Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"МОСКОВСКИЕ НОВОСТИ": На родине Будды


Никогда не думал, что происки международных террористов так непосредственно могут влиять на наши личные планы. Внимая новостям CNN, где спикер военного ведомства США размашисто водил указкой по карте Афганистана (тут бомбим, тут не бомбим), и памятуя о географической близости района намечаемой операции к цели нашей поездки, я думал: "Ну вот, съездили в Непал". Но провидение было благосклонным. И вот мы - в столице Непала Катманду. Первый выход в город. Вдыхаем "чужие" запахи: пряности, чай, еще что-то. Осторожничаем. Хочется вымыть руки и ничего не трогать. Туристический район Тамел сильно отличается от всего остального города. Постоялые дворы, ресторанчики, турбюро и лавки, лавки, лавки. Здесь запросто можно заблудиться: ни номеров домов, ни названий улиц. Повернувшись пару раз вокруг своей оси, одновременно пытаясь увернуться от пролетающего мимо велорикши, взвешивая на ладони бронзовую статуэтку Будды и отбиваясь от назойливого торговца тибетскими колокольчиками, вдруг понимаешь, что уже не помнишь, откуда пришел и куда направляешься...

Рельеф Непала - это трибуна стадиона. С юга на север - километров 150. И все это пространство постепенно поднимается все выше и выше, ряд за рядом. Сюда едут альпинисты. Как можно миновать страну, в которой 9 из 14 "восьмитысячников" мира? Здесь первоклассный пеший туризм. Те, кто не хочет ничего себе доказывать, бродят с фотоаппаратами и рюкзаками по долинам и невысоким холмам, любуясь пейзажами. Люди приезжают сюда, чтобы увидеть Природу. И они ее видят. Но Непал - это и своеобразная культура. Благодаря многолетней "законсервированности" в стране сохранились уникальные города, храмы, обычаи. Здесь родился Будда, и в то же время Непал - это единственное индуистское государство в мире. Здесь стык тибето-бирманского и индоарийского, смесь религий. Фигуры Будды посыпаны красной пудрой. Совсем на индуистский манер. Индуистов здесь все-таки абсолютное большинство. В их храмы не допускаются иноверцы. Масса всяких запретов: нельзя входить в обуви, иметь на себе ремни: ведь это кожа, а кожа - это убитые животные. Буддизм исповедуют в основном в высокогорных районах. Буддисты куда терпимее - их храмы открыты для всех.

Кругом очень мало европейских лиц. Местные дамы миловидны. Выразительные глаза на смуглом лице. Ориентироваться в их семейном положении довольно просто. В паспорт можно не заглядывать. Вся необходимая информация в прямом смысле написана у них на лбу: точка красного цвета говорит о замужестве. Если женщина носит сари красного цвета - значит, она счастлива. Вдова никогда не наденет красное.

Мимо заклинателя змей пройти не можем. Все как положено: человек в чалме, змея в корзинке. Человек что-то коротко продудел, змея никак не отреагировала. Тогда он попросту огрел мирно дремавшую кобру крышкой корзинки. Змея мгновенно приняла агрессивную стойку. После чего заклинатель пошел с чашкой по зрителям, оставив кобру неспокойно покачиваться в паре метров от публики.

Решаем отправиться в Дакшинкали. Этот храм посвящен одной из наиболее почитаемых индуистами богинь, супруге Шивы - Кали. Сегодня как раз главный ежегодный праздник в ее честь. Изображение этой недружелюбной дамы нам уже встречалось - лицом черна, глаза горят, язык высунут наружу, на шее ожерелье из человеческих черепов, на поясе отрубленные руки и ноги, в многочисленных руках мечи и отрубленные головы. Она олицетворяет смерть, зло и магию. Но все жуткие подробности образа наполнены символикой совершенно невинного характера. Отрубленные головы - это уничтоженные пороки, а отрубленные руки - прекращенные кармические действия (узнать об этом легче, чем понять). Толпы людей с разнообразными дарами богине движутся к храму, расположенному на невысоком холме в лесу. Яркие транспаранты с непонятными лозунгами и всеобщее оживление. В руках женщин - тарелки из листьев с рисом и цветами, у мужчин - козлы на веревках и петухи вверх ногами. Протискиваемся ближе к алтарю. Внутрь нам нельзя, но все и так видно. Сам храм - это небольшой пятачок с кафельным полом, окруженный забором с колоколами. Главное действо разворачивается у алтаря: ножом по горлу жертвенного животного - и брызги во все стороны. Пол - сплошное месиво из крови, цветов, пудры и риса. Выдерживаем несколько минут. Хочется отойти подальше и отдышаться, выпустить из легких этот запах смерти...

Обратная дорога в Катманду заполнена изучением быта непальских земледельцев. Сразу бросается в глаза: сельскохозяйственные работы - удел дамских плеч, рук и лбов (женщины грациозно таскают груженные плодами корзины при помощи налобного ремня). Поля на террасах, сплошь покрывающих склоны холмов, усеяны сгорбленными фигурками тружениц, ворошащих рисовую солому, мотыжащих землю или ловко орудующих серпом. Увидеть трудящегося мужчину удается не сразу. Узкая дорога петляет между холмами вверх и вниз, здесь поневоле станешь классным водителем. Наш водитель развлекает нас выдержками из местного автодорожного кодекса: 10 лет тюрьмы за неумышленный наезд на корову со смертельным исходом, столько же - за ребенка или мужчину. Если жертва - женщина, то уголовного наказания не предусмотрено.

Сергей Вершинин,

Московские новости, 23 июля 2002 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования