Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИНОЙ ФОРМАТ": Исус, что в имени Твоем? Размышления древлеправославных монахов о вере, Боге и человеке


"… Если кто не послушает нас, или начнёт прекословить, или противиться нам, то мы такового противника, если он духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и придаём проклятию. Если это будет мирянин, то такового отлучаем от Святой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа и придаём проклятию и анафеме, как еретика и покорника отсекаем как гнилой уд".
Вы думаете, по этому церковному указу отправляли еретиков в феодальном мире на костры инквизиции? Отнюдь… Древлеправославные монахи утверждают, что иерархи официальной церкви этим руководствуются до сих пор.

Без малого три с половиной столетия отделяют нас от времени осуществления церковной реформы патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем, приведшей к расколу Русской Православной Церкви и появлению движения старообрядцев.
Церковный Собор 1666-1667 годов решив унифицировать богослужение Русской Церкви с Церковью греческой, и прежде всего с Константинопольской, отринул все русские особенности и вековые традиции, принятые Владимиром Святым ещё в 988 году.

К примеру, в ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Iсус было заменено на заимствование из греческого написания Iисус, двуперстное крёстное знамение, символизирующее Христа, было заменено на триперстное – символ Троицы…

Старообрядцы называли реформы патриарха Никона -"иудейскими", веру – "иезуитской" и надеялись, что однажды сумеют одолеть "никониан" и вернуть торжество старой веры. Но церковь, поддерживаемая государством, не только не вернулась к традициям своих предков, но и стала жестоко преследовать старообрядцев, резко выступающих против инородных нововведений. В итоге подверглись репрессиям и гонениям тысячи русских людей, готовых "за единый аз", то есть за одну только букву, идти на страдание и смерть. Их туда в соответствии с церковными указами и отправляли…

На эту и другие темы прошлого и настоящего мы беседуем с представителями Древлеправославной Церкви – Епископом Курским Аполлинарием и Епископом Екатеринодарским и Кавказским Анастасием – старообрядцами, несущими в себе культуру и традиции древнего русского христианства, и вместе с тем, все издержки многолетней идеологической борьбы с господствующей церковью.

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): В результате этой церковной реформы Россия, по сути, утратила свою национальную идентификацию, она расколола русского человека на две части. Он и до сих пор расколот. На всех иконах всегда крестились двумя перстами, посмотрите! Это символ единства Человека и Бога, это символ Христа, символ веры. До середины 17 века на Руси все крестились двумя перстами. Что сделал Никон?

Он принудил всех креститься тремя перстами, и до сих пор все так крестятся. А теперь возникает вопрос: скажите пожалуйста, когда Вы креститесь, Вы что имеете ввиду? Наверное, все вспоминают Христа, распятие Христа. Ведь это не просто крест, а символ распятого Христа.

Вот эти два перста – это Христос. А три перста – это троица – во имя Отца, Сына и святого Духа, Аминь. Так мы кого вспоминаем, когда крестимся – Христа или Троицу? Поэтому, когда человек начинает размышлять, то получается нестыковка. Это маленький вопрос, а таких моментов очень много…

К примеру, в ходе церковных реформ традиционное написание имени Христа Iсус было заменено на заимствование из греческого написания Iисус.
В ходе "книжной справы" было внесено изменение в символ веры: был убран союз-противопоставление "а" в словах о вере в Сына Божия "рождена, а не сотворена". Из смыслового противопоставления свойств, таким образом, было получено простое перечисление: "рождённого, не сотворённого". Старообрядцы резко выступали и выступают против такого произвола, потому что за каждой изменённой буквой стоит изменения смысла и как следствие – искажение самого Учения Христа.

Корр.: Если всё так серьёзно, то можно как-то этот вопрос поднять, обсудить… мы же не во времена инквизиции живём. Ваше видение выхода из этой ситуации?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Однажды я поднял эту тему на одной из конференций, где было много представителей господствующей церкви. Я высказал своё мнение и подвёл своё рассуждение к тому, что Московская Патриархия – это, по сути, еретическая организация. Что тут было… такой шум поднялся…

Надо сказать, что в истории неоднократно предпринимались попытки примирения старообрядцев и новообрядцев, начиная с Екатерины II . И даже в 1971 году был Архиерейский или Поместный Собор, на котором бумагу написали о том, что да, неправильно, что Патриарх Никон совершил всё это, и потому мы должны примириться, и должны вернуться к истинному христианству, и молиться так, как в древности, и всё, и на этом была поставлена точка.
А вот точку ставить нельзя, надо ставить запятую. Нам говорят, что вот мол мы, упёртые старообрядцы ничего в ответ на это предложение не говорим. Почему не говорим? А потому что у нас основания есть.

Если бы не было того Собора в 1666 году, то может быть как-то всё утихомирилось… ну теперь "если бы" не получается… Дело в том, что в 1652 году началась реформа, но никакого раскола не было, все церкви были едины. Но когда в 1666 году по настоянию Царя Алексея Михайловича был создан этот Собор, получается, что он даже был большим виновником в этой реформе, чем Патриарх Никон. И там, на Соборе зафиксировали уже эти реформы документально. До этого никакой фиксации не было. По церковным правилам, решения Собора – это незыблемые решения.

То есть получается, что на этом Соборе они на старообрядцев наложили проклятие церковное, анафеме их придали. А что такое церковное проклятие? А это значит, что та часть, которая не согласна с таким решение и те, кто с ним согласились – они уже вместе молиться не могут, потому что одни других прокляли. В контексте государственной политики в отношении церкви "старая вера" была непризнанной, более того — преследуемой.

И тогда нам говорят, что мы эти анафемы упраздняем… Это опять с их стороны уловка. У нас же есть церковный закон. Если его не исполняют, то это беззаконие. Как и государственный закон. Либо человек следует закону, либо не следует.

Так вот, открываем "Кормчию", это свод церковных законов, которые пока ещё никто не отменял… А там написано прямо, что епископ или пресвитер, неправильно наложивший клятву, обращает эту клятву на самого себя. Получается, что Московская Патриархия сегодня находится под клятвой, и она сама себя в ходе этих инородных нововведений патриарха Никона предала анафеме и ходит под проклятием, которое сама на себя и наложила.

И вот они мне говорят, и это тоже их уловка: "Так это Никон виноват, он пусть и отвечает". Я говорю, подождите! На Соборе 1666 года абсолютно все Архиереи Русской православной церкви подписались под этой резолюцией, ни одного не осталось, который был бы против. Значит все под проклятием, все до единого, кто поддерживает это…

Когда шум прошёл после моего этого выступления, то меня спрашивают, а что же делать? Я говорю: "Безвыходных положений нет. В том же самом законе, только в другом месте сказано про то, как от этого проклятия освобождаться. И там написано – покаянием. Покаяние, только и всего. Значит, с покаявшегося человека снимается проклятие.
Но ведь никакого покаяния со стороны Московской Патриархии никогда и не было.
Вот когда они покаются, тогда проклятие с них будет снято, и вот тогда уже можно будет дальше разговор вести. А пока покаяния нет, и речи об этом не надо вести...

Корр.: Владыка Аполлинарий, расскажите пожалуйста о себе, о Вашем вхождении в религию…

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Никакого вхождения не было и выхождения тоже, никогда. Я традиционный старообрядец, и мои деды и прадеды русскую, истинную христианскую культуру несли в себе и хранили. Все мои предки жили в Курской губернии, это старообрядческий центр, можно сказать раньше был, а потом уже по всему миру нас разбросали.
Родился я городе Слуцке, Минской области, переезжали несколько раз, в конце концов, обосновались в Орловской губернии, там в школе учился, закончил её, поступил в Московский химико –технологический институт им. Д.И. Менделеева, окончил его, затем окончил аспирантуру.

Корр.: А как духовные знания получали?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Всё обучение у нас в семьях проходит.

Корр.: Как Вы думаете, почему единства в христианстве нет?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Дело в том, что разделение церквей было всегда. Если посмотреть историю церкви, то всё время шло какое-то разъединение – объединения никогда не было. И оно не нужно. Почему? Если посмотреть с физической точки зрения, то есть такая теория Больших систем и по этой теории, если всё время собирать, собирать, то получится некая критическая масса, и она разлетится на мельчайшие частички, потому что это физический закон – нельзя собирать бесконечно какие-то массы. Это невозможно и не надо это делать.
Должны быть мирные, добрососедские отношения, терпимо надо относиться к любой религии, любой культуре и традиции. Не должно быть войн, тем более религиозных.

Корр.: В чём особенность той христианской традиции, которую Вы представляете?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Когда-то я читал лекции в РГГУ (Российский Государственный Гуманитарный Университет). Обычно у меня курс начальный состоит из пяти лекций. Вот если их прослушать, тогда можно ещё что-то понять – в чём особенность и в чём суть. Правда сейчас я не читаю… однажды зав.кафедрой сказал: "Знаете, мне звонили из Московской Патриархии…" это они звонили в государственное учреждение, в той стране, где религия отделена от государства в соответствии с основами Конституции. Вот и всё, с того момента никаких приглашений, хотя планировали каждый год читать.

Корр.: И всё же, какие основные мировоззренческие отличия между господствующей церковью, той же Московской Патриархией и старообрядцами?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Есть очень много отличий. Есть видимые отличия, а есть невидимые, которые закреплены в документах. Когда я готовился читать эти лекции квалифицированно, я решил найти деяния Церковного Собора 1666 года, после которого, как уже говорили, раскол произошёл. Я думаю, что ведь это не секрет. Иду в Библиотеку, смотрю каталог, всё нахожу, прошу дать эту литературу… а мне отвечают, что у них сегодня то перерыв, то реставрация какая, то ещё чего-то… Оказывается в каталоге у них есть, а фактически, этого ничего нет.
То есть, если говорить о мировоззренческих отличиях, то тогда нужно открывать эти деяния Собора 1966 года и смотреть. А к ним нет доступа, и оттуда нельзя ничего опубликовать и предавать гласности. Потому что если это будет опубликовано, то Московская Патриархия рухнет… потому что там ересь.

Дело в том, что в церковном деле, как и в любом другом, если есть какое-то деяние, например закон, то если этот закон не отменён, то он действует. Смотрим, а там написано, что Христос до своего крещения был обычным человеком, а после крещения стал Богом. Ну это же ересь. Эта ересь, которую даже католики не признают. А говорить об этом нельзя. Потому что тогда нужно сказать, что да, была допущена ошибка, и мы её должны исправить. Не замалчивать, а исправить. Сегодня профессора, богословы в Московских Академиях ничего не знают, потому что у них этих материалов нет. А у кого есть, тот молчит.

Корр.: Вы тоже знаете и молчите?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Да никто не знает, и старообрядцы не знают. Это такие мировоззренческие, богословские вопросы. Никто не знает. Мы просто храним эту традицию. После реформы, нам, старообрядцам не интересны все эти изменения.

Корр.: Владыка, Аполлинарий, а как древлеправославие трактует термин воскрешение?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин):
Канонически. У нас никаких изменений по этому поводу нет. Если это по Апокалипсису, то это физическое воскрешение из мертвых.

Корр.: Как Вы это себе представляете?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Я не Бог, и поэтому на некоторые вопросы я не могу ответить, я не знаю. Я боюсь ошибиться. Большая цена будет этой ошибки. Поэтому, всякие вопросы, которые для меня либо не понятны, либо не ясны, либо который я не могу разрешить, то я с ним просто не разбираюсь.

Корр.: Вы сами верите в воскрешение?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): А как же! "Чаю воскресение мертвым и жизни будущего века. Аминь". Это Символ веры. По другому никак невозможно.

Корр.: Есть мнение, что Второе Пришествие И.Христа – это неким символ процесса прихода новых знаний. Вот пришли к человеку истинные знания – он и есть Второе Пришествие. То есть Христос – это больше понятие, связанное с истинным сознанием человека, сознанием Христа. Вы как к этому мнению относитесь?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Это чьё-то мнение, чья-то интерпретация. А мы интерпретируем так, как написано в Евангелии. Мы верим и мы не рассуждаем. А если рассуждаем, то грешим соответственно. Мы верим, что этот приход будет. А если есть рассуждения, то это уже наука, а мы занимаемся религией. Вера кардинально отличается от науки.

Корр.: А разве возможно познание реальности разделять? отдельно с точки зрения науки, отдельно с точки зрения религии?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Ещё как возможно! Года три назад о. Яков Кротов пригласил меня на "Радио Свобода", программа "Христианская точка зрения". Это был прямой эфир и я в нём участвовал. Если бы я знал, кто принимал в ней участие, я бы ещё подумал, конечно, прежде чем пойти… Приходят незнакомые мне пять человек, ведущий представляет их, все профессора, учёные, кто из Америки, кто ещё откуда… и оказывается все они мои оппоненты.

Оказывается, что основная идея этой передачи – это тема науки и религии, и все эти пять человек были атеистами. Правда, они сейчас называют себя гуманистами, чтобы несколько завуалировать себя, но от этого их суть не меняется.
И вот они на меня набросились. А я один… правда, отец Яков, ведущий, помогал мне.

Естественно, они большие специалисты в этой теме (по атеизму) и вопросы такие каверзные задают… А я же учёный ещё, я профессор химии, окончил Московский химико – технологический институт им. Д.И. Менделеева. Все вопросы ко мне сводились примерно к такому типу: "Ну вот как Вы умудрились быть одновременно и профессором химии и ещё верующим человеком?"

А я хочу сказать, что в таких экстремальных ситуациях голова работает очень хорошо. Я говорю, знаете, между моей научной и религиозной сутью совершенно непроходимая стена. И вот они за это ухватились, они же специалисты… и на эту тему принялись дискутировать. Я даже не знал, что есть теория двух истин, которая обсуждалась ещё при Галилео Галилее…

И вот они мне про эту теорию рассказывают, что если есть одна истина и есть другая истина, значит это уже нестыковка получается, не может быть двух истин… Значит где-то есть какие-то упущения, недопонимания по этому поводу… и они напирают на меня, а тут ещё прямой эфир… И я чувствую, что дело пахнет керосином, и они ещё спрашиваю, ну что, Вы до сих пор будете настаивать, что между Вашим религиозным и научным мировоззрением совершенно непроходимая стена? Я говорю: "Да, я настаиваю". И тут ко мне мгновенно приходит мысль. Я говорю: "Вы знаете, ну совсем необязательно, чтобы в этой стене была дырочка". И подчёркиваю это слово – необязательно.
Они говорят: "А как?" А я говорю: "Например, на электромагнитном уровне". И потом была тишина. Это была та самая "десятка". Если была бы девятка – это был бы проигрыш.
То есть этот вопрос уже больше не обсуждался.

Корр.: К слову. Как учёный, как Вы относитесь к теории правого и левого полушария? Говорят, что если у человека мостик между полушариями есть, как абстрактной и логической частями, то он более гармоничен…

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Знаете, я по специальности биоэлектрохимик, занимаюсь исследованиями головного мозга, мои исследования совершенно не связаны с ментальными вопросами…

Корр.: Но с религией как-то связаны?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Я смотрю на мостик, как на материальный объект и я исследую этот материальный объект. И это совершенно с религией не связано. Абсолютно.

Корр.: Мы с Вами говорили о притеснении старообрядцев со стороны господствующей церкви и государства, Вы сами это как-то чувствуете?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Ещё как! Я тот самый контрабандист, которого 7 лет осуждали, известная история…
В 2000 году они сфабриковали дело, всё было сфальсифицировано с самого начала. Я ехал из Москвы в Кременчук (Украина), меня задержали в Брянске из-за ложечки для причастия, четырёх книжечек и крестика общей стоимостью 620 рублей… пять экспертиз было по оценке моего "контрабандного имущества"… Привлекли по статье 188, ч. 2, суд продолжался 7 лет.

Корр.: Это был заказ?

Епископ Курский Аполлинарий (Дубинин): Заказ. У нас в 1999 году в Новозыбковской Епархии (Новозыбково, это Брянская область) разделение произошло, бывает у нас такое… И вот часть приходов от этой Новозыбковской Епархии к нам отошли. Это не понравилось Епископу Александру (Калинину), который в этом Новозыбково живёт. И он, при поддержке Митрополита Кирилла из Московской Патриархии, они всю эту кашу заварили, а сами потом в кусты… А ФСБ, прокуратура, и суды всё это потом расхлёбывали 7 лет…

Этот Епископ Александр, который позиционирует себя "Патриархом Новозыбковским, Московским и вся Руси Александром", в одном из первых своих показаний написал, что этот самый Аполлинарий, крал иконы, сплавлял их за границу, а потом получал деньги, наживался на церковном имуществе… так вот, Епископ Александр потом в кусты, а мы все 7 лет варились во всём этом котле и расхлёбывали…

Было три суда. Первый суд – три года тюрьмы, но в 2000 г. была амнистия. Потом я бился… дело в том, что когда мне первый раз сказали: "Да что Вы беспокоитесь, Вы же на свободе, не под стражей…" Я говорю: "Да как же так, а судимость? А честь, а достоинство?"

И я дошёл до Верховного Суда, который только через пол-года отменил это решение. Они сами себя высекли, как унтер-офицерская вдова, и признали, что я не виновен был. Направили это решение обратно – в Брянский Суд. Потом снова новый суд был, на котором они хотели просто замять это дело, но суд всё-равно был обвинительный – дали пол-года тюрьмы условно. Я спрашиваю у Судьи: "А что это такое означает? Полгода тюрьмы условно и амнистия. Что это такое? Судимость есть? – есть! Контрабанда есть? – есть! А может наркотики?"

Я снова подал кассационную жалобу, и только через два года отменили решение суда, дали оправдательный приговор с реабилитацией. Вот я ездил только в этот Брянск 18 раз, потому что 18 заседаний было.
Ещё до конца это дело не закончилось. Когда после 5 лет судебных мытарств мне вынесли оправдательный приговор, я потом думаю про себя, а кто будет отвечать за это беззаконие?

И я подал в Суд на прокуратуру. Долго не принимали иск, полгода бился … Так вот, прокурор Брянской области написал мне бумагу официальную, просили у меня извинения, что меня терзали, как осуждённого. Есть такая бумага, мне её дали до того, как суд состоялся. А суд постановил 5 тыс.руб. морального ущерба, а я не согласился. Потом в кассационной инстанции ещё был один суд, мне дали 20 тыс. , а я опять не согласился, потом 50 тыс. … Понимаете, дело не в деньгах, дело в том, что нужно их на место ставить. Сами они ничего не хотят делать, и реабилитировать не хотят, и признать свою вину не хотят. Это порочная практика всей судебной системы, она стала уже частью нашей жизни, её надо искоренять…

Епископ Екатеринодарский и Кавказский Анастасий (Шистеров): Меня несколько раз вызывали в милицию. Сам я живу на Кубани, там у меня приходы свои есть, официально зарегистрированные. В Пермскую область, в Очеры я приехал за маменькой и дядькой, он инвалид, они уже старенькие и я хотел их перевезти поближе к себе, в Краснодар. И вот уже целый год я не могу решить этот вопрос.

Что получилось? За этот год признали, что якобы у дядьки ничего нет, никакой собственности нет, хотя всё приватизировано. Они живут в трёхкомнатной приватизированной квартире на два хозяина, у моих – одна комната, а другие две откупил какой-то алжирец и теперь собирается там лавку для одежды открывать, а дядька мой – это камень преткновения для них, они просто хотят его изжить.

На моих стариков говорят, чтобы убирались отсюда… Хотели откупиться, самое большое давали старикам за жильё – 200 тыс. То есть алжирец ему даёт эти деньги, говорит – бери и уматывай. А примерно такое жильё стоит около 1 млн. рублей. Когда я начал хлопотать по этому жилью, они меня начали преследовать, за этот год сфальсифицировали уголовное дело – якобы по растрате казённых денег, они открыли это дело, потом закрыли…

А потом второе дело на меня завели, чтобы выгнать меня оттуда… они прямо так и заявляют, что не знают уже как от меня избавиться. Что якобы я какой-то сектантской деятельностью занимаюсь. Опубликовали статью в местной газете "Очерский край", где назвали меня отлучённым от церкви, запрещённым и т.д. чтобы в очередной раз очернить и меня, и веру мою. Вот уже целый год мотаюсь и никак не могу выйти из этих бесконечных споров.

Корр.: Вы пробовали обращаться в администрацию или ещё в какие-то местные властные структуры?

Епископ Екатеринодарский и Кавказский Анастасий (Шистеров): А глава администрации что скажет? Я хозяин, я царь! Вот так.
Да у них там сговор и с милицией, и с местной властью. От этого главы местной администрации приходило несколько бумаг на деда, что он не является собственником, а является наёмодателем.

Я потом ездил в Пермь, в областную прокуратуру, подавал бумаги по поводу того, что дядька является собственником, и просил разобраться по этому вопросу. То есть когда в областной центр пошёл, тогда уже разрешилась ситуация. Пермская прокуратура отправила на местного прокурора в Очеры письмо, что они ошиблись.

Корр.: Вы сами как объясняете происходящее?

Епископ Екатеринодарский и Кавказский Анастасий (Шистеров): Это всё целенаправленно идёт, всё куплено. Там два попа есть, официальную церковь представляющие, вот они и провоцируют эту ситуацию, инсценировали выход статьи в местной газете, давят со всех сторон. Есть там отец Валерий, священник, так он ещё после троицы в прошлом году сказал, что все кто будет из местных стариков общаться со мной, то он их всех будет отлучать от церкви.

Нас, старообрядцев господствующая ныне церковь называет раскольниками. Так не мы от них отошли, а они от нас. Не мы предавали проклятию, а они… Я процитирую выдержку из решения Собора, на основании которого они преследуют нас, а по сути, себя.
"… Если кто не послушает нас, или начнёт прекословить, или противиться нам, то мы такового противника, если он духовное лицо, извергаем и лишаем всякого священнодействия и придаём проклятию. Если это будет мирянин, то такового отлучаем от Святой Троицы Отца, Сына и Святого Духа и придаём проклятию и анафеме, как еретика и покорника отсекаем на гнилой уд".

Мы не опровергаем Святую Троицу, но она у нас на втором плане. На первом месте – древлеправославный символ веры – Исус Христос, Сын Божий – это символ единства Человека и Бога. То есть никоновская реформа привнесла в Русскую Церковь традиции от иезуитов, чуждую нам культуру, она исказила и смысл многих молитв.
"Молемтися тебе Господи, Запрещаем тебе Дух лукавые…" – это древний текст, до реформы Никона. Сегодня в господствующей Церкви читают: "Запрещаем тебе Господивы, Молимся тебе, Духу лукавые…" Так кому теперь они молятся? Господу или Духу лукавому?

Или взять таинство крещения. Издревле это было одно из самых священных действ, имеющих глубокий духовный смысл, символизирующий начало новой духовной жизни человека. Для крещения специально готовили чан с водой, только для одного человека, который погружается туда вместе с головой, три раза, обнажённый. Вода в этом чане была освещена, молитвами наговорённая, намоленная…

Ведь уже наукой доказано, что за счёт своей структуры вода запоминает те информационные потоки, которые поглощает. И более того, вода является единственной средой, которая воспринимает информацию и переводит её в материальную среду, на материальный носитель. И таким образом человек, который содержит внутри себя более 70% воды в целом, воспринимает духовную информацию. Ведь не зря говорят, что вода – это посредник Бога на Земле.

Такой обряд разве сегодня проводят в господствующих церквях? Вам крапление три раза поп сделает, брызнет водой, в лучшем случае обольёт… Так ведь это надругательство над самим таинством крещения.
Сегодня во всех церквях расписано сколько стоит там венчание, отпевание, крещение… Везде твёрдые ставки, везде купля-продажа. А если у меня нет денег, то как тогда? Мне нехристем ходить что ли? А священники всегда на Руси жили на подаяния, никогда не было окладов… Сегодня процветает коммерция в церквях, сегодня быть священником становится прибыльным делом.

Раньше иконы писали монахи, имеющие высокую духовность сознания и чистоту веры. Это было таинство, священнодействие… а что мы сегодня видим? Процветает портретная живопись, иконы штампуют, и это становится бизнесом. Причём сами священники потворствуют этому и не скрывают своих намерений.

Вот по канонам древнего христианства в Светлое Воскресение Христово праздничные кушания, пасхальные куличи, крашенные яйца освещались только после обеда. А сейчас и в страстную пятницу и в субботу в церквях всё освещают. И когда мы спросили, как же так можно? Ведь это освещение мёртвой плоти получается, зачем так делаете? На что нам ответили: "Чтобы народу было больше в церкви". Вот весь ответ.

Корр.: Как Вы считаете, какие цели преследовали реформаторы, искажая многовековые традиции русского христианства?

Епископ Екатеринодарский и Кавказский Анастасий (Шистеров): Об истинных целях реформаторов мы можем только догадываться. Но мы можем посмотреть на результат, который мы получили в ходе этих реформ и отсюда сделать вывод об истинных целях реформаторов.

Что народ получил в результате никоновских реформ? Его отстранили от непосредственного участия в делах церковных и накопленные в течение долгих веков религиозные знания отошли на второй план. А на первое место выдвинулось понимание иное, привнесённое из чужих стран. Наряду с этим главенствующее значение получала бесконтрольная воля и власть иерархии.

А русское христианство строилось не на иерархии, а на таком понятии, как соборность. Это как единая русская душа, как единое, величественное духовное тело, как единая система верований, традиций, обычаев, культуры народной, русского духа. И вся жизнь человека подчиняется общим, соборным решениям. И эти решения не подчиняются догмам, эти решения основаны на постоянном обсуждении, размышлении над христианскими догмами, обрядами и Священным писанием. И для нас, старообрядцев, естественна и привычна обстановка каких-то споров, которые не имеют ничего общего с той казёнщиной и бюрократией, которая сложилась после реформы. В споре, как известно, рождается истина.

Так вот эту культуру русскую, народную реформаторы назвали невежественной. И считали необходимым её "облагородить" – занося на русскую землю религиозные веяния – сначала новогреческие, затем латинокатолические, а потом и протестантские. В учебниках истории ведь до сих русский народ изображают безграмотным и невежественным. Но это ведь было совсем не так.

Да, не было официального образования, но было просвещение в самой жизни, а монастыри и приходы являлись источниками истинно народного просвещения, мудрости народной, глубокой философии и религиозной мысли, не оторванной от повседневного быта.

И потом, старообрядцы как раз всегда проявляли себя на редкость трудолюбивыми и предприимчивыми людьми. Несмотря на приверженность старине, они сыграли значительную роль в развитии и укреплении экономических отношений в России. Среди них известные купцы, промышленники, меценаты…

Хранить свою культуру и не западать на инородную – это ещё не значит быть невежественными… И получается вся задача и весь смысл церкви господствующей на протяжении всей истории сводился к тому, чтобы очернить русскую церковь, задавить русскую культуру. Вся её история и все её действия до сегодняшнего дня об этом говорят.

Корр.: Вы думаете, это было сделано с каким-то определённым умыслом? Или "хотели как лучше, а получилось, как всегда"?

Епископ Екатеринодарский и Кавказский Анастасий (Шистеров): То, что это был опрометчивый шаг, в итоге признала и сама Русская Православная Церковь. Об этом, кстати, хорошо написал один из исследователей культуры и истории В. Сенатов в своей книге "Философия Русского старообрядчества".

Оказывается, гораздо раньше против насильственного изменения русских традиций выступил сам константинопольский патриарх. В ответ на запрос Никона он собрал Собор в Константинополе, который постановил, что региональные различия в некоторых элементах богослужения могут иметь место, поскольку существуют климатические и национальные особенности государств. Однако Никон не прислушался ни к этому авторитетному решению, ни к другим, которые имели место быть.

По мнению исследователя Сенатова здесь сыграл свою роль чисто человеческий фактор – тщеславие Никона… Искушения, как известно, нас подстерегают всегда.
И когда через какое-то время царь Алексей разгадал светские амбиции Никона, но было уже поздно. К этому времени он сам из юного романтика превратился в абсолютного монарха, не желающего прислушиваться к национальному мнению.

Корр.: Да, но христианство говорит о том, что всё происходит в соответствии с Божьим замыслом, мир по большому счёту гармоничен... Ведь существует какой-то высший смысл в происходящем?

Епископ Екатеринодарский и Кавказский Анастасий (Шистеров): Всё так, иначе бы пришлось признать, что Бог окончательно отвернулся от Земли Русской… Необходимо признать, что всё совершается по особому Божественному промыслу, и не в целях окончания мира и разрушения Церкви Христовой, а в целях наибольшего и наивысшего прославления имени Христа в роде человеческом.
Необходимо думать, что в самой реформе 1666-1667 годов, как бы она не была ложна сама по себе, в самом допущении её Богом была какая-то высшая цель, несомненно ведущая Церковь и народ русский к особому прославлению, хотя и через гонения, боли и страдания. Нам это неведомо, на всё воля Божья, Спаси Христос!

Некоторые факты из истории старообрядцев... /Материал из Википедии — свободной энциклопедии/

Московский собор 1666 года постановил наказывать старообрядцев "не только церковным наказанием, но и царским – сиречь градским законом и казнением". На это соборное постановление протопоп Аввакум отвечал: "Чудо! Как-то в познание не хотят прийти: огнем, да кнутом, да виселицею хотят веру утвердить!" Сам протопоп Аввакум Петров (1621-1682), писатель и проповедник, яркий лидер старообрядческого движения был многократно бит "до смерти", и в конце концов был сожжён на костре.

В конце XVII при Петре I начался разгром старообрядческих обителей. В Нижнем Новгороде был казнен знаменитый старообрядческий диакон Александр, составивший книгу Ответов на вопросы Питирима: ему отсекли голову, а тело его сожгли и пепел бросили в Волгу.

В 1735 году 40 000 человек были переселены из Ветки (Белоруссия) в Восточную Сибирь и Забайкалье. Эти события получили название "Первого выгона". В 1765 году произошла вторая выгонка, а позднее и третья. Последняя партия старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

По приглашению императрицы Екатерины II старообрядцами был заселён Иргиз – приток Волги в Саратовской и Самарской губерниях . В царствование Николая II все иргизские монастыри были разгромлены и отобраны у старообрядцев.

В 1802 году уральские казаки-староверы отказались подчиниться введению погон на новой казачьей армейской униформе, посчитав их "антихристовыми" знаками. Оренбургский генерал-губернатор Волконский в 1803 году выслал в Уральск карательную экспедицию. Казаков приказали пороть, пока те не наденут форму, было запорото до смерти несколько десятков человек…

Комментарий эксперта по правовым вопросам ООД "За права человека РФ" Владимира Степанова: Если глубоко исследовать историю и культуру Святой Руси и славянских народов, то это однозначно покажет жесточайший геноцид в отношении христиан Святой Руси и старообрядчества, который фактически произошёл после убийства династии Рюриковичей. Весь геноцид проводился патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем.

Этот безумный геноцид с фашизмом так и не получил должной оценки по сегодняшнее время. Это потом они – христиане, после геноцида были загнаны в Русскую православную церковь или "никонианство". Их калёным железом и убийствами заставили уйти от веры отцов и сделали православными, лишив их христианства. Их преднамеренно лишали христианской веры своих предков, истории и культуры, святой духовности. Старообрядцы всегда были жертвами и заложниками от царской власти в России с приходом Романовых.

Да и в наше время всё это продолжается, им, старообрядцам, со своей духовностью с научной точки зрения, как никогда достаётся. Разве не избивали прихожан – старообрядцев в Курске в наше время в храме Успения Пресвятой Богородицы? Разве не их грабили с избиениями по спланированной схеме? Разве не у них украли иконостас стоимостью в 1 миллион рублей? Разве не их иконы присвоили, захватив разбойным способом, восстановленный из руин храм Успения Пресвятой Богородицы и при этом избив прихожан в г. Курске? Даже храм Успения Пресвятой Богородицы и его духовность превратили в жертву беззакония.

Эти преступные действия в отношении главенствующей истории и культуры Святой Руси и православного народа, так и не получили должной оценки при Президенте Путине В.В., в том числе ФСБ. Многократные обращения священнослужителей и Епископа Курского Аполлинария к прокурору Курской области Бабичеву А.Г., к Президенту РФ Путину В.В., к председателю Комитета по религии Государственной Думы РФ Попову С.А., бывшему Генеральному прокурору РФ Устинову В.В. и другим не привели к результату.

Эти чиновники всегда небрежно относились к своим прямым обязанностям по защите прав и свобод граждан. А "государство", доведенное до потери этических и моральных норм во всех общественных отношениях из-за работников спецслужб, находящихся во власти, лишилось своей чести и достоинства, лишились веры своего народа. Так как никто и ни разу не выполнил свои обязанности по конституционной нравственности и в защиту культуры и истории, а значит прав и свобод российских граждан, проживающих на территории Святой Руси… Примеров тому много, их просто не перечесть.

Привлечение Епископа Курского Аполлинария к уголовной ответственности по сфабрикованному уголовному делу Федеральной службой безопасности (ФСБ) по ч. 2 ст. 188 (контрабанда) УК РФ, – это только один из примеров. Об этой истории написаны миллионы страниц на разных языках мира. По сути, Владыку Аполлинария существующая власть преследовала за его исключительные права и обязанности перед прихожанами, обществом и Богом.

Фактически ФСБ состряпало уголовное дело в отношении христианской веры – за главенствующую историю и культуру предков Святой Руси. За это могут преследовать только спецслужбы, не имеющие доступа к гражданскому обществу с научной и правоприменительной практикой, потерявших свою честь и достоинство, и которым, между прочим, запрещено работать в органах власти во многих странах Европы, по их законодательству.

Приговором Володарского районного суда г. Брянска от 6 февраля 2002 года и определением судебной коллегии по уголовным делам Брянского областного суда от 22 марта 2002 года, Епископ Курский Аполлинарий (Александр Григорьевич Дубинин) был признан виновным по ст. 188, ч.2 УК РФ (контрабанда) от имени Российской Федерации. Это преступное действие порочит честь и достоинство государства, называемое Россией.

Только Заместитель Председателя Верховного Суда РФ Меркушов А.Е. разобрался, что за выполнение Владыкой Аполлинарием своих исключительных прав и обязанностей перед обществом и Богом, за историю и культуру христиан Святой Руси уголовное законодательство не предусматривает уголовной ответственности священнослужителя. Обстоятельства подтверждают, что Епископ Аполлинарий является представителем христианской веры своих предков, главенствующей истории и культуры Святой Руси.

Заместитель Председателя Верховного Суда РФ Меркушов А.Е принёс протест на приговор Володарского районного суда г. Брянска от 6 февраля 2002 года и Определение судебной коллегии по уголовным делам Брянского областного суда от 22 марта 2002 года в отношении Епископа Курского Аполлинария, приговоренного по ст. 188 ч.2 УК РФ (контрабанда) по сфабрикованному спецслужбой уголовному делу. Состоявшееся заседание Президиума Брянского областного суда назначенное на 24 декабря 2002 г., отменило приговор Володарского районного суда г. Брянска и Определение Судебной коллегии в отношении Дубинина А.Г., дело было направлено на новое рассмотрение.

Ещё тогда было направлено два депутатских запроса директору ФСБ РФ Патрушеву Н.П. о том, что действующее уголовное законодательство не предусматривает преследование за выполнение прав и обязанностей священнослужителями перед прихожанами, обществом и Богом. Их нельзя лишать орудий труда – латунной ложечки для причастия, латунного крестика, богослужебных книг ("Служебник", "Евангелия" 1912 года, "Требник" и "Чин исповеди"), а также храма для проведения литургии…

Мне пришлось защищать Епископа Курского Аполлинария в суде до оправдательного приговора. В результате очевидных противоправных действий работников Федеральной службы безопасности под руководством Патрушева Н.П. и попустительстве прокурора Брянской области Корниенко А.В., бывшего Генерального прокурора РФ Устинова В.В. судебные заседания над Епископом Курским Аполлинарием длились более пяти с лишним лет. И судили его за то, что он является проводником истории и культуры, духовности Святой Руси. Его судили за то, что ему установлены права и обязанности перед прихожанами и Богом. Его судили за то, что он понимает духовную связь и Символ единства Человека и Бога. Символ Христа в истории и культуре Святой Руси. Этот Символ Человека и Бога совместно со Святой Троицей имеет прямое отношение к благодати и духовности, для любого родившегося на территории России.

Приговором Володарского районного суда г. Брянска под председательством судьи Лебедевой И.В. 27 мая 2005 года Александр Григорьевич Дубинин (Епископ Курский Аполлинарий) оправдан, в связи отсутствием в деянии состава преступления. За ним признано право на реабилитацию. Никто из работников спецслужбы ФСБ РФ не понёс наказание за это преступное беззаконие: использование России, её чести и достоинства в противоречии указаний Конституции РФ и законодательства. А директор ФСБ Патрушев Н.П., бывший Генеральный прокурор РФ Устинов В.В. и прокурор Брянской области Корниенко А.В., даже не подали в отставку, Патрушев Н.П. и Устинов В.В. даже не извинились.

Однако, если бы мы имели священнослужителя Русской православной церкви, на которого возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 188 (контрабанда) УК РФ Федеральной службой безопасности РФ, то мы не смогли бы получить юридически значимые обстоятельства для оправдания этого священнослужителя. Применение троеперстия, как символа богослужения, навязанного патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем в 1666 г., не подтверждено историей России. Этот символ не изображён на иконах и в храмах. С точки зрения старообрядцев, символ троеперстия /наложение знамения креста тремя перстами/ означает, что Святая Троица была распята на кресте.

Главной отличительной чертой старообрядцев в общественных религиозных отношениях является выполнение своих обязанностей перед прихожанами, обществом и Богом, в соответствии с главными истинами христианской веры (соборованием, венчанием, крещением, соблюдением символа веры Iсуса Христа во время литургии…). Это является стержнем истории и культуры до 1666 г. Именно это подтверждает их добросовестность и разумность. Однако, нам нужны юридически значимые обстоятельства, которые могут подтвердить и возвратить православие в христианскую веру. Поэтому Епископ Курский Аполлинарий абсолютно прав, говоря: "посмотрите на изображение Icуса Христа и других святых на иконах, в храмах… На всех иконах всегда крестились двумя перстами, посмотрите! Это Символ единства Человека и Бога, это символ Христа, Символ веры. До Середины 17 века на Руси все крестились двумя перстами".

Двуперстие – перстосложение старообрядцев состоит в следующем – два пальца (указательный и великосредний) во имя двух естеств во Христе – Божественного и Человеческого, а три пальца (большой и два последних) складывались во имя Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух). Так складывались пальцы для выражения главных истин православной веры. Вот это и является юридическим подтверждением Символа Христа и христианской веры предков и культуры, которую древлеправославие содержит в чистоте, которые изображены на иконах и в храмах.

Древлеправославные священники выполняют свои обязанности перед прихожанами – старообрядцами и Богом, – правильно, как и их предки и в соответствии общеизвестных обстоятельств на иконах, в старообрядческих и православных храмах, понимая их суть, соблюдая историю и культуру своих предков, обретая и получая христианскую духовность с божьей благодатью.

Лариса Бочанова, 18 мая 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования