Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РУССКИЕ ЦЕРКВИ": Свято-Нило-Сорская пустынь. Покровский храм - обитель скорби и безысходности - не место для туристов





Кирилло-Белозерский монастырь играл в жизни края центральную роль, даже более значительную, чем столица - город Белозерск.

Итак, во второй половине XV века в Кирилло-Белозерском монастыре существенную роль стали играть так называемые нестяжатели. Исповедуя учение своего идейного вождя Нила Сорского, они выступали против \"вещелюбия\" и даже в иконописи отрицали \"гладкие женовидные лица\", говоря, что красота иконы не должна вступать в противоречие с ее идеей. Влияние нестяжателей было столь велико, что в этот период монастырь почти не приобретает новых земель и даже приостанавливается почти всякая строительная деятельность в обители. Впрочем, с начала следующего века среди братии становятся более популярны идеи иосифлян - сторонников взглядов Иосифа Волоцкого. Основной смысл его учения состоял в том, что церкви наращивать свое материальное благосостояние нужно и должно.



Покровский храм.


А сам Нил Сорский в 1450 году вместе с учеником, иноком Иннокентием, покинул богатый Кирилло-Белозерский монастырь и основал в 18 километрах к северу собственную обитель. Поначалу это был лишь уединенный скит среди разреженного леса из берез и елей, неподалеку от речки Соры. Нил с Иннокентием срубили часовенку и две кельи на расстоянии броска камня, чтобы даже звук молитвы не нарушал безмолвия соседа. В сыром сумраке своей кельи записывал старец мысли о благоговейном созерцании: \"Утишь ум, освободи от плена помыслов… внимай сердцу\". Но приходили монахи и просились жить подле отшельника, движимые желанием подражать ему. Нил Сорский с большой тщательностью выбирал братию, принимал лишь тех, кто действительно отличился в иноческом труде. К концу его жизни в обители насчитывалось не более двенадцати келий, и одна деревянная церковка Сретения Господня. Церковь поставили на другом берегу Соры, посреди обширного болотистого луга, а землю под ее основание иноки носили в коробах на собственных спинах.

Скончался преподобный Нил Сорский в мае 1508 года, и был похоронен у стен Сретенской церкви.



Нило-Сорская пустынь в начале XX века


Вскоре после его кончины рядом воздвигли вторую церковь, теплую, с трапезной, во имя Ефрема Сирина, особо чтимого Нилом. Позднее над гробом преподобного поставили церковь Иоанна Предтечи.

За последующие триста лет обитель пришла в полный упадок. Но в начале XIX века идеи Нила Сорского обрели вторую жизнь. Его разрозненные труды стали изучать, а в Сорскую обитель в 1836 году пришел инок Никон, в схиме Нил.

Он застал обитель в плачевном состоянии. Покосившиеся кельи, восемь человек монахов, и все - сосланные сюда из Кириллова за нерадивость и пьянство. Никону удалось в короткие сроки возродить пустынь. Очень скоро собралась достойная братия. На месте деревянных церквей поднялся каменный трехпрестольный собор во имя Тихвинской Божией Матери. Церковь Иоанна Предтечи перенесли в скит, к келье преподобного. А на той болотистой низине, куда когда-то Нил Сорский с единомышленниками носили землю под церковь Сретения, образовалась новая обитель - Нило-Сорская пустынь. Ее окружила каменная стена с кельями, а над вратами поднялся храм Покрова.

Эта стена с деревянными башенками по углам существует и сейчас. Вот только скрывает она теперь не святую обитель, а нечто совсем иное. Здесь помещается интернат для душевнобольных.

Над входом сохранились очертания надвратной церкви, но из-за ограды не видно ни одного креста. От Тихвинского собора остались лишь стены, главы срублены, притворы разрушены. Могила преподобного Нила Сорского у юго-восточного угла храма никак не отмечена. Место, где стоял скит преподобного, поросло кустарником. Пустынь - довольно уединенное и оторванное от цивилизации место. Вокруг бывшего монастыря теплится крохотная деревенька, куда дважды в день - утром и вечером - приходит автобус из Кириллова. Белье полощут в сильно обмелевшей Соре, превратившейся с годами в узкий заболоченный ручек. А ведь когда-то она давала большие уловы, вращала мельничные жернова...



Да и неудивительно, что место, называемое в народе без особого пиетета \"психушкой\", не пользуется особой популярностью. Ни жители Кириллова и Ферапонтова, ни экскурсоводы не укажут вам туда дороги. Эта обитель скорби и безысходности - не место для туристов.

Опубликовано на сайте "РУССКИЕ ЦЕРКВИ"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования