Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

«JOSEPH’S BLOG»: РПЦ против Свидетелей Иеговы. Три ответа на вопроса, заданные РПЦ МП членом Церкви «Свидетели Иеговы»


 В продолжение темы, поднятой в статье "РПЦ призвали к ответу".

Нашелся, таки, православный человек, попытавшийся ответить на часть вопросов. Этим человеком, которому я искренне благодарен за его инициативу, оказался игумен Спиридон (Баландин)

Ниже публикую его ответы, которые, на мой взгляд, достойны отдельного поста. Надеюсь, игумен не останется единственным православным человеком, попытавшимся ответить на "неудобные" вопросы.

"Свидетель Иеговы": Почему православный верующий может за всю жизнь ни разу не открыть Библию и при этом считаться образцовым христианином?

Игумен Спиридон (Баландин): Потому что написано: "Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё" (Ин1.,2:20) Какой вопрос, такой и ответ.

– Почему даже в те редкие случаи, когда в храме читается Писание, это делается так, что неподготовленному человеку понять невозможно решительно ничего?

– В храме Писание читается постоянно, все Богослужение им наполнено буквально. Видимо, уважаемый свидетель Иеговы за Писание считает исключительно Новый Завет… Церковнославянский язык есть высокоторжественный язык Богообщения, и если для общения с братьями-иеговистами из Бруклина многие штудируют совершенно чуждый английский, то почему бы православному не поднатореть в лингвистически близком Церковном?

– Почему Церковь так радуется "духовному возрождению" и растущему числу людей, называющих себя православными, при этом закрывая глаза на то, что в действительности интересуются вопросами религии лишь единицы?

– Ну вообще то не сразу Москва строилась… Почему бы не порадоваться, если человек сделал свой первый шаг к Богу?

– Почему Церковь не покаялась в жестокой инквизиции, казнях и пытках "еретиков", жестоких монастырских тюрьмах и прочих зверствах, которые она чинила на протяжении всей своей истории вплоть до 20 века? И почему в России нет ни одного памятника жертвам, скажем, Соловецкого монастыря?

– Этот вопрос придется обосновать историческими фактами.

– Если Церковь не может преодолеть раздоры, разногласия и ненависть даже среди собственного священства, то о каком единстве остается говорить на уровне паствы?

– Ну вообще то у нас свобода и плюрализм в мнениях в отличие от Общества Свидетелей Иеговы… Где царит глубокий тоталитаризм и беспрекословная армейская дисциплина… Потому и разногласия бывают и разночтения и эмоции… У Вас, конечно, этого нет: все под одну гребенку.

– Не считает ли Церковь, что это позор для христианства – публично ссориться и интриговать с собратьями из других поместных церквей?

– Конкретные примеры хотелось бы все же… Попредметнее.

– Почему Церковь не может создать подлинно единую международную организацию, и что есть система поместных церквей, как не неспособность преодолеть политическую раздробленность мира?

– Ну если бы православных было как иеговистов 7 миллионов по всему миру, то, конечно, Поместные Церкви не понадобились бы… Но нас в одной России в несколько раз больше…

– Почему Церковь молится за успех российских спортивных команд (например футбольной): неужели Бог поддерживает одну команду против других, и почему именно российскую, а не какую-то другую?

– Нам известно, что у СИ спорт не в почете и считается пережитком языческого прошлого… Попросили православные спортсмены помолиться за них - почему бы и нет? Это их работа, их хлеб. За водителя автобуса можно молиться? А почему нельзя за спортсмена?

– Зачем церковным клирикам высокопарные титулы, такие как "владыка", "преосвященство", "святейшество" и т. п.?

– Это наследство Византийского прошлого.

– Почему православные верующие должны целовать руки священникам?

"Православные христиане целуют правую руку священника, который освящает ею Святые Дары в Евхаристии…" (архимандрит Тихон Шевкунов, наместник Сретенского монастыря)

– Почему крестик или сувенир считается действенным лишь тогда, когда освящен клириком?

– Крестик или сувенир? Насчет сувениров я ничего сказать не могу, т.к. никогда не приходилось их освящать, а вот над новосооруженным крестом действительно читается молитва священника с различными прошениями к Богу. Освящение есть своего рода подтверждение со стороны иерархии каноничности работы художника.

– Какое отношение к христианству имеет "освящение" меда, яблок и орехов?

– А какое отношение имеет к Христианству молитва перед едой? Или СИ не молятся перед вкушением пищи?

– Какое отношение к прославлению праведников имеет создание "мерных икон" в рост новорожденных?

– Пишется икона праведника размером, скажем, 52 см… Потом перед ней веками будут молиться люди. В чем проблема?

Так, сверху устал, буду на вопросы снизу теперь отвечать.

– Почему Церковь признает подлинными сюжеты апокрифических (подложных) текстов, таких как "Успение Богородицы"?

– Раньше признавали подлинными, сейчас смотрят на эти тексты как на своего рода благочестивую христианскую поэзию раннего средневековья… В любом случае никому не придет в наше время в голову придавать апокрифам вероучительное значение.

– Как случилось, что в Церкви нашли прибежище экзотические восточные культы, например такие как исихазм (учение о том, что к Богу можно приблизиться путем освобождения от всех мыслей, чувств и желаний)?

– Исихазм не имеет ничего общего с Вашими представлениями о нем. Почитайте об этом учении побольше и не в журнале "Сторожевая Башня".

– Церковь утверждает, что молятся не иконам, но изображенным на них – почему же, в таком случае, среди нескольких икон одного и того же святого одни более почитаемы, другие – менее (например, известная икона Казанской Богоматери)?

– Через некоторые иконы Господь совершает чудеса ради молитв изображенных на них угодников Божьих. Вас это удивляет? Напомню чудотворный платок апостола и его не менее чудотворную тень.

– Зачем Церковь переняла римскую административную практику: титулы, географические зоны влияния (епархии, митрополии, экзархаты), награждение орденами, а также монархический обычай усекания фамилии и прибавки к имени номера ("Алексий Второй")?

– Разве у СИ нет разделения мира на зоны (по моим данный около 15), филиалы (аж 98 штук), далее идут области, районы и, наконец, собрания… 20 собраний =району… Это зачем все? Что касается "монархического" обычая, то он идет с первых веков Христианства, и нет никакой необходимости его отменять.

– Почему Церковь не может вести цивилизованную богословскую полемику со своими оппонентами из других конфессий, как это делали чтимые ею апологеты, вместо этого опускаясь до самых низких и черных технологий в духе советский пропаганды?

– Придется обосновать.

– Почему Церковь всю свою историю не может преодолеть обрядоверие, суеверие и колдовство в собственной пастве?

– Этот вопрос можно отнести к разряду следующих: "Почему Свидетели Иеговы никак не перестанут быть еретиками и тоталитарной сектой?"

– Почему Церковь благословляет деятельность таких организаций, как "Союз православных хоругвеносцев", члены которых участвуют в избиении неправославных граждан, в том числе иностранцев?

– Мне лично не известны факты избиения хоругвеносцами иностранцев и неправославных граждан.

– Почему Церковь так непоследовательна в своем отношении к экуменизму – утверждая, что не имеет молитвенного общения с инославными, она участвует в совместных экуменических молитвах (например, в рамках форума "Петербургский диалог"), публично называет протестантов братьями (м. Кирилл) и поддерживает деятельность экуменических миссионерских центров (напр. американская миссия "В поисках веры", английская "Church Mission Society" и др.)?

Ответ на этот вопрос явно выходит за рамки данной дискуссии. Рекомендую Вам ознакомиться с материалами Архиерейских Соборов РПЦ МП на сайте sobor2008.ru

– Почему Церковь канонизировала таких ранних "отцов Церкви", как Иустин и Ириней Лионский, но при этом считает ложными их учения, например о тысячелетнем земном Царстве Христа?

– Потому что эти отцы жили и творили во времена, когда церковное сознание еще не пришло к единому соборному "знаменателю" по вопросу о хилиазме. Добавлю, что Иустин Философ прославлен Церковью как мученик (был казнен за веру в Риме), как принявший мучения за веру был прославлен и Ириней Лионский.

Игумен Спиридон (Баландин)

***

Алексей Оскольский отвечает на некоторые вопросы в качестве комментария к ответам игумена Спиридона (Баландина)

Тут слишком много вопросов, а у меня мало времени. Попробую ответить только на одну порцию. Отвечаю сугубо за себя – не принимайте моё мнение за позицию Церкви.

"Свидетель Иеговы": Почему православный верующий может за всю жизнь ни разу не открыть Библию и при этом считаться образцовым христианином?

Алексей Оскольский: Потому что духовный опыт христианства передается не только через Писание, но и через Предание, а также – через символику храма, икон, богослужения, доступные неграмотным. И самое главное: опыт присутствия Христа даётся в церковных таинствах, а для соучастия в них совсем необязательно читать текст Библии. Хотя, конечно, очень желательно.

– Почему даже в те редкие случаи, когда в храме читается Писание, это делается так, что неподготовленному человеку понять невозможно решительно ничего?

– Во-первых, не редкие: Евангелие читают на каждой литургии, и не только. Во-вторых, понять кое-что всегда можно – было бы желание. В-третьих, прочитанный фрагмент из Евангелия обычно повторяется и комментируется на проповеди.

– Почему Церковь так радуется "духовному возрождению" и растущему числу людей, называющих себя православными, при этом закрывая глаза на то, что в действительности интересуются вопросами религии лишь единицы?

– Давайте различать Церковь как мистическое тело Христа и РПЦ МП как социальную структуру, призванную обеспечивать жизнь Церкви на территории этой страны. Так вот, радуется не Церковь, а РПЦ МП, поскольку усиливается её политическое влияние. Лично я не вижу особых поводов для радости.

– Почему Церковь не покаялась жестокой инквизиции, казнях и пытках "еретиков", жестоких монастырских тюрьмах и прочих зверствах, которые она чинила на протяжении всей своей истории вплоть до 20 века? И почему в России нет ни одного памятника жертвам, скажем, Соловецкого монастыря?

– Не знаю; думаю, что из конъюнктурных соображений. Вот католики во многом покаялись, православным тоже не мешает.

– Если Церковь не может преодолеть раздоры, разногласия и ненависть даже среди собственного священства, то о каком единстве остается говорить на уровне паствы?

– О единстве во Христе. Кроме того, на уровне паствы эти разногласия по жизни мало кого волнуют. Вообще, для христианства чужда тотальная зависимость от священника (хотя оно случается), культ его личности: прихожане обычно имеют собственное мнение, которое нередко служит буфером таких разногласий.

– Не считает ли Церковь, что это позор для христианства – публично ссориться и интриговать с собратьями из других поместных церквей?

– Я не могу отвечать за Церковь. Безусловно, все эти раздоры болезненно переживаются обеими сторонами. Но надо понимать, что ссоры между поместными Церквями касаются третьестепенных предметов и не затрагивают основ вероучения. А потому любой православный человек может участвовать в богослужении и причащаться в храме любой из автокефальных церквей (единственная проблема – язык). Я, например, в России хожу в храм РПЦ МП, в Германии ходил к зарубежникам (просто потому, что храм был под боком), а в ЮАР – в храм Константинопольской патриархии. Ни я, никто другой в этом проблем не усматривали.

– Почему Церковь не может создать подлинно единую международную организацию, и что есть система поместных церквей, как не неспособность преодолеть политическую раздробленность мира?

– Потому что у Церкви нет задачи преодолевать политическую разобщенность: у неё вообще нет политических задач. А за поместными Церквями стоят разные традиции исповедания Христа, каждая по-своему богата и своеобразна. И нет никакого смысла их ломать и перемешивать.

– Почему Церковь молится за успех российских спортивных команд (например футбольной): неужели Бог поддерживает одну команду против других, и почему именно российскую, а не какую-то другую?

– Молится не Церковь, а лишь группа духовенства и мирян: это – дело их совести. На их месте не стал бы этого делать.

– Зачем церковным клирикам высокопарные титулы, такие как "владыка", "преосвященство", "святейшество" и т. п.?

– Так исторически сложилось. Не вижу тут особой проблемы.

– Почему православные верующие должны целовать руки священникам?

– Руки священникам целуют лишь в определённых ситуациях, когда сам священник выступает как икона Христа. Т.е. целуют не священнику, а Христу.

– Почему крестик или сувенир считается действенным лишь тогда, когда освящен клириком?"

– Что значит "действенным"? Магическое отношение к крестику по сути чуждо христианству, хотя, к сожалению, очень распространено. Ну не получается у всех быть хорошими христианами в этом плане…

– Какое отношение к христианству имеет "освящение" меда, яблок и орехов?"

– По уму, никакого. Это местные языческие обычаи, которые вошли в православный обиход и, тем самым, стали нейтральными для православия. Специального вероучительного значения они не имеют.

– Какое отношение к прославлению праведников имеет создание "мерных икон" в рост новорожденных?

– Впервые про такое слышу. Тоже, наверное, какое-то "народное язычество".

– Почему Церковь возводит в ранг святых и даже "равноапостольных" далеких от христианства людей, например, таких как император Константин, который до самой смерти оставался не только язычником, но и верховным жрецом римских богов?

– Потому что настоящие границы Церкви (а значит возможность спасения для людей, исповедующих иные религии) никому неизвестны. Христианская позиция тут, как мне кажется, такова: "Я не знаю, спасутся ли язычники, но я знаю, что не спасусь, если стану язычником". Значение же Константина для Церкви настолько велико, что его канонизация вполне понятна.

Комментарий от Алексей Оскольский — Август 6, 2008 @ 12:10 пп

***

Отвечает владелец "JOSEPH’S BLOG"

Поскольку два православных человека уже ответили, думаю, будет вполне этично, представить и свои ответы. Это не мнение Церкви и даже не мнение православного. Это даже не ответы, в прямом понимании этого слова. Скорее, это векторы, штрихи к моим рассуждениям на заданную тему. Отвечаю на часть. Зато по порядку. Потом - видно будет…

"Свидетель Иеговы": Почему православный верующий может за всю жизнь ни разу не открыть Библию и при этом считаться образцовым христианином?

Joseph: Кто, где и когда от лица Церкви сказал, что "православный верующий, за всю жизнь не открывший Библию, считается образцовым христианином"?

– Почему даже в те редкие случаи, когда в храме читается Писание, это делается так, что неподготовленному человеку понять невозможно решительно ничего?

– Писание читается во время каждого Богослужения. А неподготовленному человеку в храме непонятно вообще все, не только Писание. Ожидать, что человеку, впервые вошедшему в храм, сразу же станет понятен весь смысл христианства — нелепо.

– Почему Церковь так радуется "духовному возрождению" и растущему числу людей, называющих себя православными, при этом закрывая глаза на то, что в действительности интересуются вопросами религии лишь единицы?

– Необоснованно. Что значит "закрывает глаза"? Что имеется ввиду? Вопрос из серии: "Почему Вы закрываете глаза на проблему голода в Северной Нигерии?".

– Почему Церковь не покаялась в жестокой инквизиции, казнях и пытках "еретиков", жестоких монастырских тюрьмах и прочих зверствах, которые она чинила на протяжении всей своей истории вплоть до 20 века? И почему в России нет ни одного памятника жертвам, скажем, Соловецкого монастыря?

– Политическая конъюнктура, не имеющая ничего общего с Церковью.

– Если Церковь не может преодолеть раздоры, разногласия и ненависть даже среди собственного священства, то о каком единстве остается говорить на уровне паствы?

– Об обычном единстве. Преодолеть разногласия невозможно. Как и греховную природу человека, которая превращает разногласия в ненависть.

– Не считает ли Церковь, что это позор для христианства – публично ссориться и интриговать с собратьями из других поместных Церквей?

– Считает.

– Почему Церковь не может создать подлинно единую международную организацию, и что есть система поместных Церквей, как не неспособность преодолеть политическую раздробленность мира?

– В задачи Церкви не входит преодоление политической раздробленности мира. Что есть "система поместных церквей" - читайте историю Православной Церкви. Этот вопрос невозможно обсуждать в рамках данной дискуссии.

– Почему Церковь молится за успех российских спортивных команд (например футбольной): неужели Бог поддерживает одну команду против других, и почему именно российскую, а не какую-то другую?

– Это тоже самое, что и молитва христианина перед любым делом.

– Зачем церковным клирикам высокопарные титулы, такие как "владыка", "преосвященство", "святейшество" и т. п.?

– Традиция. Кого смущают, например, армейские звания? Вдумайтесь в значение слова "майор" или "генерал".

– Почему православные верующие должны целовать руки священникам?

– Проявление уважения и почитания к Евхаристии, Таинству, которое становится возможным через эти руки.

– Почему крестик или сувенир считается действенным лишь тогда, когда освящен клириком?

– Не только не становится, но и никто в Церкви не говорит о "действенности". Тем более, сувениров.

– Какое отношение к христианству имеет "освящение" меда, яблок и орехов?

– Вопрос к Иисусу, который благословлял пищу "взяв хлеб, благословил…".

– Какое отношение к прославлению праведников имеет создание "мерных икон" в рост новорожденных?

– Впервые про такое слышу. Не понимаю сути вопроса. В чем разница "мерных" и "обычных" икон.

Комментарий от joseph — Август 6, 2008 @ 10:51 пп

– Почему Церковь возводит в ранг святых и даже "равноапостольных" далеких от христианства людей, например, таких как император Константин, который до самой смерти оставался не только язычником, но и верховным жрецом римских богов?

– Нужно понимать, что "имеет ввиду" Церковь, называя кого-то святым. Нет ни одного святого, который был бы при жизни "белым и пушистым" по мирским понятиям.

– Почему Церковь канонизирует тех, кто отдал жизнь за свою веру – не должны ли так поступать все без исключения христиане? Не говорит ли этот факт о неспособности Церкви воспитывать в своей пастве христианское начало, о банкротстве Церкви как христианского пастыря?

– Разумеется, должны. И Церковь акцентирует внимание на примерах мученичества. Это говорит лишь о стремлении Церкви к идеалам христианской святости.

– Почему Церковь признает боговдохновенными "вселенские соборы", которые противоречат друг другу, то утверждая, то опровергая те или иные учения?

– Церковь – живой и развивающийся организм. Я, например, признаю все, сказанное мной ранее, даже, если позже мое мнение по вопросу претерпело некоторые изменения. Я не говорю, что то был не я или злой дух во мне говорил. Подобные утверждения более похожи на бред сумасшедшего, а не на размышления адекватного человека.

– Почему Церковь принимает в свое лоно языческие обряды и суеверия, считая, что их можно "освятить" и сделать приемлемыми для христиан?

– Не Церковь принимает, а люди свои привычки, с которыми не могут или не хотят расстаться, пытаются интегрировать в любую систему. Церковь не может быть исключением.

– Зачем Церкви ветхозаветные обряды, праздники и богослужебные практики?

– Необходима конкретизация. О чем идет речь? Я вот воду пью с самого рождения. Это мой персональный ветхий обряд? Или день рождения отмечаю. Это ветхий праздник?

– Почему Церковь считает, что Библия слишком сложна для понимания простых верующих, и не рекомендует ее самостоятельное изучение?

– Это не так. Церковь лишь предостерегает от самостоятельного понимания библейских истин, что неминуемо приводит к расколу. Достаточно посмотреть на историю протестантизма. Школа, например, тоже считает, что учебник математики слишком сложен для понимания простых учеников. Если просто раздать на руки учебник, в надежде, что каждый выучит математику самостоятельно, можно забыть о такой науке. Причем, в ближайшее время. Нужен учитель. И это очевидно. Почему же это менее очевидно, когда речь заходит об иной дисциплине?

– Почему начало служения Патриарха именуется "восшествием на престол", а при литургическом поминовении он именуется "Великим Господином и Отцом нашим"?

– Имеется в виду "престол Давида". Очень старый образ. Его историю нужно рассматривать отдельно. Как и многие традиционные понятия или названия, их этимологию и символику.

– Почему Церковь считает образцовой и священной историю Византийской империи, полную войн (в том числе с православными странами), междоусобиц, церковных расколов, интриг, лицемерия императоров и патриархов и многих других отвратительных дел?

– Потому же, почему евреи считают священной историю избранного народа, полную того же самого. Это не история народа или Церкви сама по себе. Это история взаимоотношения народа и Церкви с Богом. А общение с Богом священно по определению, даже, если вторая сторона этого общения проявила себя недостойно.

– Почему Церковь в лице Патриарха благословляет политические партии (например, партию "Справедливая Россия" в 2007 году)?

– Читайте ответ про спорт. К тому же вопрос не к Церкви, а к Патриарху. Его свободу воли пока никто не отменял.

– Как случилось, что высшие иерархи Церкви входят в число богатейших людей страны?

– Кому много дано, с того много и взыщется. Обсуждать действия конкретных людей я не имею морального права. А то, что Церковь, это "собрание грешников" я уже писал.

Комментарий от joseph — Август 7, 2008 @ 1:40 пп

Ответят вам православные! Ждите! Да в МП цензура круче сталинской. Если кто и вякнет, так за базар ответит, что до Анадыря полетит.
Комментарий от Валерий — Август 8, 2008 @ 12:52 пп

Ну, почему не ответят? Отвечают же. Вопрос в том, что отвечают единицы. И, в этом смысле, ключевым становится вопрос:

– Почему Церковь не может вести цивилизованную богословскую полемику со своими оппонентами из других конфессий, как это делали чтимые ею апологеты, вместо этого опускаясь до самых низких и черных технологий в духе советский пропаганды?"

- И на этот вопрос никто, кроме официальных представителей РПЦ МП ответить не сможет.

Остальные вопросы оставляю без внимания, поскольку, за двумя исключениями, эти вопросы, как мне кажется, адресованы православным клирикам из "управленческого аппарата" РПЦ ПМ и богословам с катехизаторами. У меня есть свое мнение по этим пунктам. Однако, я не считаю возможным его озвучивать, полагая, что мои слова могут стать очередной ненужной провокацией. Да, и лучше было бы, если бы "честь" Православной Церкви отстаивали православные люди. А то мне иногда как-то странно выступать в роли "адвоката" Церкви, к которой я не принадлежу.

Комментарий от joseph — Август 8, 2008 @ 5:09 пп

5 – 9 августа 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования