да еще дурацкий диктофон. Никак не понять, как с него переписывать на комп... У него только две дырки – микрофон и уши. Купил проводок. Вставляю в линейный вход (зеленый, типа) и в уши. В Виндоусе время записи 8 секунд. А тут три часа. Короче говоря, техника меня не любит. Теоретик, трах-тибидох!

3

1150

shpol

о. Михаил (Шполянский), иерей, г. Николаев, Украина (УПЦ МП)

ЖЖ-жисть

Вот что мне интересно. Чем объяснима "текучесть кадров" в комментах друзей? Заметил такую закономерность: новые друзья, как правило, активно комментируют посты, просто отмечают свое присутствие крестиками или смайликами. Потом проходит некоторое время, и они – не "расфренживая" – или вообще перестают появляться в моем журнале, или – крайне редко. Притом, кажется, это не признак охлаждения отношений. Бывает грустно, иногда "старых" друзей не хватает…

4

996

priestal

о. Александр (Шрамко),

cвященник, Беларусь, (БПЦ МП), выведен за штат

Интернет – это богатый опыт

Нигде я не видел рядом столько необычайно умных и столько сказочно глупых людей... И, самое главное, грань между ними о-очень тонкая... Вплоть до полного слияния во едином лице...

5

854

otiec

о. Александр, диакон, с. Покровские хутора, Украина (Украинская Греко-Католическая церковь)

+

Стартовал в Вечность Егор Летов... на горловом перехвате застревает и рвется наружу: ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ

6

763

kruglov_s_g

о. Сергей (Круглов), священник в Спасском соборе г. Минусинска Красноярского края (РПЦ МП)

Один прихожанин, от ЖЖ далекий, спросил меня: а что, мол, там, в ЖЖ, есть? Да ну, говорю, обычная человеческая сфера. Много замечательных людей, интересные вещи можно прочесть и увидеть… А есть, конечно, и так: кто-то, простите, испортил воздух – ан вот уж и тыщи комментов… Волнуется море житейское. Хорошо было сказано: есть люди – как мухи: те ищут падаль всякую, это их пища. А есть – как пчелы: им падаль неинтересна, они ищут цветы, чтобы делать мёд.

7

759

anchoret_lander

о. Анахорет, архидиакон, РПЦ МП

Практический пост

Пост уже начался, а в холодильнике, несмотря на наши расчеты, еще остались скоромные продукты, которые могут скоро испортиться. Возникает резонный вопрос – что делать? Если рядом нет никого, кто не постится и кому это можно скормить без особых хлопот, то – смириться и быстренько, но спокойненько, без лишнего пафоса, подъесть всё самому. Возникающее при этом чувство самоукорения да послужит благим началом для великопостных духовных экзерсисов. Да, и еще. Если кто-то решил постом завязать с курением, прошу, выберите для этого другое время. В конце концов, окружающие вас люди этого не заслужили.

8

751

yakov_krotov

о. Яков (Кротов), священник, настоятель общины во имя Сошествия Святого Духа на апостолов (Апостольская Православная церковь)

Как жить в Москве

…Жить в цитадели зла вполне можно. Древние монахи ставили у себя в келье череп, чтобы помнить о смерти. Москва – это череп, внутри которого можно жить, как в келье. Вывороченный мир требует вывороченного поведения. Да, Москву строят кащеи для своего удовольствия. Но то, что они выстроили, всё-таки из Божьего материала. Кащей построил ВДНХ, чтобы всех обмануть, а мы по этому обману будем гулять с детишками, честно радуясь, наслаждаясь солнцем или дождем. Берется гадость, обволакивается жизнью, получается как жемчужина…

9

702

presviter_ds

о. Димитрий (Струев), священник Христо-Рождественского храма г. Липецка (РПЦ МП)

Пора в реал

За последнее время накопилось безумное количество несделанных дел... ЖЖ, утягивающий уйму времени, стал тем Ионой, которого надобно выкинуть за борт, иначе корабль потонет. Аккаунт я не удаляю; пусть этот Иона посидит некоторое время во чреве китове, а я займусь делами более важными. Вероятно, буду изредка по диагонали проглядывать френдленту, чтобы знать, что в мире творится. Ежели, не удержавшись, возьмусь у кого-нибудь усиленно писать комментарии – гоните! :)

10

639

inok

монах Всеволод, Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле, США (РПЦЗ)

О брато-любии

Посмотрел "Брат-2"… Не ожидал от фильма ничего стоящего; вернее, ожидал увидеть пошлый боевик. А увидел... Предвижу возражения, что пошлости в этом фильме достаточно. Что ж? Каждый видит то, что видит. Лично я увидел сверхзадачу фильма так: главный герой пытается жить по закону совести. К сожалению, он просто еще не знает о том, что многое в этой жизни есть грех, и потому его совесть молчит там, где она говорила бы у настоящего христианина. Но зато главный герой увлечен подлинно христианской идеей братолюбия, он – жертвенный человек, жертвенный до конца, до смерти…

Елена Черненко

1-7 сентября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования