Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": Равноапостольский подвиг. Настоятели абхазских храмов просятся под крыло Московского патриархата


Признание Россией независимости Южной Осетии и Абхазии повлекло (и еще повлечет за собой) не только политические и экономические последствия. Абхазское и югоосетинское духовенство, которое после межнациональных конфликтов начала 90-х вышло из подчинения Грузинской православной церкви (вставшей, по мнению абхазов и осетин, на сторону тбилисских властей), теперь надеется перейти под юрисдикцию Русской православной церкви -- точно так же, как, например, Южная Осетия стремится влиться в состав РФ.

Канонический спор на Кавказе такой же застарелый, как и политический конфликт: Абхазская и Аланская (Осетинская) епархии де-факто существуют уже на протяжении полутора десятилетий, но не признаются ни Грузинской, ни Русской церквами. В частности, руководство РПЦ в ответ на просьбы абхазского и югоосетинского духовенства осторожно указывало на то, что "несогласованное вмешательство одной поместной церкви во внутренние дела другой" недопустимо.

Аланская церковь после неоднократных и безуспешных обращений к Московской патриархии и Русской православной церкви за границей в 2003 году ушла под начало греческих старостильников -- части Греческой церкви, которая в свое время не признала переход с юлианского на григорианский календарь. О каком-либо каноническом примирении с Грузинской церковью, по мнению Юго-Осетинской епархии, речи идти не может -- так, епископ Аланский Георгий (Пухатэ) в одном из недавних выступлений назвал грузинского католикоса-патриарха Илию II "шовинистом и сатанистом". "С советских времен, а потом при Звиаде Гамсахурдиа он превратился из православного наставника в грузинского националиста, -- заявил глава Аланской епархии. -- Разве может пастырь говорить "Грузия -- для грузин!", разве может благословлять солдат на этнические чистки? Танки Саакашвили, благословленные Илией II, сначала стреляли по нашему кладбищу, а потом давили его гусеницами! Это ли не сатанизм?"

Что касается абхазских православных, то, как пояснил "Времени новостей" референт управляющего Сухумо-Абхазской епархией Герман Маршания, и они давно утратили всякую связь с Грузинским патриархатом и хотя формально относятся к канонической территории Грузии, но де-факто еще с 1993 года находятся под опекой Русской церкви. "Управляющий епархией, иерей Виссарион (Аплиаа) недавно сообщил, что он намерен в скором времени прибыть в Москву, где, как мы надеемся, будет инициировано решение нашего вопроса. Мы возлагаем надежду на то, что статус Сухумо-Абхазской епархии не то что изменится, а просто определится, обретет законную силу", -- сообщил г-н Маршания.

Наш собеседник напомнил, что после грузино-абхазского конфликта 1992--1993 годов в Абхазии осталось всего трое православных священников, из них один -- абхаз, нынешний глава епархиального совета о. Виссарион (Аплиаа). Поскольку все грузинское духовенство во главе с правящим архиереем Абхазии Даниилом (Датуашвили) вместе с отступающими войсками бежало в Грузию, церковь пришлось восстанавливать фактически с нуля. "Наша епархия выживала самостоятельно под негласной опекой Русской православной церкви, -- подчеркивает Герман Маршания, -- 90% абхазского духовенства -- выпускники московских духовных школ, Московская патриархия оказывала всемерную помощь в восстановлении храмов и в рукоположении наших священников". Непосредственную помощь в духовном окормлении абхазской паствы оказывал глава ближайшей епархии РПЦ -- епископ Майкопский Пантелеимон.

Представители духовенства непризнанной республики неоднократно приезжали в Москву -- обращались и в Отдел внешних церковных связей, и непосредственно в патриаршую резиденцию в Чистом переулке. По словам г-на Маршания, абхазским священнослужителям давали понять, что определение статуса епархии зависит от решения, которое связано с признанием государственной независимости Абхазии. Теперь же, когда независимость республики официально признана российскими парламентом и президентом, у патриархии больше оснований узаконить фактическое подчинение абхазского клира Русской церкви.

В МП понимают, что такое решение будет непростым и проблематичным, признает г-н Маршания, но, подчеркивает он, выход тем не менее есть. "Надеемся, что Московский патриархат возьмет на себя этот равноапостольный подвиг и разрешит эту ситуацию, -- отмечает наш собеседник. -- Проблема решается просто: надо рукоположить епископа. У нас есть лидер, который на протяжении многих лет возглавляет нашу церковь, -- иерей Виссарион (Аплиаа). С рукоположением этого священника или другого кандидата в сан епископа это решит эту проблему". К тому же, напоминает референт управляющего Абхазской епархии, в соответствии с нынешним уставом РПЦ за пределами России могут существовать самоуправляемые церкви, которые подчинены Московскому патриархату.

Впрочем, сами иерархи Русской православной церкви по-прежнему действуют осторожнее светских властей и не спешат увязывать стремительно развивающиеся политические события с разрешением межцерковных проблем. "Вопрос о статусе канонических территорий должен решаться на каноническом поле, через диалог двух церквей -- Грузинской и Русской. Надеюсь, что тот потенциал стремления к миру и к диалогу, который у нас есть, позволит развивать этот диалог достойным образом", -- дипломатично заметил в беседе с корреспондентом "Времени новостей" замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Примерно в таком духе высказался и секретарь ОВЦС по межправославным отношениям протоиерей Николай Балашов. "Политические решения не имеют прямого действия в области церковно-юрисдикционных отношений", -- заявил он в интервью православному агентству "Русская линия".

Не исключено, что осторожная и взвешенная позиция РПЦ объясняется в том числе и тем, что у обеих церквей схожая позиция по такому щекотливому вопросу, как сохранение единства канонической территории. Российскому патриарху, столкнувшемуся с "сепаратизмом" приходов на Украине и в Эстонии, нужны союзники в православном зарубежье, способные поддержать его позицию о незыблемости канонических границ РПЦ. В отличие от светских властей Москвы и Тбилиси предстоятели русской и грузинской церквей демонстрируют братское единение и согласие. Так, 2 августа, поздравляя грузинского католикоса-патриарха Илию с днем тезоименитства (проще говоря, с днем рождения), Алексий II писал: "Желаю Вашему святейшеству и впредь столь же мудро и рассудительно первосвятительски окормлять единоверный и дружественный нам грузинский народ, непременно пользуясь ответной любовью и уважением паствы". А 8 августа, в разгар конфликта, оба патриарха одновременно выступили с призывами к прекращению огня и началу мирного диалога.

По мнению профессора Московской духовной академии, доктора богословия Алексея Осипова, в результате какая-то часть абхазских и югоосетинских приходов может захотеть остаться в Грузинской церкви, другие захотят перейти в лоно РПЦ, что, безусловно, может вызвать новые канонические споры. В любом случае, подчеркивает профессор Осипов, в переговорах между Русской и Грузинской православными церквами потребуется долгий "период согласования и обсуждения".


Сухумо-Абхазская епархия. До 1993 года часть Грузинской православной церкви, в настоящее время -- де-факто самопровозглашенная административно независимая православная церковная структура. Сопредседатели епархиального совета -- священник Виссарион (Аплиаа) и иеромонах Андрей (Ампар).

13 действующих храмов, в том числе Сухумский кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы.

Два монастыря: св. апостола Симона Кананита в городе Новый Афон (Новоафонский монастырь) и монастырь св. Иоанна Златоуста в селе Команы.

Аланская епархия. Церковная структура, в настоящее время находящаяся в юрисдикции Православной (Старостильной) церкви Греции, руководимой митрополитом Киприаном. Грузинской и Русской православными церквами не признается в качестве каноничной.

Глава епархии -- священноархимандрит Георгий (Пухатэ).

Создана (воссоздана) в 1992 году. Претендует на правопреемство средневековой Священной Аланской митрополии, входившей в состав Константинопольского патриархата. До 2000 года находилась в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ), с 2003-го -- в "киприановской" греческой старостильной церкви.

В Цхинвали действуют три храма, по всей территории республики открыто около 60 церквей и часовен.

Михаил Мошкин

1 сентября 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования