Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"KM.RU": Почему все большее число россиян обращается к вере? На этот вопрос отвечают разные люди, связанные с религией


На текущий момент в России нет точных данных о количестве верующих в стране. Судить об этой цифре можно лишь по социологическим исследованиям, проводимым различными экспертами.

Например, недавно проведенные Институтом социально-политических исследований РАН изыскания показали, что в России около 30% людей в той или иной мере живут церковной жизнью. За основу были приняты следующие критерии: посещение храма, исповедь и причастие, чтение Евангелия, молитва, соблюдение постов. Эксперты института Вячеслав Локосов и Юлия Синелина утверждают, что, по данным опросов за 2006 год, воцерковленных православных в России насчитывается около 10%, полувоцерковленных — 24%, людей, которых можно было бы отнести к числу начинающих свой путь в Церковь, — 14%. Ранее были опубликованы результаты исследований, которые показали, что в России подавляющее большинство населения считают себя верующими людьми. При этом 60% взрослых людей, отвечая на вопрос об исповедуемой ими вере, назвали себя православными, 6,7% — сторонниками ислама, 14% — верующими без вероучения, 15% — атеистами, 1,2% россиян исповедуют другие религии, и около 1% отказались отвечать на вопрос. Эксперты также подсчитали, что с конца 80-х гг. число православных, регулярно приходящих на исповедь и причастие, выросло в 4 раза. Изменился и средний возраст верующий. Если в 80-х это были люди в возрасте 62-63 лет, то сейчас этот показатель равен 44-45 годам.

Почему все большее число россиян обращается к вере?

На этот вопрос специально корреспонденту KM.RU Веронике Новиковой ответили:

Евгений Никифоров, председатель духовно-просветительского общества "Радонеж":

- По одной простой причине. Религия - это естественная составляющая общественной и индивидуальной жизни человека. Семьдесят лет религиозные проявления были подавлены. Это запреты искусственного порядка — агрессивные запреты богоборческого режима. С их исчезновением органически стала развиваться общественная и индивидуальная религиозная жизнь, и поэтому количество людей, которые себя декларировали православными верующими, выросло. Это абсолютно естественный процесс. Другое дело, что мы сталкиваемся с проблемами качественной составляющей этого процесса. Если этот процесс не будет культурным, то с ростом самой религиозности мы получим религиозную дикость и мракобесие. Религиозной культуре как раз противостоит не атеизм, а религиозное невежество, на основе которого возникают пензенские сидельцы, всякого рода изуверы, гадалки и суеверия. Чтобы этот процесс роста не был опасным, он должен быть окультурен. В этом и заключается основная мысль нашего священноначалия по развитию религиозности в России.

Максим Обухов, настоятель храма Благовещения в Петровском парке:

- Религиозность естественна для человека. В течение долгих лет она подавлялась. Теперь же сработал эффект сжатой пружины. Я удовлетворен тем, что теперь введена правильная методика подсчета. До этого говорили, что в России только 3-5% воцерковленных людей. Та методика была вызвана очень строгими требованиями, потому-то церковные дисциплины путались с самоидентификацией человека. Сейчас религиозность в России доходит до определенной нормы. Я не вижу здесь какого-то феномена. Просто постепенно общество оправляется и приходит в норму. В такой стране, как Польша, больше половины людей регулярно посещают исповедь и причастие. Это абсолютно нормальное течение нашей жизни. Я думаю, что лет через пять число воцерковленных христиан в России будет не меньше половины. Пусть это даже будут люди, не полностью соблюдающие церковный устав.

Виталий Аверьянов, философ, публицист:

- Сам этот вопрос отчасти является риторическим. До конца 80-х годов, до распада Советского Союза, у нас в стране господствовала атеистическая идеология, которая по своей природе была искусственной. Я не являюсь большим поклонником горбачевских и ельцинских реформ, но именно благодаря им эта искусственность была прекращена. Грубо говоря, началась разморозка того, что было искусственно заморожено. И то, что за этот период в четыре раза выросло число православных, регулярно приходящих на исповедь и причастие, вполне естественно. Это вызвано естественными причинами, связанными с тем, что люди сейчас делают свой духовный выбор. Если в советское время он был затруднен, то сейчас он открыт. Причем это не линейная функция. Скачок в конце 80-х - начале 90-х сменился спадом. В конце же 90-х - начале 2000-х был еще один пик активности, связанный в обращении именно к церковной вере. Говоря о росте числа россиян, обращающихся к вере, надо разделять ее на две разновидности. Первая — домашняя, личная, глубоко интимная, связанная с размышлениями человека. Вторая — связана с социальными факторами: обрядами, таинствами, общением с себе подобными, обращением к священнику. Эти два измерения веры ментально между собой связаны, но иногда идут отдельно друг от друга. Когда они соединяются, это свидетельствует о зрелости веры. Человек, глубоко погруженный во внутренний духовный мир, по мере погружения в него начинает испытывать потребность в церковном общении.

Вероника Новикова, 2 июня 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-20 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования