Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОСБАЛТ": Евреев и мусульман подвели мифы. Взаимную враждебность между ними определяют два «исторических» мифа, намертво закрепившиеся в сознании масс


Современные отношения между евреями и мусульманами, как известно, далеки от дружбы или даже маломальской терпимости. Вот уже много лет взаимную враждебность во многом определяют два "исторических" мифа, намертво закрепившихся в сознании масс. Первый относится к средневековой истории – о так называемом "золотом веке" еврейско-мусульманских отношений. Второй – современный: о том, что мусульманский антисемитизм закреплен в основах ислама.

Оба мифа далеки от истины, о чем доказательно заявляют сегодня многие специалисты. Проблема лишь в том, что, однажды появившись, миф начинает жить собственной жизнью, и искоренить его оказывается невероятно трудно, если не невозможно в принципе.

Взаимная ненависть, царящая между израильтянами и арабами на Ближнем Востоке, –  молодое в историческом масштабе явление. Причины ее кроются как в политических, так и в религиозных взаимоотношениях двух народов, которые, кстати, являются родственными – об этом не стоит забывать. Любой психолог скажет, что худшие раздоры чаще всего случаются между родственниками. Вполне возможно, что это правило можно применить и в отношении родственных кланов или народов.

Бывали и иные времена – когда напряженность между мусульманами и иудеями была минимальной. Увы, те дни остались в далеком прошлом. Сохранилась лишь красивая легенда о "золотом веке" евреев в мусульманских странах. Во времена правления халифов их подданные-иудеи находились под особой защитой исламских владык. Миф утверждает, что подобная защита никогда и не снилась евреям в христианских странах Европы. Его апологеты обвиняют в уничтожении этой гармонии сионистское движение и евреев в целом.

Увы, эта "межрелигиозная утопия" содержит лишь искаженную картину действительности того времени. К сожалению, истинными сведениями миф развенчан не был. Он лишь способствовал рождению "антимифа" – о врожденном антисемитизме мусульман. Этот миф утверждает, что с самого рождения ислама мусульмане преследуют иудеев, и ненависть к евреям является, если можно так выразиться, "несущей деталью" этой религии.

Историческая правда, как обычно, лежит где-то посередине между этими двумя полярными мифами. Чтобы докопаться до нее, следовало бы, в первую очередь, отрешиться от пропаганды и взаимных обвинений. Однако, увы, известно, что "довлеет дневи злоба его", и каждый новый день делает поиск правды все более сложным, практически невозможным. Начать стоит с того, что "равноправия" между евреями и мусульманами в странах исламского Средневековья никогда не было. В лучшем случае, евреи были подданными второго сорта – так же, впрочем, как и последователи любых других религий, включая христиан.

Любые религиозные меньшинства всегда были для мусульман "неверными", и этот взгляд не исчез из сознания уммы (мусульманской общины) по сей день. Права этих меньшинств были серьезно урезаны. Нельзя было возводить молитвенные дома. Существовало предписание носить определенную одежду и селиться в определенных местах, было запрещено наделять "неверных" исламскими титулами и почестями. Тех, кто исповедует иные религии, нельзя было слишком уж отдалять от остального общества, но иерархическое превосходство мусульман над немусульманами было закреплено в социальной структуре общества. Однако обратной стороной этой дискриминации был тот факт, что мусульмане считали "своих" иноверцев (как иудеев, так и христиан) "подзащитными пред лицом Аллаха" ("зимми" – находящийся под защитой мусульман). Иноверцы должны были платить подушный налог – джизйу (jizya). Жизнь и собственность "зимми" не подвергались опасности. Они имели право исповедовать свою религию, и не были принуждаемы принимать ислам. Некоторых подталкивали к этому карьерные соображения. Точно так же в СССР любой "выдвиженец" должен был иметь в кармане партийный билет КПСС.

Общины иноверцев имели автономное управление, и в сфере торговли они пользовались равными с мусульманами правами. Плюралистическая основа ислама давала иудеям большую безопасность, чем христианство в средневековой Европе.

В раннем Средневековье евреи обладали более или менее устойчивым положением в социальной иерархии европейских стран. Они пользовались и довольно серьезными экономическими правами. Однако до конца XV века большинство западноевропейских евреев были изгнаны из мест проживания. Причин было множество: потеря плюралистической основы, отмечающая германское, "варварское" Средневековье, массовое принятие христианства с начала XI века, законодательное вытеснение евреев в "низкие" касты, вроде ростовщиков.

Свою роль сыграла и позднейшая, извращенная трактовка так называемой "доктрины блаженного Августина", на сегодняшний день официально отмененная Католической церковью. Согласно доктрине, евреям в христианском обществе должно быть отведено место свидетелей триумфа христианства. Позднейшие клерикалы сделали из нее собственный вывод: "хочешь засвидетельствовать триумф христианства – крестись". В противном случае – либо изгнание, либо смерть. Не последнюю роль сыграло также приведение европейских наций к своеобразному общему знаменателю. В особенности это касается англичан, испанцев и французов. В результате иудеи оказались в положении еще более отверженных, чем ранее.

Ислам и иудаизм имели (да и имеют по сей день) гораздо больше общего, чем ислам и христианство. Это и строжайший монотеизм, подвигавший мусульман к большей терпимости по отношению к иудеям, нежели к христианам, чье понятие о Святой Троице всегда вызывало у последователей ислама подозрение в политеизме. Это и многие схожие ритуалы – к примеру, практика иудейского кашрута, из которой, по сути, выросла практика исламского халяля. Полемические выпады средневековых исламских богословов в сторону иудаизма были гораздо более мягкими, чем критика из уст католических богословов.

Тем не менее, периодически в исламских странах происходили вспышки насилия, направленного на иноверцев. Жертвами погромов, как правило, становились все "зимми", а не иудеи или христиане по отдельности. В христианских же обществах насилие было направлено в основном против одной нехристианской группы, объявленной "злом" – евреев. Именно это насилие проложило путь к возникновению примерно с XII века антисемитизма, как такового: религиозно обоснованного комплекса иррациональных, мифических и стереотипных взглядов о дьявольских, подлых и всесильных иудеях. Позднее из этого антисемитизма вырос антисемитизм светский: комплекс расистских взглядов, направленных в отдельности на евреев, а также – теория всемирного еврейского заговора. Светского антисемитизма в средневековых исламских странах не существовало. Он был принесен на Ближний Восток определенной частью европейских христиан-миссионеров только в XIX веке.

Колониальный раскол мусульманского общества породил убежденность арабов в том, что сионизм является ничем иным, как "рукой колониальной Европы", протянутой к их владениям. С другой стороны, евреи опасались, что ненависть арабов к ним может вылиться в новый Холокост. Все это самым драматическим образом ухудшило отношения между евреями и мусульманами.

Именно это и проявляется в новейшем исламском антисемитизме, который, однако, ведет свое происхождение из Европы. Большинство арабов, как и большинство евреев, уже ничего не хотят знать о старой дружбе, связывавшей эти народы в "старых странах". Увы, сегодня все благополучно забыли о том, что до самого начала XX века (а в некоторых случаях – до начала 40-х годов) многие представители арабоязычного еврейского среднего класса были неразрывно связаны с арабским обществом и с арабской культурой. Они, как и их средневековые предки, всем сердцем принимали прогрессивную культуру мусульманского Средневековья: философию, медицину, поэзию. Евреи и арабы не жили в "межрелигиозной утопии", однако пережили времена такого мирного сосуществования, которое сегодняшним иудеям, христианам, мусульманам и представителям любых других религий и народов кажутся невероятными.

Борис Альтнер, 24 августа 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования