Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ": Что сближает и что отталкивает Россию и исламский мир друг от друга?


Ассаламу алейкум ва рахматуллахи ва баракатух! Приветствую почтенное собрание, организаторов и гостей конференции "Россия и исламский мир"!Высокая честь для меня – выступать перед столь уважаемой аудиторией! И великая ответственность! Первое, что я хочу – это воздать хвалу Аллаху, Господу миров за саму возможность встретиться здесь с вами и в свободной обстановке обсуждать насущные проблемы уммы России. Разве можно было это себе представить хотя бы несколько лет назад?

Прославим Аллаха Всемогущего за то, что он меняет сердца наших сограждан, руководства России по отношению к мусульманам! Аллаху Акбар!

Но отметим также, на каком именно отрезке пути мы сейчас находимся. Думаю – только на самом первом. Почему? А потому, что никогда ранее в истории Государства Российского не было такого благожелательного интереса к Исламу. И ещё потому, что очень сильны предрассудки, накопленные веками против мусульман.

Вкратце об истории: тюрки-мусульмане и славяне-православные жили веками на одной территории Евразии. С расширением Московской империи на юг и восток в состав государства входили один за другим исламские народы. Нередко шли многолетние битвы, но в итоге мы за столетия научились жить мирно. Свобода для мусульман внутри государства наступила очень поздно – это был Указ о веротерпимости царя Николая Второго в 1907 году. Потом случилась невиданная в истории человечества атеистическая революция коммунистов – гонениям подверглись все религии. И только после распада СССР и упразднения КПСС гражданам страны даны все демократические свободы, в том числе и свобода совести. Давайте не забывать всю нашу историю – новизна демократии для нас объясняет трудности, которые тормозят развитие.

Какие это трудности? Исламофобия и шире – ксенофобия – это массовые явления сегодня. В чём причины? Первое – это работа тех СМИ, которые откровенно обслуживают интересы США и Израиля. Их лобби у нас очень влиятельно. И ничего подобного нет в тех странах СНГ, где также пришла демократическая свобода, но крепки мусульманские традиции. Вторая причина – трудности переходного периода в экономике, миграция, безработица. Они порождают взаимное недоверие у населения и невежественные люди ищут врага в человеке иной расы, иного языка, иной веры. Наконец, третья причина – отсутствие государственной политики в сфере национальных и межрелигиозных отношений. У нас нет соответствующих министерств, нет государственных программ. Всё идёт самотёком и потому допускается много негативных процессов.

Следующая трудность нашего этапа развития – это неполнота исламских социальных институтов. В первую очередь мы страдаем от чрезвычайной раздробленности уммы – у нас около 60 "муфтиев", которые носят столь важный титул, но по сути являются лишь хозяйственниками. До сих пор умма страны не имеет ни единого руководства, ни органа. Чтобы преодолеть это, мы выступаем уже не первый год с инициативой Совета улемов России.

Ещё один наш недостаток – отсутствие вакфов. А когда нет собственной материальной базы, как известно, приходится жить с протянутой рукой. Так прошедшие 15 лет свободы мусульмане России использовали крайне неэффективно, просили денег за рубежом, в то время как страна наша достаточно богата и бизнес мусульман развивается. Лишь на днях с инициативой ввести понятие вакфа в Законодательство России выступил Госсовет Татарстана – и это стоит поддержать. Я уверен, что – по милости Аллаха! – Россия понимается из экономического кризиса и способна не только ждать инвестиций извне, но инвестировать сама. А важнейшим полем сотрудничества здесь могут стать именно исламские экономические институты. Напомню, что недавно руководство Исламского Банка Развития посетило Казань и планирует сотрудничество в деле развития исламского сектора экономики. А в октябре все мы ждём первую выставку-форум "Арабиа-Экспо" в Москве – она должна стать площадкой для наведения постоянных мостов.

Замечательно, что именно на уровне государства сейчас проявлен интерес к развитию исламского сектора экономики. Тут государство даже опережает самих мусульман. Замечу только, что для этой работы нужны квалифицированные кадры – их пока никто не готовит.

Ещё одна больная тема – образование. У нас формально уже несколько исламских университетов, но их уровень в лучшем случае соответствует скромному медресе. До сих пор не создана методическая база и учебники. Этот пробел восполняет в основном издательский дом "Медина", который стартовал в 2000 году в Нижнем Новгороде, а теперь действует в Москве, открывая филиалы в Казани, Петербурге и Уфе. Мы издали первый перевод на русский язык знаменитого Тафсира Абдуллы Юсуфа Али, выпускаем серии "Ханафитский фикх" и уникальный справочный проект – серию энциклопедический словарей "Ислам в Российской Федерации". Задумали даже расширить рамки и будем делать словари по всем мусульманским государствам СНГ.

В чём здесь ключ проблем? А в том, что масса книг, привезённых в Россию из арабских стран, Ирана и Турции, в целом не учитывает ни менталитета современных россиян, ни их уровня образования, ни традиций наших Алимов. Да, классика исламской литературы останется на веки классикой. Но почему идёт движение только в одну сторону? Мы переводим с арабского, но в арабском мире никто толком не знает об учёных российской уммы? Назову лишь имена Резы Фахретдина, Муссы Биги, Шигабутдина Марджани. Думаю, пора вести взаимный обмен! К сожалению, об умме России вообще люди в исламском мире плохо знают, почти ничего, можно сказать.

Тут важным прорывом стал новый телеканал, учреждённый государством – "Русия аль-Яум", вещающий на арабские страны. Мы возлагаем большие надежды на него – ведь ТВ в 21 веке это самый эффективный способ взаимообмена информацией. Кстати, тут с горечью должен сказать, что никакого исламского ТВ у нас нет в России, ни на русском, ни на других языках народов страны. Это очень плохо. Ведь никакие газеты и журналы, никакие книги в условия информационного, постиндустриального общества несравнимы по воздействия с телевидением! Телеканал может стать инструментом образования, средством искоренения тех недостатков, о которых я говорил.

Ещё об образовании – есть одна нерешённая проблема. В систему светских школ, получающих финансы от государства, сейчас проталкивается предмет, по сути пропагандирующий одну из религий России – Православие. При этом со следующего учебного года будут закрыты образовательные проекты на языках малых народов, включая исламские. Тут мусульмане говорят: мы не против русского языка и русской культуры, но дайте и нашим детям возможность изучить родной язык отцов и дедов, а о религии в светской школе можно и нужно рассказывать только в историческом плане, и сразу равномерно обо всех религиях! Мы приветствуем возрождение духовных традиций наших сограждан-православных, но против внедрения в школы только православной идеологии. Просим наших зарубежных единоверцев поддержать нас в этом.

К сфере образования и воспитания относится ещё одна больная тема. Основные телеканалы России, начиная с 1990-х годов, показывают так много негатива, пустых развлечений, насилия и секса, что многие граждане, в первую очередь все религиозные люди, требуют наведения нравственного порядка на ТВ. Повторю: в 21 веке ничто так не влияет на человека и его психику, как телевидение.

А к нам явно была внесена из-за рубежа деструктивная медиа-политика, показывающая жизнь в чёрном цвете. Быть может, это было временно оправданно в годы борьбы с коммунизмом, для развенчания советских мифов? Но сейчас это играет отрицательную роль и разлагает нацию. Я – имам, и говорю о добром в своих хутбах, но люди выходят из мечети – их окружает харамная реклама, где женское обнажённое тело является наживкой для бизнеса, они идут в кино, смотрят ТВ… Нам нужно осознать, что так называемая "западная масс-культура" давно стала античеловечной, концентрируется на болезненности и извращениях. Нам здесь нужен добрый пример и сотрудничество со всеми странами, где хранят духовные ценности. Тут огромное поле для сотрудничества именно с миром Ислама.

В заключение отмечу те позитивные явления, которые также заметны. Первое – это Чечня, республика, с огромными усилиями выходящая из самого трагического периода своей истории. Я побывал там в прошлом году и видел, как радикально изменился вектор развития. Я знаю, что в возрождении Чечни всё более и более участвуют наши собратья из-за рубежа. Уверен: только совместными усилиями российской уммы, государства и уммы мировой мы сможем восстановить эту республику. Мы уже научились различать на горьком опыте Чечни, кто истинный мусульманин, а кто наёмник западных спецслужб, размахивающий зелёным знаменем! Мы поняли, что без применения созидательного потенциала Ислама и без сотрудничества уммы с государством и другими религиями, без создания гражданского общества – мы не построим современную, сильную и единую Россию!

А это, кстати, очень важно и для всей мировой уммы. Почему? В этой аудитории много специалистов, прекрасно знающих, сколь велика позитивная роль России для многих исламских народов мира – от Ирана до Палестины. Мы знаем, какова позиция Кремля относительно трагедии Ирака и Афганистана, Судана и Сомали. В целом Россия в последние годы, при личном усердии Владимира Путина, стала если ещё и не близким другом - то добрым партнёром Исламского мира.

Завершу своё краткое выступление напоминаниями: что на днях сказал Путин французской газете "Ле Монд" о ваххабизме? Что он говорил о необходимости многополярного мира в Мюнхене? Как он продвинул нашу страну к сотрудничеству с разными институтами Ислама, начиная с ОИК? И почему новый президент Дмитрий Медведев начал первый свой зарубежный визит в мусульманский Казахстан?

Подведу итог.

Умме мира нужна сильная цивилизованная Россия. Мусульмане призваны участвовать как в укреплении её, так и в привитии ей тех ценностей цивилизации, которые были выработаны Исламским миром. А России Исламский мир также нужен, ибо каждый пятый её гражданин укоренён в Исламе, большая часть мигрантов составляют также мусульмане. И ещё: огромные возможности Исламского мира лежат пока неиспользованными Россией!

Пусть Глобализация, начатая недругами России и Ислама, станет фактором российско-исламского сотрудничества! Пусть каждый из нас услышит веления времени! И да будет эта работа освящена верой в Единого Бога, которому поклоняются и "люди Писаний" (включая христиан), и муслимы! У нас общая мировоззренческая база, много общих интересов и прекрасные возможности.

Да благословит всех нас Аллах Всемогущий – потрудиться на благо наших народов, во имя мира и справедливости во всём мире! Инша Аллах!

Амин.

Ассаламу алйкум ва рахматуллахи ва баракатух!

Умар Идрисов – председатель ДУМНО, Духовного управления мусульман Нижегородскй области, 23 июня, Финансовая академия, Москва, Конференция "Россия и исламский мир".

Опубликовано на сайте "ИСЛАМ В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ" 23 июня 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования