Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": Хатние иконы. Скульптуры и иконы из коллекции Виктора Ющенко привезли в Москву


В Музее личных коллекций ГМИИ имени А.С. Пушкина открылась выставка "На алтаре времени: скульптура и народная икона XIX века" из коллекции президента Украины Виктора Ющенко. Экспозиция небольшая - всего около 80 произведений пластики и иконописи, происходящих в основном с Западной Украины. Она расположилась в холле и на балконе второго этажа музейного корпуса.

Это своего рода высокое посольство соседней державы, пришедшее частным порядком по пути культуры. И потому никому не показалось странным, что прямо на пресс-конференции глава Роскультуры Михаил Швыдкой и министр культуры и туризма Украины Василий Вовкун подписали договор о взаимном сотрудничестве. О том, что выставка имеет культурно-дипломатический характер, рассказал сам Вовкун, отметив, что президентскую коллекцию показывали не только в разных городах Украины, а в скором времени она будет демонстрироваться и в США.

В коллекции Виктора Ющенко собрано множество различных крестьянских механизмов: замков, засовов, сельхозприспособлений и т.п., большие фото которых вывешены сейчас в музее. Хотя, по словам министра культуры Украины, с неизменным пиететом он относится и к традиционному народному изобразительному искусству. И при случае всегда посещает распродажи и развалы.

У большей части собранных им произведений западноукраинское происхождение. А это Карпаты и Закарпатье, Галичина, отчасти Волынь, то есть места, где традиционно изготавливались деревянная скульптура и своеобычные иконы на стекле (в основном это Гуцульщина) и где они сохранились несмотря на все коллизии XX века.

Разумеется, украинская резная деревянная скульптура возникла не без влияния ближайшего католического окружения, то есть Польши и Словакии. Перенимая приемы этого высокого мастерства, украинские резчики по-своему их адаптировали, создавая в позднебарочной традиции образы крестьянских святых, крепышей с короткими пропорциями, по-народному раскрашенных в яркие цвета. И хотя по истечении времени трудно, а порой и невозможно определить не только авторство, но и регион, происхождение некоторых скульптур примерно ясно. Если парные "примитивные" Петр и Павел или святой Николай, похожий на лубочного царя-батюшку, скорее всего, когда-то украшали деревенскую часовенку, то консоль с головкой ангела и листом аканфа явно была частью роскошного храмового иконостаса.

В целом же украинская сакральная скульптура вполне вписывается в понятие "провинциальная", что ни в коей мере не уничижает ее, а, наоборот, подчеркивает своеобразие. Ценят же знатоки подобную деревянную пластику романской Каталонии или византийской Малой Азии. Происхождение украинской иконы, пожалуй, еще сложнее. Можно сказать, что у нее множество векторов, поскольку тут влияние не только католичества, но и униатской церкви (первая уния была подписана в 1596 году), а также православной традиции (плюс к этому и румынской православной церкви). Возникшая в Гуцульщине на перепутье этих различных тенденций, икона на стекле считается феноменом украинского искусства. Что справедливо, но не совсем. Дело в том, что Hinterglasmalerei (так немцы называли живопись на стекле) издавна бытовала в Германии, Австрии, Чехии и Венгрии. К концу XVIII века она стала популярной и в Словакии, Румынии и Польше, а уже в первой половине XIX века эта техника пришла в украинские Карпаты, которые стали одним из центров ее распространения. "Малюванием" таких икон в крестьянских семьях занимались как подсобным занятием, пользуясь в качестве исходного материала кустарно изготовленным стеклом, а в качестве образцов брали лубочные бумажные картинки, которые и подкладывали под стекло. Поскольку исходниками служили лишь гравированные народные картинки, то о строгом соблюдении православных канонов говорить не приходится.

Нередко евангельские истории и жития святых пересказывались со своеобразным крестьянским говорком, достаточно вольным и цветистым. К святым, архангелам и отцам церкви - Николе, Варваре, Юре Змееборцу, Григорию Богослову - богомазы относились почти как к односельчанам. Не случайно иконы на стекле делались не для церкви: они были "хатними", то есть домашними. Их вешали не в красном углу, как в России, а по стенам напротив стола - как портреты родных. С вольничанием стеклянных богомазов пытались бороться в соседней Трансильвании, где в конце XIX века их произведения просто запретили. До высоких Карпат местные ревнители канона так и не добрались. Благодаря чему в 1939 году во Львове состоялась первая выставка гуцульского и галицкого народного примитива. Возможно, некоторые из ныне экспонирующихся в Москве икон были на той исторической выставке.

Михаил Боде, 7 мая 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования