Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГРАНИ.РУ": Православное порно. Грубая сила, выбивание из государства чего-либо потребного для Церкви (зданий, земельных участков, телевизионного времени, внимания учащихся к ненужным им предметам) вызывает все более жесткую обратную реакцию


На этой неделе в первый раз в России хакерской атаке подвергся крупный православный сайт (предпочитающий именовать себя интернет-порталом) "Православие на Дальнем Востоке". "Вместо привычного контента нашим читателям предстали разнузданные порнографические картинки", - сообщил агентству "Интерфакс-Религия" главный редактор сайта и по совместительству ректор Хабаровской семинарии игумен Петр (Еремеев).

Степень разнузданности картинок оценить трудно, поскольку сейчас при открытии страницы демонстрируется и вовсе абракадабра, но утверждение игумена, что на такую диверсию пошли "диомидовцы", мстя захватившему их епархию Хабаровскому архиепископу Марку (Тужикову), представляется сомнительным.

Как показывает уже имеющийся большой и печальный опыт, идеологические противники, взломав неприятный им сайт, оставляют на нем свое "знамя", символы своего идейного направления. Так что вряд ли сторонники ультраконсервативного епископа захотели бы ассоциировать себя с ведущей в ад порнухой. Скорее уж написали бы что-то типа "сатана не пройдет".

Вряд ли ответственны за порно и китайцы, на негласную христианизацию которых и направлен интернет-проект "Православие на Дальнем Востоке". В 2005 году чахлая Хабаровская епархия получила специальное государственное финансирование под проект разворачивания миссионерской работы как среди китайских мигрантов, так и в пределах самого Китая. Именно тогда и была основана Хабаровская семинария, организовывать которую приехала столь значимая в церковном образовании фигура, как секретарь Учебного комитета РПЦ игумен Петр (Еремеев), и открыт поломанный теперь сайт. Китайский хакер, как правило, патриотичен, и в случае взлома он скорее забацал бы что-нибудь окрашенное в национальные краснознаменные цвета.

Нет, это свое, родное и к внутрицерковным спорам отношения не имеющее. Но напоминающее о том, о чем церковные начальники в своем медийном "торжестве православия" все время забывают. Каждое действие рождает противодействие. Грубая сила, нахрапистое выбивание из государства, общества, местной власти и т.п. чего-либо потребного (зданий, земельных участков, финансовой помощи, телевизионного времени, внимания учащихся к ненужным им предметам) вызывает все более жесткую обратную реакцию.

В стране ширится атеистическое движение. Причем это отнюдь не атеизм советского типа с усталыми дядечками, бормочущими себе что-то такое под нос. Нет, речь идет об атеизме или, быть может, об антиклерикализме молодежном и радикальном.

Еще несколько лет назад дискуссии о том, какой быть церкви, какое оно должна иметь отношение к государству и обществу, были уделом не слишком широкого круга московских и питерских интеллектуалов. Церковь, дружа с губернаторами и министрами, снисходительно игнорировала "обиженных", как ей казалось, интеллигентов, не желая понять, что их удел - работать "маяками", сигнализировать о намечающейся тенденции. Теперь же рост ненависти к церкви очевиден. Как очевидно и оформление групп ее идейных сторонников.

Провинциальные интернет-форумы, существующие теперь не только в областных, но и в районных центрах, пестрят дискуссиями о роли и месте церкви в обществе. Заседающие на них двадцатилетние в среднем наши сограждане в выражениях (как с той, так и другой стороны) не стесняются. И словами не ограничиваются. Вандализм в отношении религиозных объектов стал в России нормой. И между синагогами (первое место по числу нападений) и протестантскими молитвенными домами почетное второе место занимают православные храмы.

Правозащитным центром "Сова" за пять месяцев этого года зафиксировано 8 нападений на православные объекты (за весь прошлый год – 6, за 2006-й – 12). Казалось бы, не так много, но несомненно, что это лишь верхушка айсберга. В отличие от еврейских, мусульманских и протестантских организаций, как правило, заинтересованных в оглашении подобных инцидентов и обладающих каналами передачи информации с мест в Москву, православные не слишком склонны говорить о таких вещах. И дело не в скромности и даже не в неспособности наладить передачу сведений, а в том, что церкви очень невыгодно выглядеть жертвой, когда, по словам ее лидеров, "80% населения являются православными по факту принадлежности к русской культуре".

Только особо жуткие происшествия - убийства священников, поджоги их домов - вызывают на православных интернет-форумах реакцию в стиле "Ну а что ждать от неверующего, спившегося и ненавидящего священников сельского населения".

Теперь не только крестьяне выражают свое отношение к доставшим их "попам". Поколение, выросшее с Интернетом и обладающее некоторыми техническими навыками, в том числе теми, что необходимы для взлома сайта, тоже хочет предъявлять свои идеологические требования. Атеистов в нем, думаю, больше, чем неоязычников, но и у тех, и у других есть серьезные претензии не столько к православным вообще, сколько к православным институциям.

"Основы православной культуры" для не желающего такого предмета и неверующего будущего программиста? Публичное порубание православным корпусом движения "Наши" "языческого идола" на Селигере глазами юного неоязычника? Православный крест, установленный на въезде в город с не особо верующим населением?

А порно на миссионерском сайте не хотите? Или горящих по ночам крестов? Или расписанных свастикой храмов?

Впрочем, свастику с храма можно оттереть. Крест заменить. Сайт восстановить. А вот лишать сана священника, благословляющего юных нацистов на погром гей-клуба или протестантского молитвенного дома, РПЦ пока не собирается. Впрочем, это тема для отдельного разговора.

Николай Митрохин
7 августа 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования