Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"FORUM 18": Религиозная свобода возвышает нацию. Из истории свободы вероисповедания в Беларуси


Антон Бокун – пастор минской пятидесятнической церкви Иоанна Крестителя - рассказывает об истории свободы вероисповедания в Беларуси, которая в XVI веке одной из первых в Европе приняла закон о свободе совести.

Беларусь веками была знаменита своей свободой совести. Поэтому религиозная свобода, которую современные власти пытаются ограничить в последнее десятилетие, остается ключевой причиной для беспокойства белорусских граждан. Самая масштабная кампания такого рода при действующем президенте Александре Лукашенко, пришедшем к власти в 1994 году, произошла между апрелем 2007 г. и февралем 2008 г, когда более 50 тыс. человек подписали петицию в Конституционный суд страны с просьбой изменить ограничительный закон о религиях 2002 г. Более того, по свидетельству собиравших подписи, каждый второй был готов поддержать петицию, которую подписывали, несмотря на то, что власти подвергали арестам активистов кампании, а ее материалы были конфискованы.

Члены кампании против закона о религиях считают, что права на жизнь, свободу высказываний и свободу веры нельзя отнять, "потому что они даны нам от рождения, и даны Богом, а не правительством".  Противники закона также подчеркивали, что они защищают права всех жителей Беларуси, потому что это "нарушает права всех, даже атеистов".

Хотя с момента принятия закона в 2002 г. прошло более 5 лет, белорусские христиане не перестали добиваться его пересмотра. Когда закон находился в стадии рассмотрения, проходили демонстрации протеста против его принятия, и было подано множество апелляций в связи с бесчисленными проблемами, которые он должен был создать в религиозной сфере. Затем, когда закон был принят, Баптистский союз и Ассоциация христиан полного Евангелия не перерегистрировались до самого последнего момента, настаивая на исправлении некоторых из его наиболее спорных  условий. Хотя этот протест не увенчался успехом, по крайней мере, появилась практика перерегистрации общин, не способных собрать минимально необходимое число в 20 взрослых членов. Последняя петиция явилась новым уровнем в борьбе за изменение закона.

В многоконфессиональной Беларуси, где Пасха и Рождество официально празднуются дважды, в соответствии с календарями как Восточной, так и Западной Церквей, действия, направленные на ограничение религиозной свободы и предоставление Православной Церкви de facto статуса государственной, неизбежно вызывают возмущение. Большинство людей считают такую политику очень странной, потому что они привыкли верить, что живут в многоконфессиональном обществе.

Исторический опыт Беларуси также показывает, что религиозная свобода возвышает нашу нацию, тогда как религиозная не-свобода приводит к самым мрачным и трагическим последствиям.

Начало христианства в Беларуси не сопровождалось насилием. Христианские Церкви западной и восточной традиции мирно сосуществовали на земле Беларуси, начиная с X века. Политика религиозной свободы стала основой Великого княжества Литовского – государства, в котором сформировалась белорусская национальная идентичность.

В XV веке была совершена попытка сделать католицизм государственной религией: католики были убраны со всех ключевых государственных постов. В 1436 г.  большое число христиан в княжестве, которое приняло идеи реформации Яна Гуса, подверглось инквизиции. Эти действия привели к конфликту и отъезду некоторых белорусских аристократов в Московию.

XVI век называют "Золотой эрой" Беларуси, и не только благодаря прогрессу в культурной и экономической сфере, но также благодаря религиозной свободе. Попытки остановить распространение протестантизма потерпели поражение. В 1563 году знать, возглавляемая главным протестантом Великого княжества Миколаем Радзивилом Черным, добилась принятия декрета, по которому "не только члены Римской Церкви могут быть выбраны на все должности и в правительство, но и все остальные аристократы христианской веры, каждый в соответствии с собственными достоинствами". Вскоре после этого подавляющее большинство мест в сенате Великого княжества были заняты протестантами.

Страна получила известность в Европе как "прибежище еретиков", где каждый мог свободно исповедовать свою веру, даже те, кто отрицал основные христианские доктрины. Находясь перед возможностью оказаться в тюрьме или сгореть на костре из-за несогласия с господствующей верой в родной стране, французы, итальянцы, чехи и другие переезжали в Великое княжество. В 1557 году, например, княгиня Суффолкская Катерина Вилоугбей и ее муж Ричард Бертие прибыли искать убежища в Великое княжество в связи со своими протестантскими убеждениями,по приглашению Микалая Радзивила Черного.

В январе 1573 года белорусская и польская знать приняла декларацию конфедерации в Варшаве, которая гласила: "В связи с тем, что в нашей республике немало разновидностей христианской веры, предупреждаем, чтобы на этой почве не возникало вражды между людьми, что, как мы видим, происходит в других государствах. Мы заявляем за самих себя и за наших потомков во все времена, что сохраним мир среди нас и не будем на основании разницы в вере проливать кровь в церквях или лишать кого-то собственности или социального положения, или подвергать аресту или изгнанию, или помогать в таких действиях любым властям или правительству".

Устав Великого княжества Литовского от 1588 года повторил принципы религиозной свободы. Для Европы, горящей в религиозных войнах, Варшавская конфедерация стала моделью решения вопроса о свободе совести. Белорусский кальвинист и аристократ Федор Явлашовский написал в своем дневнике в начале XVII века: "В Вильнюсе я сидел за столом у католического каноника, о. Варфоломея Недвитски, вместе с его итальянскими служителями. Когда они узнали, что я евангелический христианин, они были поражены, как каноник осмелился пригласить меня на ужин. И когда я сказал им, что среди нас нет ненависти на этой почве и мы живем как добрые друзья, итальянцы похвалили это, сказав, что здесь живет Бог, и начали жаловаться на законы своей собственной страны, то есть, скорее, на беззаконие. В те времена разница в вере не мешала дружбе, поэтому то время кажется мне золотой эрой.  Сейчас неправда существует среди людей одной веры, не говоря уже о тех, кто разной веры, и вы можете забыть о благотворительности и искренности".

Жалобы Явлашовского на события XVII века не были безосновательными. Восшествие на трон Сигизмунда Васы стало концом религиозной свободы в Великом княжестве. С целью побороть Реформацию король упорно использовал все средства, чтобы избавить польско-литовское государство от всего некатолического. Король Сигизмунд публично насмехался над условиями Варшавской конфедерации и ограничил права тех, кто не принадлежал к преобладающей вере. Началась массовая эмиграция некатоликов. Белорусские эмигранты, такие, как Симеон Полоцкий и Ян Белоботский, привели Россию к более близкому контакту с западной цивилизацией.

В 1796 году Российская империя оккупировала Великое княжество Литовское, и началась новая эра несвободы. Государство стало пропагандировать православие всеми возможными способами. В 1839 году католики восточного обряда, которые к этому моменту составляли более 50% населения Беларуси, были силой соединены с Русской Православной Церковью. Затем по всей стране стали строиться православные церкви, а католические превращали в православные. Современный собор Святого Духа в Минске – это бывшая бернардинская цистерцианская католическая церковь, например. Один закон гласил, что "только главенствующая Православная Церковь имеет право привлекать последователей из других христианских конфессий и вер". В то же время "совращение" людей из православия в другую веру каралось тремя годами тюрьмы.

После падения Российской империи свобода совести могла осуществляться только за пределами Советского союза, включая Западную Беларусь, которая была частью Польши. В пределах СССР воинствующий атеизм привел к тому, что к 1939 году в восточной Беларуси были разрушены почти все церкви.

Несмотря на формальные гарантии советской конституции, не могло быть и речи о свободе совести при коммунизме. Похожие гарантии конституции 1994 года игнорируются в настоящее время. Но ни современное правительство, ни коммунистическая партия не смогли изгнать свободу совести из сердец белорусов.

Современная политика белорусского правительства, к сожалению, содержит в себе черты политики как Советского Союза, так и Российской империи. Власти делают вид, что гарантируют привилегии Православной Церкви, но на деле ограничивают религиозную свободу для всех, в том числе и для православных христиан. Эти действия встречают оппозицию, но, прежде всего, со стороны протестантских церквей.

Наиболее репрессивный религиозный закон в Европе продолжает действовать в нашей стране. Однако нас вдохновляет наша долгая история свободы совести, и мы пытается его изменить. Белорусы продолжают работать и надеяться, что наша страна вернет свое наследство и станет землей религиозной свободы.

Антон Бокун

 22 мая 2008 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования