Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ВРЕМЯ НОВОСТЕЙ": Умаление веры. Объединение РПЦ МП и РПЦЗ(Л) пока не усилило позиций православия в России


17 мая исполнилась годовщина объединения Русской православной церкви. Что стоит за этим событием, какое влияние оно окажет на судьбу православия?

Воссоединение двух ветвей некогда единой Русской церкви -- московской и зарубежной не было обделено вниманием. Регулярные репортажи в новостных программах словно готовили население к тому, чтобы достойно встретить грядущее праздничное событие. Было подготовлено даже несколько документальных фильмов из истории "раскола" и проведены ток-шоу с участием священников с обеих сторон. Несмотря на это, по своей интенсивности пиар-кампания была довольно сдержанной. В ней словно не хватало пропагандистского куража, присущего некоторым другим официальным торжествам, что вполне соответствовало занимаемому Церковью месту в современной жизни и ее взаимоотношениям с властью -- почтительный нейтралитет и умеренный интерес. При этом, конечно, сама по себе праздничность и значительность события никем не ставились под сомнение.

Да и то сказать -- любое осуждение выглядело тогда кощунственно на фоне происходившего на наших глазах чуда -- первого в истории русского православия мирного изживания церковного раскола. Недавние обличители и противники братски лобзали друг друга и причащались от единой Чаши после 80 лет разъединения.

Кратко напомним читателям историю нестроений в русской церкви в ХХ веке. На территориях, занятых Белыми армиями, возникло Высшее церковное управление юга России. Его образование было канонично основано на известном указе патриарха Тихона, повелевавшего епархиям, оказавшимся в силу разных причин в изоляции, учреждать собственное временное церковное управление (ВЦУ) для окормления паствы. Спустя несколько лет, уже в эмиграции, в сербских Сремских Карловцах это ВЦУ было преобразовано в Синод и Архиерейский собор будущей РПЦЗ. Отсюда и недружелюбное прозвище "карловчане" или "карловацкая" церковь, данное эмигрантской иерархии в Москве. Ее единство было непрочным, и скоро последовал целый ряд новых внутренних расколов, в результате которых от РПЦЗ отпали сначала некоторые европейские приходы под руководством митрополита Евлогия, а впоследствии и епархии в Америке.

Впрочем, на родине судьба Церкви складывалась еще трагичнее. После смерти патриарха Тихона она фактически оказалась без всякого возглавления и управления. Местоблюстители Патриаршего престола находились в ссылке и в тюрьме. Все большее влияние на церковные дела обретало движение обновленцев -- представителей так называемой "живой церкви", всячески поощряемых и поддерживаемых большевиками. С точки зрения канонов учение "живоцерковников" было еретическим и оказывало разрушительное действие на и без того поколебленные устои русского православия. Большинство воцерковленных людей в ту пору пребывало в крайнем смущении и растерянности. Некоторые, видя настроение в высшей иерархии, фактически уничтоженной, уходили в подполье. Так возникла Катакомбная церковь, явившая христианскому Мiру множество подвижников и мучеников за Веру.

Однако только 1927 год положил отсчет окончательному расколу. Именно в это время выходит "декларация о лояльности" советской власти, выпущенная митрополитом Сергием (Страгородским). Верноподданническое изъявление чувств христианского епископа по отношению к богоборческой власти показалось неприемлемым для многих православных людей. Но только иерархи русского зарубежья имели возможность публично и безбоязненно объявить свое несогласие с позицией Сергия. Первоиерарх Зарубежной Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) прямо обвинил своего бывшего ученика в том, что тот намерен "соединить свет с тьмой". Антоний писал по этому поводу: "Мы, свободные епископы Русской Церкви, не хотим перемирия с сатаной".

А потом были восемьдесят лет вражды и взаимных обвинений в неканоничности. Исследователи церковной истории еще долго будут обсуждать, за кем истина в этом споре: за теми, кто на Родине оправдывал свое служение богоборцам заботой о духовном окормлении своей паствы, под властью этих богоборцев сущей, или за теми, кто, со смирением принимая горький хлеб чужбины, сам не шел ни на какой компромисс со своей религиозной совестью и звал к мученическому подвигу единоверцев по ту сторону границы. Как бы то ни было, сегодня, после официального воссоединения бывших противников, идейное и духовное содержание их разногласий принадлежит истории. Сами они закончили свой спор.

Но вот минул год. Отзвучали праздничные речи, и теперь, по прошествии пусть и малого, но времени, мы вправе взглянуть на случившееся иным -- беспристрастным и более требовательным к истине взором. Странно, но событие уникальное, казавшееся совсем еще недавно несбыточным, свершившись столь счастливо и неожиданно, строго говоря, прошло почти незамеченным. Дело здесь, конечно, не в недостатке потраченных бюджетных средств на "раскрутку" торжества. Ведь и лица самих главных участников -- иереев Зарубежной и Московской Церквей также слишком спокойны и будничны.

Возможно, и пастыри, и паства вдруг осознали, почувствовали, по крайней мере те из нас, кто способен еще чувствовать, что истинная трагедия Церкви в современном Мiре выходит далеко за рамки любых верноподданнических "деклараций", началась гораздо раньше формального "раскола" и не может быть, к сожалению, исчерпана никаким официальным актом "примирения".

Апостасия, умаление Веры, торжество материализма -- эти процессы набирали силу на протяжении столетий и наконец на наших глазах существенно изменили окружающий мир. Конечно, затронули они и Церковь. Причины не только "раскола", но и самой гражданской смуты и революций во многом лежат именно в том кризисе, в котором оказалось русское православие к началу ХХ века. Об этом свидетельствовали писатели и богословы, отмечая опасные признаки развивающейся духовной болезни. Частным, но страшным доказательством этого является повсеместное участие духовенства в революционных торжествах. В то время, когда рушилась историческая Россия, тысячи священников по всей стране служили благодарственные молебны в честь революции!

Дальнейшие события разделили их судьбы. Одни так и остались на Родине уже не по доброй воле, а под дулом револьвера молиться о здравии "бесов", другие за рубежами отечества пусть и запоздало, но самоотверженно пытались сохранить то немногое, что оставалось от русского православия и тысячелетней традиции народа. Но сколько бы ни спорили еще непримиримые апологеты той и другой стороны о взаимных подвигах и прегрешениях, реальность состоит в том, что обе соединившиеся ныне ветви дореволюционной Церкви сполна унаследовали так и не излеченные ее недуги и прибавили к ним новые, едва ли не более тяжкие.

Пример Зарубежной Церкви здесь особенно показателен. Изгнание, жизнь в окружении иноязычия и иноверия на первых порах не погасили, но, наоборот, привели к яркой вспышке и подвижничества, и ревности к Вере, и бережному отношению ко всему национальному. Но это был краткий миг! Та зарубежная церковная организация, что в лице своих архиереев ныне упала в объятия Московской патриархии, весьма отличается от прежней РПЦЗ...

Оттого и слишком официально звучат поздравительные речи, оттого и слишком постны лица участников торжества, что в результате его не произошло главного: воссоединение РПЦЗ и РПЦ (МП) не усилило позиции православия. Оно практически ничего не изменило.

В состоянии ли Церковь справиться с направленными против нее внешними и внутренними вызовами? Конечно -- да! Но для этого необходимы два обстоятельства: благословение Божие, но также искреннее желание самой Церкви -- как мирян, так и пастырей. Очевидно, что никакие самые пышные и зрелищные административные реформы -- а провозглашенное объединение и есть, собственно, такая реформа -- здесь не помогут.

Борис Тарасов, 19 мая 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования