Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": Война на Кавказе: почему православные воюют друг с другом. Сейчас кто угодно воюет с кем угодно и может так случиться, что на территории воюющих сторон есть та или иная Православная Церковь


Смущение возникает из за неверного понимания происходящего, из-за переноса в настоящее ушедших в прошлое реальностей.

Россия в лице президента признала независимость Абхазии и Осетии. Этот шаг является прямым следствием недавнего военного столкновения нашей страны и Грузии. Пока политологи, социологи и журналисты разбираются в причинах и возможных последствиях происходящего, без ответа остается волнующий очень многих вопрос. Грузины, абхазцы, осетины и русские - православные, все эти народы приняли веру христианскую еще в древности. Как же возможно, чтобы православные воевали между собой?

Я думаю, что смущение возникает из за неверного понимания происходящего, из-за переноса в настоящее ушедших в прошлое реальностей. Действительно Россия и Грузия - страны, где православие как религия вне конкуренции. Действительно, до настоящего времени Абхазия и Осетия входят в грузинский патриархат, они - каноническая, значит законная территория Грузинской Православной Церкви. Но, чтобы связать такие понятия как война и православие этого недостаточно.

Необходимо понять и признать, что Православная Церковь не идентична ни государству ни народу. Церковь существует на территории государства и состоит из представителей того или иного народа. Конечно, в былые времена эти понятия отождествлялись не только в теории. Более того, иногда это достигалось силой. С тех пор, похоже, сами православные, памятуя о былом величии, приучили целые народы к отождествлению этноса и Церкви и даже зафиксировали это в названиях церквей: русская, грузинская, сербская и т.д. Как бы это не выглядело заманчиво, но это глубоко неверно и древняя история знает иное деление не этническое, а географическое: римская, иерусалимская, константинопольская и т.д.

Благодаря советскому прошлому постсоветский народ и в России и в Грузии стал идентифицировать свою самобытность заново, прежде всего через веру отцов. Вернее за неимением более ярких средств, религию стали воспринимать как собственную идентификационную особенность. Каждому из нас знакома фраза: я русский, поэтому я крещеный, я венчанный. Но это народное мифологическое сознание не имеет ничего общего с реальностью. Конечно, и в России и в Грузии наблюдается тесные взаимоотношения Церкви и властей, но до слияния все таки еще очень далеко. Конечно в наших странах много верующих, но я уверен, что и в России и в Грузии практикующих христиан не более семи, а то и пяти процентов. Крещены, поскольку они русские или грузины в десятки раз больше, но это никак не говорит об истинной религиозности.

Два государства, два народа начали войну. Церковь воспринимается первыми как один из социальных институтов и так или иначе вовлечена в политическую жизнь, а вторыми как собственная этническая особенность, поэтому, все таки мы можем говорить о некотором отношении православия к происходящим событиям. Я бы осмелился сказать, что это отношение определяется неспособностью Православия в указанных странах и республиках на современном этапе перевоспитать постсоветский народ и власти и стать в их сознании именно тем, чем оно и является по сути - христианством и не чем другим. Если бы это произошло, то указанные в начале недоразумения и не возникли бы.

Совершенно очевидно, что упомянутые краткосрочная война и признание независимости двух республик не имеют никакого религиозного мотива, никак не связаны с христианским вероучением, никак не подвластны мнениям религиозных лидеров. Войну развязали два светских государства с доминирующей секулярной культурой и народом, мозги которого промыты телевидением. Даже если бы именно Церкви решили делить сферы влияния, то они никак не смогли бы сделать это таким способом.

Итак, постановка вопроса о войне православных между собой в данной ситуации в корне не верна. Давно ушли в прошлое времена, когда православные воевали с православными, хотя исключить такую возможность в будущем до конца нельзя. Сейчас кто угодно воюет с кем угодно и может так случиться, что на территории воюющих сторон есть та или иная православная Церковь и горстка церковных людей, мнение которых мало кому интересно и ресурсы которых не позволяют сколь угодно заметно влиять на жизнь своих государств.

Автор - заместитель руководителя Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи при Даниловом монастыре в Москве.

Юрий Белановский, 28 августа 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования