Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ЕЖЕДНЕВНЫЙ ЖУРНАЛ": Кто кого пожалел. Заседание Синода РПЦ МП, на котором должно было рассматриваться дело епископа Диомида, перенесено на неопределенный срок


Итак, назначенное на 2 сентября (вместо 17 июля) заседание Священного синода, на котором в очередной раз должно было рассматриваться дело епископа Диомида, в очередной раз перенесено. На неопределенный срок. О новой дате Диомиду сообщат дополнительно.

Мятежного епископа опять пожалели и дали еще немножечко (или множечко) времени на размышления? Вряд ли. После Архиерейского собора, постановившего лишить его за раскольническую деятельность сана в случае непокаяния, он сразу заявил, что вины за собой не знает, каяться ни в чем не собирается, а потом еще и анафематствовал патриарха Алексия II и других архиереев, объявив Московский патриархат "вдовствующим", то есть лишенным главы. Это он ждет покаяния "еретичествующих архипастырей", о чем не замедлил сообщить в ответной телеграмме митрополиту Клименту, оповестившему его о переносе Синода.

Югоосетинские события отодвинули все прочие дела на второй план, у церкви сейчас хватает хлопот с организацией помощи пострадавшим от конфликта? В какой-то степени, наверное, да, но, судя по всему, дело не только в хлопотах.

Дозвониться до пресс-службы Московской патриархии (равно как и Отдела внешних церковных связей) и получить хоть какие-то комментарии насчет причин переноса вчера не удалось. Понятное дело — Успение Богородицы, все на богослужении. Но не странно ли, что информация о том, что Синод откладывается, появилась на новостных лентах именно вчера, хотя решение было принято уже некоторое время назад, ведь телеграмма епископу Диомиду отправлена 23 августа? Ни словом об этом не обмолвился и ни один из патриархийных сайтов: действительно, экая важность, отложили Синод, который должен вынести окончательное решение по одному из самых скандальных за последние годы церковных дел!

Все это наводит на подозрения, что, кто бы ни начал "историю" с епископом Диомидом, в конце концов он превратился в очень удобную фигуру для самой церковной бюрократии — в нашем-то зыбком и противоречивом политическом настоящем.

В начале лета, когда состоялся Архиерейский собор, многие еще находили в нашей жизни следы позитивных перемен, а иные даже питали надежды на новую оттепель. Собор тогда тоже продемонстрировал некоторые оттепельные черты. Начать с того, что на первое пленарное заседание пустили прессу — случай небывалый за все постсоветское время (понятно, что в советское не пускали тем более, только другие). Заседания рабочих групп, где, собственно, и обсуждались все готовящиеся решения, были уже закрытыми, но ежедневно соборный пресс-центр устраивал брифинги, на которые пускали всех желающих и от вопросов, даже самых неприятных, не уходили. В общем, церковный истэблишмент всячески старался явить церковь, открытую миру, готовую к самому широкому сотрудничеству с обществом.

С тех пор многое изменилось. Конфликт в Южной Осетии, ввод российских войск, победно прошедшихся заодно и по Грузии, испорченные отношения с Западом, слышащиеся со всех сторон тирады "патриотов", призывающих к "перестройке мировой архитектуры" и окончательной "зачистке" либералов-западников внутри страны. Какая уж тут открытость, может, впору, наоборот, закрываться, может, сейчас антиглобалистские настроения епископа Диомида как раз самое то, что нужно? Может, вслед за ним нужно повторять: "Не покаянием, а предательством называется то, что если я отрекусь от простого верующего народа, который подвержен сегодня дискриминации за свое нежелание участвовать в глобализации. И что будет с ними? Их погонят в пещеры и леса, как пензенских сидельцев, а мы, призванные пасти это стадо Христово, оставим их на съедение волкам мнимой демократии?"

Трудно, трудно церковной бюрократии уловить настроения власти. Потому она, похоже, и старается не делать резких движений. Лучше потянуть время, переждать, кто его знает, как оно там обернется. Вот вроде наклевывается соглашение о сотрудничестве с Центром социально-консервативной политики "Единой России", а уж когда пойдет финансирование на "совместные действия", то тогда и с епископом Диомидом можно будет окончательно разобраться. Что: суверенитет церкви? Самоорганизация общества? Гражданская сила?

Ох, не до жиру…

Светлана Солодовник, 29 августа 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования