Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA.INFO": Тень Люцифера: семь смертных грехов нынешней войны


 Война есть война. Последний довод политики входит в свои владения когда вербальная аргументация перестает давать нужный эффект сторонам конфликта и обагряет планету Адама кровью носителей Образа Божья. Говоря о войне, кто-то аргументирует предложенными в средневековой Европе пунктами справедливой войны, оправдывающими убийство на поле брани в интересах нации. Однако даже если допустить существование подобной справедливой войны, будет тяжело найти ее практическое отображение в истории Чела Века.  Нынешний российско-грузинский конфликт не будет исключением.

Невозможно не начать любой анализ конфликта фактом, что он возник между тремя нациями, в которых большинство являются верными православному крылу христианства. Нужно отдать должное Алексию II и Ильи II, которые не только в большинстве случаев умели находить общий язык в канонически сложной ситуации православия южных осетин, но и удержались от "патриотических" воззваний после начала вооруженного конфликта. Обеих глав легко критиковать за то, что было сказано, а еще больше за то, что не было. Однако по обе стороны конфликта они оказались представителями наиболее влиятельных общественных институтов, а в патриарших посланиях призвали прекратить безумие, именуемое нами войной. Если бы за посланиями последовали канонические меры дисциплины по отношению к тем из патриотов от клира, которые призывают к святой войне и победе "родного" оружия, можно было бы говорить о моральной силе Церкви в России и Грузии. Возможно, таким образом и поубавилось бы вечной критики симфонии Кесаревого и Божьего в обоих государствах, столкнувшихся в конфликте.

Для христианина нет греха страшнее, глубже и мрачнее, чем манипуляция ближним. Использование Образа Божья как Средства для достижения определенных целей является дном бездны царства Люцифера. Это застывши подвешенная в вечном падении мерзость отчуждения от того, что делает нас творением Благого. Это корень всего древа того, что мы называем грехом. Страшнее может быть только одно – использование целых народов…

Ложь. Сколько ее было и есть в вечно обновляющихся сводках СМИ, отображающими нынешний конфликт. Журналист, забывший в нашем циничном мире о своем долге информировать общество, давно стал поденщиком, зарабатывающим свою долю на благо неускудевающей руки власть имеющих или жаждущих ее добыть.

Гордыня. Грех, сделавшего Сына Утренней Зари Дьяволом. Насколько ни глупо, но создаваемое горе-идеологами по заказу кесарей чувство величия собственного племени всегда являлось эффективным средством искажения реалий мира. Смирение идущего на распятие Агнца – это не образ для идущих воевать за "честь Родины".

Мессианство. Вера в исключительность нации – вещь далеко не новая. На удивление, она свойственна и империям, и крохотным государствам. Мессианство страшно тем, что оно открывает ящик Пандоры госпожи Вседозволенности. Если нация предназначена для "великой" цели, все средства хороши для их достижения. Ведь избранным Богом, судьбой или историей не под стать следовать правилам, написанным для "остального" мира. Больным мессианством нациям всегда было чего-то мало – земли, нефти, поклоняющимся пред их силой народов, неуловимой славы. "У ненасытимости две дочери: Давай, Давай", писали мудрецы книги Притч.

Психиатрическая аномалия, именующаяся патриотизмом. Сколько бы не говорилось о том, что патриотизм есть удел тех, у кого кроме страны не осталось ничего достойного, ряды патриотов не уменьшаются. Честерстоновское my country, right or wrong, призывающее стоять за своим государством вне зависимости от его правоты, помнит только в прошлом столетии безумие Хиросимы, Дрездена, Аушвица и Котыни. Это как раз та "высокая любовь к Отчизне" в противовес "подогретому пивом и духовым оркестром патриотизмом", от которого предостерегал Клайв Льюис. Если второе просто глупо, первое опасно. Ее наибольшая опасность является следующим пунктом.

Государство занимает место Бога. Это также не ново – государства до недавнего времени любили претендовать на божественную санкцию к их правлению. А там, где кесарь был синонимичен государству, ему традиционно приписывался прямым или непрямым текстом статус Вседержца. Слепая вера очередному вождю проста и удобна для толпы. В ней виноват не только вождь со свитой, но и закрывающий глаза на воплощение зла народ. Убирая Творца с жизни граждан, пустота замещается тленными богами. В крайнем случае, государству передаются хотя бы часть атрибутов религии. И народ начинает богослужение приношением жертвы…

Бездействие. Часто цитируемый старина Бёрк был прав – для того, чтобы восторжествовало зло, нужно лишь, чтобы порядочные люди бездействовали.  Молча смотрящий на убийство виноват не меньше убийцы. Капли крови жертвы не отмыть от рук ближнего, старающегося не замечать идущих в очередной Бабий Яр. Их не смыть запоздалыми и трусливыми воплями о восстановлении справедливости и отмщения. Единственный путь почтения невинно убиенных – предотвращение и остановка кровопролития.

Чьи же это грехи? Боюсь, ответ нужно искать среди всех участников нынешнего конфликта. Тех, чьи солдаты воюют на земле равноапостольской Нино Каппадокийской, как и тех, чьим оружием там проливается кровь. Тех, кто зарабатывает на этой войне политические дивиденды. Тех, кто много говорит об этой войне. И тех, кто молчит. Речь идет об авторе этих строк. Речь идет о тех, кто их читает.

Прости нас, Господи…

Сергей Дежнюк

21 августа 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования