Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"УКРАИНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ": Желанные гости. В Киеве побывала делегация Вселенского патриархата


19 мая 2008 г. в Украину прибыла делегация Вселенского Патриархата в составе митрополита Галльского Эммануила, представляющего Константинопольский Патриархат во Франции, генерального секретаря Синода Патриархата архимандрита Елпидофора и переводчика протоиерея Василия. Делегация прибыла по приглашению Президента Украины Виктора Ющенко для изучения современного положения дел в Украинской Церкви. Кроме встреч с Президентом, делегация также имела общение и с руководителями трех украинских православных юрисдикций – Московского и Киевского Патриархатов, а также УАПЦ митрополита Мефодия.

Можно целиком предвидеть нервную реакцию, которую вызвал в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата сам факт появления такой делегации в пределах Украины. Москва считает это государство своей "канонической территорией", а поэтому очень ревностно относиться к любой активности здесь других Церквей, в особенности – Вселенского Патриархата.

Который, в свою очередь, не считает Украину "канонической территорией" Московского Патриархата. Учитывая то, что Киевская Митрополия находилась в зависимости от Константинополя 700 лет и оказалась под властью Москвы вследствие канонически сомнительных событий, Вселенский Патриархат считает себя, а не Москву, Матерью-Церковью по отношению к Церкви Киева.

Это и вполне логично, ведь крещение Киевской Руси происходило от Константинополя, а крещение современной Московии – от Киева. Простая арифметика: князь Владимир крестил киевлян в 988 году, а Москва впервые упомянута в летописи только в 1147 году. Так кто кому мать?

Москва может сколько угодно оспаривать доводы Константинополя относительно права последнего на юрисдикцию во всей Диаспоре, то есть за традиционными пределами Поместных Церквей. Может оспаривать и его доводы относительно исключительного права Вселенского Патриарха провозглашать новые автокефалии. Но оспорить то, что Вселенский Патриархат, а не Московский, является Церковью-Матерью для Украинской Церкви – ой как не просто.

Именно поэтому в Москве хотят и празднование полукруглой даты 1020-летия Крещения Руси превратить в празднование "единой купели". За которой можно будет спрятать неудобный факт крещения Москвы от Киева. Но развернуть празднование 1020-летия крещения Руси в нужном для себя направлении Москва сможет только при условии, что удастся свести участие Вселенского Патриархата в праздничных мероприятиях до протокольного минимума. А это как раз и не удается, ведь Президент Украины пригласил на празднования не только Алексия, но и Варфоломея.

Условно можно согласится, что крещение происходило в "единой купели" - только вот от кого оно было? А было оно "от греков", поэтому участие Вселенского Патриарха в праздничных мероприятиях в Украине, более того – их возглавление – логичны и оправданы. Только акцент такого празднования выйдет тогда совсем не "московский". Так что приглашения Президента Ющенко посетить Украину, адресованные Московскому и Константинопольскому Патриархам, могут стать причиной новой дипломатической бури между двумя Патриархатами.

Как причиной неудовольствия может стать и встреча делегации Вселенского Патриархата с главой УПЦ КП. Встреча с митрополитом УАПЦ Мефодием ОВЦС взволнует мало, а вот общение высокопоставленных представителей Фанара лично с Патриархом Филаретом – это уже серьезно.

Естественно, что греческая делегация выдержит все возможные рамки дипломатического этикета, которые позволят Патриархии без труда парировать неизбежные со стороны церковной Москвы нападки за общение с "раскольниками". Ведь и сама эта Москва на днях решила установить диалог со страообрядцами, которых почти три века господствующая Церковь именовала не иначе, как "раскольниками". Только вот за встречей представителей Вселенского Патриархата с Предстоятелем УПЦ КП стоит нечто большее. Это демонстрация того, что Филарет – не пария православного мира, что диалог с ним – возможен. И это как раз самое неприятное для Москвы.

Годами она старательно лепила из Киевского Патриарха образ парии-самозванца, с которым приличные православные и здороваться-то не будут. Но постепенно искусственной изоляции УПЦ КП от Вселенского Православия приходит конец. Москва утрачивает монополию на формирование позиции всей Полноты Православия по украинскому церковному вопросу. Не случайно Иерусалимский Патриарх Феофил во время недавней нашумевшей встречи с российскими журналистами, на вопрос о румынских епархиях в Молдове сказал: "Разве это проблема? Вот в Украине действительно проблема, которую нужно разрешить".

И не так уж важны слова, которыми обменивались Патриарх Филарет и гости из Константинополя. Важен сам факт того, что такой диалог состоялся, что Москва, при всех своих усилиях и желании, не смогла его сорвать. Это говорит об усилении позиций Вселенского Патриархата, о его готовности действовать в Украине на благо всей Православной Церкви, даже если это будет противоречить воле Москвы.

Решительных действий от Константинополя ждут давно. Так что, хотя и не для всех, но представители Вселенского Патриарха Варфоломея в Киеве – действительно желанные гости.

Владимир Сухенко,

"УКРАИНСКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ", 20 мая 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования