Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"АРГУМЕНТЫ И ФАКТЫ": "Без опоры на Бога мы - рабы". Диакон Кураев призывает коренных россиян больше рожать и работать, чтобы не стать чужими в России


При встрече известный богослов, проповедник и миссионер Андрей Кураев откровенно заявил, что в глубине души боится людей. А именно - чьего-то цинизма и жестокости. Но всякий раз преодолевает свой страх

Надо признать, это у него неплохо получается. Я застал Кураева дома по возвращении из музыкально-миссионерского тура по 18 городам Украины в честь 1020-летия крещения Руси, который он совершил вместе с российскими рок-группами. Там он проповедовал перед молодёжью на площадях и стадионах.

Паства с банкой

- Говорят, отец Андрей, будто какие-то отморозки бросали в вас пустые бутылки и вопили: "Попа - со сцены!" Это правда?

- К счастью, нет. Наоборот, реакция молодёжи была неожиданно доброй. В том числе и на Западной Украине, где, казалось бы, должны кричать: "Геть москалей!" Хотя одна из телекомпаний заявила, что "Шевчук и Кураев - геополитический проект Кремля, приехали вместо русских танков, чтобы отнять нашу землю..." Но, когда мэр Ивано-Франковска запретил и концерт, и проповедь, тысячная толпа зрителей поехала за нами в соседний город...

- Пока что вы первый и единственный православный богослов, реально пошедший в молодёжные массы. Последователей нет?

- Слава Богу, уже не единственный. По сути, Церковь признала такое "рок-миссионерство". То, что раньше считалось нелепой выходкой, стало нормой... Когда я 4 года назад впервые вышел на сцену во время рок-концерта, многие говорили: "Он жаждет славы!" - и крутили пальцем у виска. Как же: батюшка на рок-тусовке! Того и гляди, сам возьмёт бас-гитару... А сейчас наш тур благословил сам Патриарх. Кроме меня там выступали епископы или посланные ими священники. Как-то я позвал одного из них на сцену, чтобы он увидел молодую толпу на площади. И сказал: "Отче! Вот ваша паства!" Он даже вздрогнул от неожиданности. Быть может, этот уже пожилой человек лишь тогда осознал: он в ответе не только за милых женщин, исправно посещающих храм, но и за пацанов, подпевающих "ДДТ" с банкой прохладительного напитка в руке... В их душе тоже может произойти переворот. Если они перестанут считать Церковь своим врагом, в обществе исчезнет ещё одна линия нравственного фронта.


- А что, если сама молодёжь начнёт воспринимать вас не как проповедника, а как некую рок- или шоу-звезду, но только в рясе? Вот Юра Шевчук вышел спел, а вот Андрей Кураев...

- Этого я не боюсь! Я не прячусь за сценой - ни до концерта, ни после. Если я хоть на минуту начну считать себя белым среди чёрных, праведником среди грешников, своим среди чужих - меня просто не примут. Ребята на концертах понимали, что сейчас я говорю с ними на одном языке, а в храме - уже на другом. И что под куполом церкви найдётся место и им тоже. Только не надо их хулить и поучать! Я говорю им: "Молодость - это талант выбора. Тот, кто не найдёт себе точку опоры в небе, пополнит ряды тех, кто здесь, на земле, скован одной рабской цепью. Не веришь в Бога - поверишь в чёрную кошку. И в то, что тебе предсказамус настрадал..."

Евангелие от Поттера

- Вы печётесь и о детях младшего возраста. Говорят, даже искали в книгах про Гарри Поттера сатанинский подтекст. Нашли?


- Его там нет. Поначалу я действительно читал взором инквизитора, ждал "след дьявола", тайные антибожественные выпады и пропаганду безнравственности. Был готов разразиться проповедью о том, как масскульт в лице Джоан Роулинг уводит детей от христианской колыбели культуры. Но потом повеяло чем-то родным, за сказочными прибамбасами проглянула добрая религиозная этика. А когда вышла последняя книга, Роулинг призналась: "Я сама христианка и с самого начала знала, что у моей эпопеи будет евангельская концовка..."

Мой вывод: книги про Поттера - хорошие сказки, появившиеся в плохие времена. Сто лет назад они были бы просто фантазией и советской культуре также не принесли бы вреда. Сегодня же могут стать оружием против неокрепших детских душ.

Но прятать их от детей, а тем более жечь на кострах?! Лучше уж подумать о моральном противовесе. Оттолкнуть детей и остаться в гордом одиночестве, зато в незапятнанных одеждах легко. Однако если всё-таки впустить всех детей в храм - да, будут шум и кавардак. Но зато там будут и сами дети.

Храм чужими руками

- Вы за бум рождаемости. И вместе с тем против многонациональных браков. А как же польза от притока свежей крови?


- Если бы смешение кровей приводило к рождению гениев, то Латинская Америка ими бы просто кишела!.. Если бы загвоздка была только в благосостоянии, Швейцария и Норвегия били бы все рекорды по рождаемости, а Африка, наоборот, давно вымерла. Но всё наоборот! Суть не в одном лишь материнском капитале, а ещё и в отношении людей к жизни и смерти... Тут я вспомню не рокерское, а бабушкино слово: "Страх Божий". Он исчез. А с ним - благоговение перед жизнью, в том числе и зачатой.

К тому же мы разучились не только рожать, но и работать. Даже православные храмы возводят бригады гастарбайтеров - турок или мусульман-таджиков. С одной стороны, это неплохо. Потом, случись что, они не станут разрушать такие же церкви. А с другой - мы можем стать чужими у себя дома. Поэтому я призываю верующих к профессиональному карьеризму. Любишь Россию - вкалывай так, чтобы не было стыдно! Не так давно мне казалось, что всё-таки сломали хребет народу. Десять лет назад мы были похожи на собаку, которая ещё скребёт лапами, но ни свою конуру, ни хозяйский дом охранять уже не в состоянии... Я говорил: если человека насилуют, а он никак не реагирует - это диагноз. Народ, который не может отстоять себя, - или труп, или святой... Но христианство - не одно умение подставить левую щёку после удара по правой. Это защита семьи и Родины, а ещё милосердие - не от жалости, а от осознания собственной силы. Сейчас мы вновь обретаем её. Но где милосердие, например, к своим же русским переселенцам из Средней Азии? Или к тем же гастарбайтерам и "русским иноземцам"? А ведь часто им нужно лишь наше участие... Однажды я купил в ларьке у метро связку бананов. Мимо шёл хмурый негр - студент-"афророссиянин" из Университета Патриса Лумумбы. Я не выдержал, отломил половину и протянул ему. Он остолбенел и чуть не обнял меня. Вы бы видели, как просияло его лицо!

Владимир КОЖЕМЯКИН

18 июня 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования