Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ISLAM.RU": Первый «третий» набирается! Опыт единственной мусульманской общеобразовательной начальной школы Москвы


Начальная общеобразовательная школа "Иман" при благотворительном фонде "Ихляс" (Москва) объявила нынешней весной, что в следующем учебном году будут работать первый, второй и третий классы. Предыдущие четыре года набирали и выпускали по одному первому классу.

Опыт прошедших лет дает результат. Дети закрепляются в мусульманской школе. Родители приобретают опыт, приводят сыновей и дочерей в стены, где или учились дети друзей, или где они сами побывали неоднократно.

Учебный год в школе 29 детей успешно завершили. В последний день, 7 мая, провели особый конкурс. В нем не могли не принять участия все ученики, ведь конкурс на лучшее знание намаза важен для каждого юного мусульманина и мусульманки. Подарки за знания и старательность получили все.

Об этом мечтает каждый родитель

Мы все хотим, чтоб у ребенка учителя были самыми добрыми и самыми понимающими, чтоб в школе дитя встречали приветливо, и он видел достойные подражания примеры. Не оправдываются ожидания. Школа, российская система образования в целом переживают кризис.

Но в московском исламском благотворительном фонде "Ихляс" считают, что образование юных мусульман – столь важное дело, что стоит любых трудов, затрат моральных и материальных. Ведь какое семя посадим, то и взрастет.

Как начать, чтоб не пришлось… начинать заново

Как завершается учебный год? Что ждет учеников в этой, фактически единственной в Москве, начальной общеобразовательной школе с исламскими предметами? Об этом я подробно расспрашиваю ее руководителя Комектеса Жагипарова.

- В школах Российской Федерации сейчас действуют три образовательных программы. Какая выбрана у вас?

У нас - "Традиционная программа". Она включает все необходимые предметы и требуемый объем знаний. Углубленного изучения какого-либо отдельного учебного предмета нет. Идет нормальный учебный процесс, в ходе которого ученик учится учиться.

- Какой распорядок дня у младшеклассников?

Дети приезжают в школу к 8 часам. Те, кто живет недалеко, добираются с родителями сами. Учеников из отдаленных районов привозит школьный микроавтобус. Он идет по такому маршруту, чтоб дети на дорогу не тратили так же много времени, как в общественном транспорте. Некоторые родители везут детей сами на личных автомашинах. В 8.15 начинается первый урок. После него – завтрак. Затем, как правило, еще четыре урока.

- Исламские предметы включены дополнительно к обязательному перечню?

После обеда и прогулки или игр на свежем воздухе дети снова собираются в классах. Сразу за основными общеобразовательными предметами приходит черед уроков по основам Ислама, Корану, нравственности, арабскому языку, фикху (мусульманскому праву). Во втором классе добавляется сира (жизнеописание Пророка, мир ему).

Как правило, после большого перерыва два - три урока. Учебная неделя – четыре дня. В пятницу, субботу и воскресенье дети могут находиться с родителями, в семье, могут посещать по желанию какой-либо кружок или спортивную секцию.

Главный предмет… на каждом уроке

Было бы неверным жестко разделить учебный день этих ребятишек на две независимых части – "светское образование" и "мусульманская компонента". Смысл создания школы был как раз в том, чтоб создать общую атмосферу и организовать учебный процесс такими, в которых дети напитывались бы понятиями добра, узнавали о достойном поведении, видели рядом положительные примеры.

Руководитель школы говорит об этом с особым чувством:
- Наша главная задача – рассказать, насколько религия Ислама - красивая, добрая и справедливая. Каким путем? Стараемся использовать каждую минуту общения с детьми. Не только на специальных уроках, но и при проведении общих мероприятий, праздников, создавая атмосферу дружелюбия, внимания, поощрения в добрых делах.

Любой ребенок интуитивно чувствует, насколько искренни мы, взрослые, - продолжает Комектес Жагипаров. - На каждом уроке преподаватель-мусульманин показывает своим поведением, как должен поступать верующий человек в самых разных ситуациях, как надо строить отношения с людьми, как реагировать на ошибки и как говорить о промахах.

Поведение детей, их отзывы – лучший барометр усердия и целенаправленной работы педагогов. Когда я услышал от детей отзыв, что самый добрый учитель в школе – преподаватель Корана и основ арабского языка Ахмед Меликшаев, то ничуть не удивился. Этот преподаватель каждый урок старается сделать интересным.

Однажды я его встретил с пакетом, полным "киндер-сюрпризов", - рассказывает руководитель школы. - Поинтересовался, для кого столько сладостей? Оказалось, для учеников. В классе готовился небольшой коранический конкурс. Сувениры учитель покупал на личные средства и… для всего класса. Ведь поощрить за участие в таком деле нужно действительно каждого!

Разговор для взрослых

Об этой стороне учебного процесса сказать надо обязательно. В первый набор первоклассников в класс пришли дети тех мусульман, которые являлись активными участниками фонда, или тех родителей, кто хорошо знал о деятельности "Ихляса". Но о школе доходила информация до все новых людей и в последующих наборах были уже дети мусульман из разных районов Москвы, разных общин.

- Ислам – религия свободы. У родителей может быть не только различный религиозный опыт, но и различные взгляды по конкретным вопросам. Мне, как руководителю, всегда важно услышать и обсудить с родителями то, что их интересует, волнует или даже вызывает сомнение. Такой диалог – жизненная необходимость для полноценного воспитательного и образовательного процесса. Слава Аллаху, наши родители по-мусульмански искренне делятся своими переживаниями, - рассказывает Комектес.

- Родителям, решившимся дать сыну или дочери исламское воспитание и образование, приходится решать серьезнейшие проблемы. Ребенок вне семьи, вне мусульманского окружения сталкивается с самыми противоречивыми, часто порочными явлениями. Как помочь ему преодолеть искушения, сформировать правильное, стойкое поведение с раннего возраста?

Одно из последних родительских собраний было посвящено именно этому вопросу. Мы все живем в реальном мире. Телевидение, интернет, печатные издания несут зачастую не только информацию, а рекламируют порок, безнравственность, бездуховность. Контроль родителей за тем, чем занят ребенок, как он проводит время отдыха, что смотрит, что читает – важнейший фактор. Только усилий школы или исключительно усилий родителей для формирования круга интересов, предпочтений, времяпрепровождения недостаточно. А вместе, объединив возможности, мы можем очень много.

Эффективность воспитания складывается из многих факторов. Если мы сможем поддерживать в ребенке убежденность, что именно в окружении верующих людей он проводит самое лучшее и интересное время, в этом окружении его любят, то он сам сможет провести сравнение и сделать правильные выводы.

"Хорошо действует такой механизм, который отлажен", - эту фразу руководитель начальной школы для маленьких мусульман повторил несколько раз. Шаг за шагом здесь отрабатывали распорядок дня, старательно совершенствуют учебный процесс, продумывают новые возможности для поощрения интереса к знаниям и достойному поведению.

Школа – в хорошем смысле слова – сравнима с механизмом, но очень тонким. Главным и абсолютным авторитетом для педагогов является только Коран и пример Пророка Мухаммада (мир ему).

Связь между внешним и внутренним

- Как маленькому ребенку разъяснить во всей полноте, что такое благочестивое поведение? Или что такое гармония внутреннего мира и внешнего проявления?

Об этом исламские ученые написали множество работ. Мне думается, нам следует придерживаться проверенного метода – идти от простого к сложному. Например, мы объясняем детям, что у мусульман есть правила, как верующий должен одеваться и следить за своей внешностью. Рассказываем, что эти правила – часть нашего школьного устава.

Детям нравится, когда их поощряют, например, за то, что они хорошо выглядят, что их вид соответствует требованиям благочестия. Наши сестры-преподавательницы покрывают голову всегда. Это же рекомендуется и девочкам.

Такие вещи быстро становятся привычкой. Когда девочки выходят, например, на улицу, у них нет необходимости преодолевать психологический барьер: почему на улице следует быть в платке, а в таком общественном месте как школа – необязательно? Они, таким образом, готовятся к встречам с внешним миром.

Школа – это то особое место, где формируются многие внутренние установки. Нам надо показать и объяснить, что следование нормам, уважение к обычаю, - это важно, а еще важнее быть честным и надежным человеком.

Что ждет третьеклассников

Итак, казалось бы, негромкое событие – начальная мусульманская школа в следующем году примет свой первый третий класс. Благо для детей, для которых этот факт – возможность провести очередной учебный год среди родных людей, в знакомых теплых стенах. Взрослым же, как всегда, придется усиленно трудиться, чтоб обеспечить оплату аренды, питание, транспорт, оплату труда преподавателей.

Ради Аллаха в фонд "Ихляс" жертвуют средства благотворители. Неустанно трудится руководитель фонда Анвар Салеев.

- Третьеклассники увидят в программе новые предметы?

Общеобразовательная часть, как и требуется, будет соответствовать требованиям Министерства образования Москвы. Исламские предметы останутся те же, что преподавались во втором классе, но мы возьмем, конечно, новые темы. Детям 9-10 лет уже необходимо больше знать о жизни Пророка Мухаммеда (мир ему), быть более сведущими (значит, и соблюдающими!) в религиозной практике. Коран и основы арабского языка, основы Ислама также войдут в расписание.

- Арабский язык – иностранный для большинства детей. В светских школах стараются давать европейские языки. Не возникает вопросов по этому поводу?

У нас тоже есть английский язык. Дети с удовольствием занимаются и им, и арабским. Скорее мы недооценили, насколько открыты их ум и память для знаний, когда тоже испытывали сомнения, смогут ли они осваивать два таких разных языка.

Как и все дети, наши порой могут покапризничать. Естественно, они устают и не всегда могут держать внимание. Но они в своей школе, в том доме, где каждый учитель старается увидеть в ребенке самое хорошее. Любой ребенок откликается на такое отношение готовностью общаться, участвовать в работе на уроке, в общем празднике.

Как замечательно поет наш хор! Стихи для песен пишет наш преподаватель Юсуф Асадуллин. Когда взрослые видят выступление школьников на различных мероприятиях, то бывают растроганы до слез.

Вместо послесловия

- Сделай как можно больше кадров! Хоть пять пленок отщелкай! – просили меня родители Аббаса, друга моего сына, перед тем, как я с мальчиками отправилась в школу. Так уж получилось, что вела первого сентября двух друзей-первоклассников в школу, потом прорвалась в класс, когда их поздравляли десятиклассники, затем дождалась первой в их жизни перемены. И все время снимала, снимала...

Хорошие получились кадры. Нарядные дети и взрослые, глаза, полные ожидания. Помчались годы, многое тревожило или даже возмущало. А фотографии, сделанные в первый школьный день сына, всегда вызывают особое теплое чувство.

Увы, школ, подобных той, что создана и поддерживается благотворительным фондом "Ихляс", единицы на всю Россию. Страна большая, но выбор не столь велик, как чиновники от образования рассказывают.

В самых престижных лицеях и гимназиях процветает грубость, жестокость, бестактность. Старшеклассники подавляют и помыкают младшими учениками, учителя порой в бессилии опускают руки: поколение рожденных в бурные девяностые отмечено печатью агрессии.

Но главное, правда жизни в другом. Просвещение науками мало что дает, если не просвещается душа. "Образовательные услуги" не заменят труд воспитания в вере и любви.

Короткая сура "Аль–Ихляс" содержит всего четыре строки, в них – абсолют исповедания. Самодостаточен только Аллах. А мы, Его творения, можем и должны совершенствоваться в вере и знаниях, чтоб передать их новым поколениям.

Людмила Мишина, 8 мая 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования