Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"GUARDIAN": Леди Эвелин Кобболд и другие. Особенности обращения британцев в ислам


Завсегдатай Мэйфэйр (аристократического района Лондона), занимавшая видное положение в обществе, аристократка, владелица имения на Шотландском плоскогорье, опытная охотница и рыбачка, а также мать и садовод, леди Эвелин Кобболд (1867-1963) была, вероятно, уникальна в том, что являлась мусульманкой  и  говорила по-арабски. Всю свою жизнь она утверждала, что является мусульманкой, однако сам момент ее обращения так нигде и не был зафиксирован.

В 1933, в возрасте 65 лет, эта брутальная англо-шотландка стал первой  мусульманкой британского происхождения, совершившей хадж в Мекку. До последнего времени история ее жизни и вклад в литературу о хадже были совершенно не изучены. Недавно опубликованная  книга может спасти леди Эвелин от забвения, ведь ее имя не на слуху среди известных женщин-путешественниц. В 1934 году газета "Манчестер Гардиан" так писала о ее книге о паломничестве в Мекку: "Как записки об индивидуальном религиозном опыте, на  который влияют близкое знакомство с двумя великими религиями,  книга леди Эвелин Коболлд имеет уникальное значение. ... Полагая, что она будет несколько тенденциозна в пользу новопринятой веры, мы были удивлены, когда прочитали множество строк в упрек исламу, написанных с очевидным невежеством и антипатией, так что если вдруг и появлялось слово, написанное в похвалу, оно сразу воспринималось как спасательный круг посреди бушующего моря".

Но какого рода мусульманкой была леди Эвелин? Она считала себя сунниткой, хотя ее трудно идентифицировать окончательно как таковую. Ясно говоря всем о своей вере, в то же время, она не молилась по пять раз на день и не держала пост в месяц Рамадан. Собственно, единственным столпом веры, соблюденным ею, и был хадж.

В целом, история обращения британцев в ислам довольно долгая. Первые такие случаи относятся к  эпохе Крестовых походов и достигают пика в XVII столетии, когда многие британцы, служившие наемниками на судах средиземноморских корсаров-берберов, принимали ислам, чтобы лучше адаптироваться к североафриканской культурной среде. Но леди Эвелин принадлежала к другому типу - конвертов-интеллекуалов и выходцев из британской элиты. На таких людей богата история XIX столетия. Леди Эвелин была современницей таких людей, как Абдулла Куилльям, лорд Хедли, лорд Хозфилд и Мухаммад Пиктхолл, переводчик Корана на английский язык, можно назвать и еще несколько имен.

Для многих новообращенных британцев привлекательность ислама заключалась и заключается ныне в его мистическом учении - суфизме. Подобные люди верят, что на трансцендентном уровне все великие религии едины и это единство выше внешних догматических различий. На уровне теологии привлекательно освежающим  для новообращенных британцев оказалось отсутствие в исламе доктринальных сложностей: таких непроницаемых тайн христианства, как Троица, Божественная природа Христа, непорочное зачатие и воскресение. Ислам же проповедовал лишь высшее единство Бога и его неопределяемость, при этом почитая Иисуса как одного из пророков -предшественников Мухаммада. Еще одной привлекательной особенностью ислама для новообращенных является отсутствие в нем детально разработанной доктрины о клире как посреднике между Богом и верующим.

На западе, начиная с рационалистического просвещения XVIII столетия, религиозная вера считается предметом личных и частных  убеждений. Индивидуум принимает религию согласно личному выбору, и  свобода такого выбора защищается  законом. Считается, что религиозные группы  играют не более значимую роль  в общественной жизни, чем другие специальные сообщества по интересам, как, например, профессиональные союзы или профессиональные ассоциации.

Не всегда легко провести границу между частным и общественным, например, в областях образования, семейного права  или общественного здравоохранения. Тем не менее,  западные общества эволюционировали, начиная со Средних веков, достаточно прогрессивно, бросив вызов  верховенству  религиозных учреждений в общественных делах. Им пришлось развивать системы светского законодательства и гуманистических ценностей, которые большинство граждан могли бы поддержать. К новому времени христианские общества подошли с разным уровнем секулярности общественной жизни и оттеснением религии  в анклав групп особых интересов и частного выражения благочестия.

Эта западная установка в отношении к религии как вопросу частного выбора и практики прекрасно работает для христиан, иудеев, индуистов, буддистов и представителей многих других религий. Однако ислам занимает в этом смысле особое место. Быть мусульманином - это нечто большее, чем частные религиозные убеждения, сокрытые дверью собственной квартиры.

Хотя исторические  и общественные формы религии  со временем заметно меняются, потому что именно ислам требует для себя, как религии, определенного типа государства и общества, определенных институтов, занимающиеся выработкой законов и образованием, а также предписаний по семейной и каждодневной общественной жизни. Публичное пространство, наравне с частной жизнью, является сферой религии, и сами мусульмане считают свою религию не только личным исповеданием, но и законченной социальной системой, связанной с особым мировоззрением и нормами идентификации.

Однако очень мало свидетельств тому, что леди Эвелин была осведомлена о таком общественном характере своей новой религии. Нужно сказать, что она и ей подобные новообращенные британцы-мусульмане упускали из виду существенный для мусульман общественный аспект. Они продолжали считать ислам своим сугубо частным делом и жили по европейской модели религиозности. Но это никоим образом не подвергает сомнению глубину и искренность ее веры.

Леди Эвелин скончалась в 1963 году и была похоронена, как она и завещала, на склоне горы в своем шотландском поместье Гленкаррон. Ее похороны стали символом двух миров, в которых она жила: шотландский волынщик играл народную погребальную мелодию, а также была прочитана сура из Корана "Нур" (Cвет). Аяты из этой суры выгравированы и на могильной плите, над которой склоняются любимые ею олени.

Уильям Фэйси, 19 мая 2008 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования