Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"REUTERS": Турецкие алевиты в борьбе за религиозную свободу


Стоящие в кругу и танцующие в знак глубокого поклонения Богу юноши и девушки - члены турецкой религиозной общины, постоянно подвергающиеся со стороны государства ассимиляционному прессингу.

Алевиты - самое крупное из религиозных меньшинств Турции, насчитывающее, по разным данным, от 15 до 25 млн верующих по всей стране. Имеющий исламские корни алевизм в то же время вобрал в себя многое из доисламской шаманской традиции и никогда не был признан турецким государством.

Сегодня вопрос об алевитах является центральным для решения проблемы религиозной свободы в стране, что в значительной мере является для Турции пропуском в ЕС.

Сегодня в судах страны рассматривается более 2000 исков алевитов к правительству и правящей партии Справедливости и развития с требованиями расширения религиозных свобод и признания прав других религиозных общин в стране, где большинство из 71-миллионного населения исповедует ислам суннитского толка.

В основном, иски касаются принудительного изучения в школах принципов суннитского ислама, которые алевиты считают чуждыми своей традиции. Но несмотря на некоторые выигранные алевитами процессы, правительство по-прежнему тормозит претворение в жизнь этих решений, при этом апеллируя к тому, что у него неоправданно ограниченные полномочия в этом вопросе.

"Необходимо согласиться и не избегать того факта, что религиозная свобода в Турции ограничена как для алевитов, так и других религиозных меньшинств, вне зависимости от демократических лозунгов, озвучиваемых правящей партией", - говорит Али Йаман, профессор социальной антропологии унивеститета в Болу.

Ныне правящая в Турции партия Справедливости и развития практически открыто защищает интересы практикующих мусульман в официально секулярной Турции.
 Алевиты не посещают мечетей, а каждый четверг собираются в так называемых "чема" - молитвенных домах, где молящиеся, совместно мужчины и женщины, слушают музыку, исполняемую на "сазе" (местной разновидности лютни) и танцуют, тем самым переживая мистическое единство с Богом.  Алевитские женщины убраны в покрывала красного цвета, символизирующие поклонение огню, характерное для древней Анатолии. Алевиты исповедуют терпимость, уважение ко всем, равенство между мужчиной и женщиной.

Алевиты ассоциируются многими с шиитским исламом из-за их почитания Али, кузина и зятя пророка Мухаммада,  который, по мнению шиитов, является подлинным преемником пророка.

Победа в суде

Судебный выигрыш матери-алевитки Хатиче Косе вызвал бурные дискуссии по поводу соблюдения властями религиозных прав.

В 2004 году Косе начала долгую судебную тяжбу за освобождение своего сына от обязательных уроков религии в школе. Этот учебный курс включал в себя пятикратную молитву в мечети, соблюдение месячного поста в Рамадан и хадж в Мекку.

"У нас свои собственные верования и своя собственная культура, отличная от того, что преподносится в школах", - заявила г-жа Косе, заявив, что ее высмеяли, как ребенка, как нерадивого ученика, замечаниями о том, что она не знает, как молиться. "Я не могу принять привнесение к нам чужеродной религии", - добавляет она.

В феврале Косе выиграла процесс в Апелляционном суде Турции, обязавшем министерство образования изменить учебный план по религии. Однако правительство не выполняет данное решение (как и другие), мотивируя это недостаточностью полномочий для тогоЮ чтобы внести изменения .

"Уроки религии гарантированы Конституцией, и мы не можем внести никаких изменений, это вне пределов наших полномочий", - говорит Мустафа Оймак, представитель образовательного ведомства.

Недемократичные тенденции

Уроки религии были введены после внесения поправок в Конституцию страны. Это произошло вскоре после военного переворота 1980 года и было нацелено на усиление государственного контроля над религиозной деятельностью.

И сегодня, 27 лет спустя, государство осуществляет строгий контроль над религией через ведомство по религиозным делам, которое назначает имамов, платит им зарплату и даже утверждает тексты проповедей для пятничной молитвы.

Придя к власти, партия Справедливости и развития отменила конституционный запрет на ношение хиджаба в образовательных и государственных учреждениях. Партийные лидеры при этом широковещательно утверждают, что борются  за религиозную свободу личности.

Алевиты однако, только иронично посмеиваются, когда боссы правящей партии разглагольствуют о демократии и свободе. "Со стороны может показаться, что перед вами действительно демократическая партия, но все аргументы в пользу свободы и прав личности относятся только к ним самим, - говорит Али Кенаноглу, алевит, в данный момент отстаивающий в суде право для своего сына не посещать уроки религии. -  Когда это касается алевитов, все рассуждения о правах и свободах сразу забываются".

Помимо противостояния религиозно-культурной ассимиляции, алевиты также борются за официальное признание своего специфического верования. Они хотят участвовать в распределении бюджетных средств, направляемых на религиозные нужды, обучать своих служителей культа и платить им зарплату, но говорят, что даже самое малое продвижение в этом направлении для них важно и значительно.

"Я верю, многое изменится. Даже если мы выиграем имеющиеся иски, это будет серьезным шагом вперед. И в тоже время - лишь началом большого пути", - говорит Изеттин Доган, президент алевитского фонда "Чем".

Томас Гров

6 мая 2008 г.

Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования