Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ": Проповедь с поп-артом. Современные художники устали от получения прибылей


Завершился один из самых авторитетных смотров актуального искусства "Арт-Москва". В этом году Дом художника заполнили экспозиции 47 галерей и десяток специальных проектов. К тому же для привлечения новой молодой аудитории "Арт-Москва" влилась в ночной фестиваль "Доутрарт". Организаторы постарались очистить галерейные стенды от салона и откровенной коммерции. В результате место артрынка заняла религия и политика.

В прошлом году устроители "Арт-Москвы" с гордостью заявили, что впервые за более чем 10-летнюю историю ярмарки от нее получена прибыль. Площади, под завязку наполненные галереями, наконец окупились. В этот раз, скрепя зубы, они констатировали убыточность предприятия. А всему виной - экспертный совет, куда входят авторитетные галеристы. Именно они решили ужесточить требования к участникам и отсеяли более трети заявок. В итоге на трех этажах и дышалось легче, и сразу определились фавориты - галереи, представившие не случайный набор вещей, а целостные проекты. Появилась захватывающая интрига - можно было увидеть, о чем думают художники и галеристы, когда не заняты зарабатыванием денег.

Обычно тон и уровень культурного диалога на ярмарке задают специальные проекты. В этом году с подачи Марата Гельмана огромные пространства второго этажа были отданы под полотна Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой, представивших свой "Евангельский проект". Суть затеи в следующем: художники взяли репортажную съемку с бомжами, беспризорниками, журналистские кадры из горячих точек и светских тусовок. Дорисовали и увеличили их до размеров уличных билбордов. Но главный креативный ход - под каждым из кадров имеется строчка из Евангелия. Картины в таком ракурсе превращаются в особое осовремененное переложение священных сюжетов.

Свежий проект художников, которые неоднократно пытались заигрывать с политическими темами (именно они делали календари с изображением Путина и сочиняли концептуальные подписи под портретами умирающего Литвиненко), оказался провальным сразу с трех позиций. Во-первых, использование новостийных кадров в качестве сюжета для "вечных" картин - ход далеко не новый, и многие художники (как показала, например, немецкая "Документа") делают это с большим изяществом. Во-вторых, сам религиозный посыл оказался стрельбой по воробьям из минометного орудия - подобранные евангельские комментарии только усиливали ощущение банальности и избитости общего замысла, никак не усиливая картинку. Наконец, одна из новых галерей на "Арт-Москве" также посвятила свой стенд христианской теме в современном искусстве. И когда в ход пошли распятия Дамьена Херста и полотна неоакадемистов, "Евангельский проект" окончательно сдулся.

Куда как менее претенциозно, но не менее эффектно смотрелся по настоящему "народный проект", показанный Полиной Лобачевской. Его тема - "Любимое кино" - вновь отсылает к масс-медиа, точнее к новым киноиконам. Пять художников вдохновились "фабрикой грез" на создание собственных вариаций кинокадров. Это и инсталляция мэтра Франциско Инфанте, обыгрывающая эстетику Феллини. И поп-артистская композиция Екатерины Филипповой - картинный Джеймс Бонд с подругой снабжены реальными часами и реальными же бутылками для фирменного коктейля. Здесь же у русско-американской художницы МАБРИ соколиную охоту устраивает крепкий орешек Брюс Уиллис.

Подобных перекрестных отсылок - к кино, к прессе, к истории искусств (например, проект "Барокко") - на стендах было довольно много. Но, к чести многих галеристов, в этом году все они служили не приманкой для покупателей, а результатом чисто художественной селекции.

Удивительное дело - еще недавно на "Арт-Москве" говорили о необходимости укрепления и наращивания артрынка. Сегодня уже ищут от него спасения. Впрочем, целующиеся милиционеры (снимок группы "Синие носы"), вокруг которых разгорелся скандал с бывшим министром культуры, с помощью двух красных кружков под рамой громогласно заявляли: "Мы проданы!". И, видимо, за очень хорошие деньги.

Сергей СОЛОВЬЕВ

20 мая 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования