Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНТЕРФАКС-РЕЛИГИЯ": Дух владыки Никодима и Церковь XXI века. Размышления протоиерея Всеволода Чаплина


Для меня как человека, который лично не застал Владыку митрополита Никодима, но изучал его деятельность и во многом вдохновлялся ею, несомненно, что он оставил новому поколению архипастырей, пастырей и мирян нашей Церкви целый ряд уроков, очень важных для созидания церковной жизни в XXI веке.

В первую очередь - это умение бесстрашно, честно, в любых условиях творить дело Божие, отстаивая право христиан жить и действовать по своей вере. Вступая в нелегкий диалог с чиновниками советской эпохи и в то же время умело привлекая для защиты прав и интересов верующих влияние средств массовой информации и мирового общественного мнения, Владыка Никодим ясно показал: в диалоге с властью Церковь никогда не должна быть одинокой. Она всегда должна вызвать к воле народа и всегда должна быть сильна правдой и честностью, оценить которую могут даже скептически настроенные журналисты и общественные деятели разных стран. Недоброжелатели из числа сильных мира сего у Церкви всегда найдутся. Вчера это были чиновники-атеисты, сегодня это "новые безбожники" в среде интеллигенции, экономических и информационных элит, националистических кругов некоторых стран и все тех же чиновников. Мы никогда не сможем достойно вести диалог с этими людьми и никогда не отстоим нашей правоты, если не будем обращаться к народной поддержке, если не будем объяснять то, что делаем, через отечественные и зарубежные СМИ. Наша Церковь не желает быть государственной и не должна таковой быть. Но стать Церковью народа, его совестью, его духовным вождем - значит воистину исполнить нашу миссию, перед которой отступят все мироправители тьмы века сего (Еф. 6, 12). И на нашем пути к победе будем вдохновляться словами митрополита Никодима: "Искренне религиозный человек <> относится к мировой действительности как к сложному процессу великой непрекращающейся борьбы между силами добра и зла, борьбы, в которой необходимо участвует и он сам, поскольку в сердце его звучит призыв Божий, призыв отвергнуть зло и стать решительным поборником Божественных начал справедливости и добра". (Цит. по: Человек Церкви. М, 1998. С. 89).

Второй урок Владыки Никодима - это стремление к диалогу, соединенное с верностью православной Истине. Сегодня стало очень популярным объяснять необходимость диалога с людьми других вер и убеждений прагматическими нуждами. Мы убеждаем друг друга: диалог нужен для того, чтобы отвечать на общие вызовы современности, гармонично устроять общественную жизнь, гасить конфликты, решать бытовые проблемы религиозных общин и отдельных граждан. Все это действительно необходимо, особенно в обществе, где люди разных религий и разных взглядов соседствуют друг с другом (а другого общества у нас просто нет и не будет, как бы этого ни хотелось тем, кто зовет людей в пещеры). Но главная мотивация диалога для христианина должна быть совершенно иной, и именно ее имел Владыка Никодим. "Собрати расточенная", привести людей к всеединству, о котором мечтали русские религиозные философы, поделиться с ближними и дальними тем несравненным чувством соборного единомыслия, которое переживают православные христиане за Божественной литургией - вот какая цель должна двигать нами, когда мы выходим из церковной ограды для общения с людьми, пока не разделяющими нашей веры. "Мы стремимся, - писал святитель, - к единству и миру, к миру внутреннему - в сердцах человеческих, и к миру внешнему - между всеми людьми и народами. Мы стремимся к единству, но не к единству внешнему, человеческому, механическому, мы стремимся к единству глубокому, к единству духа в союзе мира, какой дает нам Господь Иисус Христос, Который над всеми и через всех и во всех". (Цит. по: Человек Церкви. М, 1998. С. 80.)

И такая апостольская открытость является лучшим средством православного свидетельства. Свидетельства о единственной Христовой Истине, которой в своих контактах с инославными и иноверными людьми оставался привержен митрополит Никодим. Сегодня мы с печалью вспоминаем о том, как быстро кончились времена энтузиазма в межхристианском диалоге, свидетелем и тружеником которых был почивший святитель. В 60-е годы многие верили, и не без оснований, что единство людей, именующих себя последователями Христовыми, достижимо в краткие сроки. Не будем забывать и о том, что многие тогдашние западные христиане были готовы вернуться к вере Древней неразделенной Церкви, хранимой Святым Православием. И именно к этому призывал Владыка Никодим, говоря: "Вполне естественным и единственно возможным путем к воссоединению христиан различных исповеданий в единстве веры является возвращение к догматическому учению древней неразделенной Церкви эпохи Семи Вселенских Соборов". (Цит. по: Человек Церкви. М, 1998. С. 99.) Как мы знаем, уже вскоре в западном мире победил другой дух - дух обмирщения, приспособленчества, закоснелой приверженности "институциональным" и псевдомистическим заблуждениям, принятым в XVIII-XX веках. Но я всем сердцем верю, что, если мы будем идти путем Владыки Никодима - путем не холодной "дипломатии", не заботы о земных интересах "религиозных организаций" и их лидеров, а путем искреннего свидетельства об Истине, путем собирания разрозненных людей в единое стадо Христово - нас услышат многие из тех, кто сегодня "духовной жаждою томим" в пустынях безбожия и приспособленного к нему "постхристианства".

Наконец, еще один урок святителя - это созданная им школа пастырства, которая обнимала и маститых архиереев, и юных воспитанников духовных учебных заведений. И их церковный путь, во многом определенный Владыкой Никодимом, подтверждает его мудрость и правильность созданной им воспитательной системы, собранной вокруг яркой личности, которая в то же время не заслоняла собой Христа и не ставила все в зависимость от постоянной связи с основателем школы. Сегодня в нашей Церкви подобных школ практически нет. Некоторые попытки их создать заканчивались разобщением учеников после кончины учителя или отхода его от активной деятельности. Нормой же, к сожалению, остаются разделенность, неприемлемый в Церкви индивидуализм или культ личности, который на деле не объединяет, а разделяет людей. Будем надеяться, что в нашей Церкви появятся люди, способные создать новые школы пастырства и церковного служения, и что этим людям не буду завидовать и мешать, как завидовали и мешали Владыке Никодиму.

Церковная жизнь в XXI веке, как и в любое другое время, требует горения и трезвомыслия, требует мудрости и энергии. "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10, 16) - наставляет нас Господь Иисус. И сейчас, в период возрождения, нам нужно обращать особое внимание на подвиг архипастырей и пастырей периода гонений - периода, в которой Церковь, будучи внешне униженной, явила Господу и людям необычайную широту и высоту духа. И одним из маяков в наших трудах, прилагаемых посреди бушующего житейского моря, пусть послужит наследие и сам дух митрополита Никодима, о котором мы можем сказать словами Спасителя: "Он был светильник, горящий и светящий" (Ин. 5, 35).

4 сентября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования