Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВАЯ ГАЗЕТА В ПЕТЕРБУРГЕ": После намаза - в милицию. Петербургскую мечеть часто закрывают на замок, а мусульман - под арест


Мусульманского проповедника, осмелившегося заговорить на религиозные темы в петербургской мечети, избили и доставили в милицию. Информация об этом, мгновенно распространившаяся в интернете, всколыхнула исламское сообщество города, и без того недовольное порядками, установленными в одной из крупнейших мечетей России его настоятелем, муфтием Джафаром Пончаевым.

После намаза - в милицию

Милицейский патрульный экипаж прибыл к дверям мечети на Кронверкском проспекте днем 13 мая, вскоре после окончания традиционного намаза, когда верующие уже начинали расходиться. Впрочем, одного из них - известного в мусульманской среде московского проповедника Мухаммедсалиха Масаева - милиция взялась подвезти до своего ближайшего отделения. Заявителем против Масаева выступал сам муфтий Пончаев.

По версии задержанного проповедника, подтверждаемой словами нескольких свидетелей, он всего лишь пытался заговорить с братьями по вере. Согласно же милицейскому протоколу — "громко кричал, размахивал руками, на замечания не реагировал". В связи с чем и был доставлен в милицию, а оттуда в мировой суд, который назначил взять Масаева под стражу на пятнадцать суток.

По словам очевидцев, чьи свидетельства опубликованы в ЖЖ, ситуация, предшествовавшая задержанию, развивалась следующим образом: "…Когда Масаев стал говорить с прихожанами на религиозные темы, к нему подошел старший сын Пончаева и стал грубо, "по-хозяйски", выгонять его из мечети. Масаев возражал ему, в мягкой форме, говоря о том, что по правилам Ислама он не имеет права вести себя так, прихожане также были на его стороне, говоря о том, что Масаев не делал ничего предосудительного.

Затем к старшему сыну Пончаева присоединился младший, они стали вместе буквально выволакивать Масаева из мечети. Один из прихожан стал снимать драку на мобильный телефон, но младший Пончаев тут же "разобрался" с ним с помощью кулаков. В конце концов, братья затащили Масаева в помещение канцелярии при мечети и избили.

Появившаяся вскоре в мечети жена Д. Пончаева заявила тем, кто заступался за Масаева, что у них "вшивые бороды", спрашивая, зачем они "пришли в нашу мечеть". Прихожане вызвали милицию, но, так как милиция этого района поддерживает дружеские отношения с Д. Пончаевым, дело решилось не в пользу Масаева".


Хорошо еще, что через несколько дней (до истечения срока административного ареста) проповедника освободил Петроградский районный суд, отменивший постановление мирового судьи по причине огромного количества противоречий, которые в нем содержались. Да и сам милицейский протокол о задержании Масаева, как выяснилось, был составлен с нарушениями.

Спокойствие, только спокойствие

Логику милиции, оперативно повязавшей Мухаммедсалиха Масаева, представить несложно: прихожане мечети - это своего рода "группа повышенного риска", в которой воспаленному воображению так и мерещатся экстремисты и заговорщики, но вот как объяснить поведение самого петербургского муфтия и (если верить ЖЖ) его сыновей? По своему общественному положению Джафар Пончаев вроде бы должен горой стоять за своих единоверцев, однако… ни гора не идет к Магомету, ни Магомет - к горе. Да и визиты районной милиции в мечеть, судя по всему, давно стали регулярными.

Так, в декабре прошлого года две милицейские машины увезли с Кронверкского проспекта Джамалетдина Махмудова, заместителя руководителя петербургской мусульманской организации "Аль-Фатх", который провинился в том, что бесплатно раздавал мусульманскую литературу. Явившийся тогда на задержание майор Конушенко сослался на письмо Пончаева о запрете распространения печатной продукции около мечети.

- А как же нам быть? - недоумевал по этому поводу в интервью, данном вскоре после задержания, Махмудов. - Мечеть по определению является духовным центром, где мусульмане могут получить необходимую информацию, знания, духовную поддержку, приобретать новые книги, а у нас все наоборот - продавать, распространять исламскую литературу нельзя, даже совершить пятикратный намаз в мечети невозможно - она почти все время закрыта!

О том, что мечеть в Петербурге большей частью закрыта, официально заявлял даже глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, ссылавшийся при этом на постоянные жалобы от местных верующих - в частности, на то, что время работы мечети не соответствует мусульманскому молитвенному графику. Зато милицейское оцепление рядом с мечетью можно видеть едва ли не чаще, чем самих верующих. Мусульмане предполагают, что большинство тревожных сигналов в милицию подает сам петербургский муфтий.

- Нет более спокойного региона в России, чем Петербург, - обмолвился как-то Джафар Пончаев. И с ним трудно не согласиться - вот только спокойствие это мнимое, и, похоже, мало кто представляет, какое десятилетиями копившееся недовольство клокочет за ним.

Семейный бизнес

Можно ли приватизировать мечеть? Превратить ее в частное заведение или семейный бизнес: кого хочу - пускаю, когда хочу - закрываю? Вы пришли помолиться, а на дверях - замок. Почему? Да потому что: "Это частное заведение. Вам могут отказать в обслуживании без объяснения причин".

Такой надписи над дверями питерской мечети пока что нет, однако о подобной практике главного муфтия Джафара Пончаева говорят все громче и чаще. Вот что пишет в том же ЖЖ о своем опыте общения с Пончаевым мусульманин Чынгыз:

"С утра мне пришлось наблюдать такую картину на территории мечети: мулла питерской мечети Джафар Пончаев стоял у ворот на внутренней территории и громко ругался. Я подошел ближе и увидел, что он сбрасывает с инвалидных колясок инвалидов на землю. Пытался сбросить и Илдара — инвалида без двух ног. Орал на него матом и толкал его в спину, чтобы опрокинуть его на асфальт. Потом выяснилось, что он хотел выгнать Илдара с территории мечети. Свидетелями этого кошмара стали многие ребята, которые шли на праздничный намаз".

И это еще не все: есть истории о закрытом по повелению Пончаева книжном ларьке, торговавшем исламской литературой, о якобы исчезнувших в неизвестном направлении двенадцати КамАЗах, подаренных петербургской мечети президентом Татарстана, о "мусульманском ритуальном бизнесе", в рамках которого Пончаев, говорят, вынуждает верующих покупать у него "похоронный пакет" услуг с обязательными поминовениями через 7 и 40 дней…

Видимо, в эпоху крушения Советского Союза к вопросам приватизации Пончаев и его семья подошли так же, как и подавляющее большинство советских функционеров: попытались прихватить то, рядом с чем стояли. Правда, здесь вышла нестыковка: мечеть не являлась и не является государственной собственностью, выставленной на торги. Однако Пончаев, похоже, "приватизировал" мечеть по факту, не имея возможности завладеть ею де-юре.

Досье "Новой"

Джафар Пончаев родился 16 марта 1940 года в Пензенской области; в 1971 году окончил медресе "Мир-араб" в Бухаре, а в 1975-м - ташкентский Исламский институт имени Имама Аль Бухари.

Правда, среди бывших односельчан Пончаева до сих пор ходят слухи, что будущий муфтий ни в каком религиозном заведении не учился, а диплом приобрел с помощью своего знакомого. Однако уже с 1977 года он - председатель религиозного общества мусульман Ленинграда и имам-хатыб ленинградской Соборной мечети.

Сегодня Пончаев - муфтий Санкт-Петербурга и Северо-Запада по версии Центрального духовного управления мусульман России под председательством Талгата Таджудина. По мнению многих мусульман, петербургский муфтий пользуется немалым покровительством отдельных представителей городской администрации, что и позволяет ему до сих пор удерживать свои позиции.

Вячеслав Кочнов, Валерий Береснев

P. S. : Редакция "Новой газеты в Петербурге" отправила письменный запрос в городскую Соборную мечеть по поводу случившегося с Мухаммедсалихом Масаевым, а также в связи с жалобами мусульман на руководство мечети. Ответа пока нет.

"Новая газета в Петербурге"/"ИСЛАМ.РУ"

25 июня 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования