Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": Медведев одобрил «конкордат» с РПЦ МП. Чем это грозит мусульманам? - мнения мусульманских религиозных деятелей, ученых, публицистов


Непосредственно после своей инаугурации 7 мая новый президент России Дмитрий Медведев в Благовещенском соборе Кремля, где патриарх Алексий II отслужил молебен по случаю его вступления в должность "На начало доброго дела", заявил, что "те особые доверительные отношения, которые есть с Русской православной церковью, сохранятся и будут развиваться на благо Отчизны".

С одной стороны, вполне естественно, что, будучи православным по вероисповеданию, Д. Медведев при назначении на столь ответственную должность получил благословение у предстоятеля РПЦ. С другой, - это заявление прозвучало на государственном уровне, в государстве, по Конституции которого религии, во-первых, отделены от государства, а во-вторых, официально признаны традиционными и равноправными Православие, Ислам, Буддизм и Иудаизм.

Что же значат такие "особые отношения" с одной из религиозных структур, и хорошо ли это? Как в условиях такого своеобразного "конкордата" государственной власти с РПЦ быть другим конфессиям, прежде всего мусульманам, не ставятся ли они в положение "младших братьев"? Свое мнение об этом высказывают известные мусульманские общественные и религиозные деятели, ученые и публицисты.

Шамиль Султанов, депутат Государственной Думы 4-го созыва, руководитель аналитического центра "Россия-Исламский мир"

На мой взгляд, нельзя предвзято понимать и интерпретировать несколько слов, сказанных Дмитрием Медведевым. Одна из самых сложных проблем для России, напрямую касающаяся ее будущего, - проблема нравственности.

Религии в решении этой проблемы должны, несомненно, играть главную роль. Самый многочисленный в России народ - русский, а он традиционно так или иначе придерживается христианской веры. Президент вполне обоснованно заявил, что Православию здесь отводится главная роль.

У государства нет иных методов, чтобы устранить эти проблемы, кроме тех, которые предлагает религия. 8 последних лет решают вопросы возрождения нравственности, но очевидно, что недостаточно эффективно.

В общем, по-моему, не надо бить в колокола по поводу этого заявления. Просмотрите желтую прессу - о чем там сейчас пишут? Матери убивают детей, дети убивают родителей... С государственной точки зрения, Президент правильно сказал, это реальность.

Если говорить по существу, то от Православия, от исполнения его норм, зависит благополучие русского народа, а от него - благополучие государства. Это стоит на первом месте. Второй вопрос - отношение РПЦ с другими конфессиями, в частности, мусульманской.

Висам Али Бардвил, глава Духовного управления мусульман Карелии

Народы России в 1993 году определили свое отношение к религии в государстве. Закреплен равноправный статус всех конфессий.

И Президент, и все, я думаю, будут соблюдать Конституцию. Глава государства – гарант Основного закона.

Я полон надежды, что Д. Медведев не подразумевал никакого превосходства и преимуществ одной конфессии над другой. Скорее, его слова нужно понимать в количественном отношении, поскольку православные - самая большая религиозная группа, по объему, но не за счет других.

Я оптимист и полагаю, что закон превыше любого чиновника, а закон - на стороне равенства религий. Это заявление Дмитрия Медведева меня не беспокоит. Я его толкую через мое понимание Конституции.

Орхан Джемаль, публицист, журналист, правозащитник

То, что сказал президент - с юридической точки зрения неприемлемо, поскольку у нас законодательно 4 равноправные конфессии в государстве. Но надо согласиться, что Медведев признал то, что давным-давно существует де-факто. Когда создавался закон о 4-х конфессиях, всем указывалось, что говорить, и другие религиозные структуры, кроме РПЦ, имели лишь консультативный голос.

Но, я думаю, мусульмане в данном случае не становятся людьми второго сорта, было бы резкостью так говорить. У нас ведь права ущемляются, в основном, по этнической принадлежности, а не конфессиональной. Хотя, если кто-то засвечивается участием в каком-либо исламском проекте, на него смотрят косо, а на иудеев и буддистов - нет.

Фактически президент лишь подтвердил существующий своего рода "конкордат" между РПЦ и государством. Православная церковь выступает как полноценный государственный институт, как структура, тесно связанная с системой власти. Она только лишь не финансируется ею, официально, но так или иначе в адрес РПЦ постоянно отпускаются денежные средства от государства.

Так что отметим, что Медведев набрался смелости и сказал то, что есть. Он официально признал существующую систему, когда закон устанавливает одно, а на деле происходит другое. Нужно либо отменить существующий закон, либо не делать противозаконных вещей.

На самом деле и так ясно, что у государства существуют партнерские отношения только с РПЦ, а остальные конфессии "пусть спасибо скажут, что они есть". Любого муллу обвини сейчас, и он полетит в Эмираты отсиживаться. А, например, священника Даниила Сысоева - за открытую ксенофобию привлечь не могут.

Дамир Мухетдинов, член Общественной палаты Нижегородской области, глава издательского дома "Медина", заместитель председателя ДУМ НО

Дмитрий Медведев озвучил то, что происходит в реальности. Владимиру Путину в связи с непростой ситуацией, имевшей место большую часть его пребывания на посту главного лица государства, - война в Чечне, вообще положение на Кавказе, - было бы некорректно так высказываться. А Д. Медведев не получил этого в наследство, ему легче, и он сказал о том, о чем говорят чиновники во всех кабинетах, что есть реально.

Не стоит это высказывание ставить в вину президенту и в вину РПЦ, следует поставить это в вину мусульманам. Они не использовали тех возможностей, которые предоставлялись им в течение 20 лет, возможностей к развитию, объединению, активной работе в одном, созидательном, позитивном направлении, возможностей интенсивного развития религиозного образования, повышения своего общекультурного уровня, в отстаивании своих прав.

Вместо этого российское исламское сообщество погрязло во лжи, уничтожении друг друга, междоусобицах. Мы не в состоянии отстоять права имамов, как это было, к примеру, с Саидом Байбуриным, защитить право на чтение религиозной литературы, как это происходит с запретом книг по Исламу.

Д. Медведев, и это вполне естественно, намерен опираться на тот институт, который более монолитен, устойчив, един, в котором меньше разногласий. А у нас один российский мусульманский лидер утром говорит одно, вечером другое, второй не согласен с ним ни в том, ни в другом, кавказские лидеры настаивают также на особой позиции.

Мусульмане в России не имеют единого мнения, поэтому Ислам и не рассматривается как серьезный стратегический игрок на государственном уровне. Подобное заявление Медведева - серьезный сигнал для мусульман к тому, чтобы пересмотреть свои позиции.

Я думаю, если не произойдет консолидации в исламской среде, будут внесены изменения в Конституцию, и Православие будет определено как основная религия, а другие - просто как имеющие право на существование, "терпимые", так сказать. Так что мусульманам надо искать причины подобного отношения со стороны власти в самих себе, и пенять на самих себя.

Дамир Хайретдинов, кандидат исторических наук, публицист

Ничего нового, на мой взгляд, не прозвучало. Последователи Ислама всегда - после того, как в средние века мусульманские государства на нашей территории прекратили свое существование, были в России на вторых-третьих ролях после европейцев, это выходцев с Запада всегда принимали с распростертыми объятиями.

Но в любом случае России никуда не деться от мусульман, ни мусульманам - от России. Российские территории - территории исконного автохтонного проживания народов, исповедующих Ислам. И это было, есть и будет, какие бы не были взаимоотношения у государства с РПЦ, или с католиками, или со старообрядцами. Это есть, это данность, как весна, осень, времена года.

К тому же, меня сейчас часто спрашивают, что вы так гонитесь за властными преференциями? И это верно. Ведь власть коварна - я не имею в виду лично Медведева, а власть как инструмент, - она использует конфессии в своих целях. Ну, и конкретно Медведев - ведь он пришел к власти не самостоятельно, ему помогали - и теперь он раздает долги тем, кто ему оказал поддержку. Мусульмане не могли быть активны, их роль поэтому не так значительно.

Хотя нельзя сказать, что Д. Медведев как-то отрицательно относится к мусульманам, например, будучи в Казани, он сделал значимые положительные заявления по отношению к исламским учебным заведениям.

Эльмира Хакимжанова, 14 мая 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования