Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
Распечатать

"КОММЕРСАНТ": Митрополит Ювеналий: "Оценка подлинности екатеринбургских останков не входит в компетенцию Церкви"


В день 84-летия расстрела Царской семьи Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации святых дал интервью корреспонденту „Ъ" ПАВЛУ КОРОБОВУ, в котором рассказал об отношении Церкви к царским останкам, лжепотомкам Николая II и о принципах причисления к лику святых наших современников, которых придерживается Русская Православная Церковь.

- Почему Русская Православная Церковь не признает останки, захороненные в Петропавловской крепости, царскими?

- Этот вопрос настолько важен, что я прошу набраться терпения, чтобы прочитать два основополагающих документа, связанных с затронутой темой.

Первый документ - это мое заявление, которое я сделал 30 января 1998 года, как член комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков императора Николая и членов его семьи. Я хотел, чтобы его опубликовали полностью: "Участвуя в комиссии с начала её создания, я открыто и свободно высказывал суждения и сомнения, которые были не только у меня, но и те, с которыми встречался в Церкви и обществе. Дважды по. моему докладу Священный.Синод Русской Православной Церкви принимал постановления о работе комиссии и заверял церковную и международную общественность в своей приверженности поискам истины в изучаемом вопросе. Последний раз официальная позиция по данному вопросу была высказана Священным Синодом 17 июля 1997 года. „Считать поставленные Церковью вопросы на заседании Священного Синода б октября 1995 года и выработанные Комиссией 15^ ноября 1995 года имеющими решающее значение для завершения работы Государственной Комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского Императора Николая II и членов его семьи".

Представленные на данном заседании Заключения Генеральной прокуратуры и Республиканского центра судебно-медицинской экспертизы Российской Федерации подводят итог исследованиям.

Полагаю, что их нельзя принять с абсолютной достоверностью, ибо история науки свидетельствует: то, что сегодня в науке считается самым современным, точным и надежным, завтра может оказаться устаревшим, неточным и ошибочным. А опыт последних лет работы Комиссии показал, что вопросы могут и, возможно, будут возникать до бесконечности. Однако все чаще и настойчивее в связи с "екатеринбургскими останками" мы слышим призывы к их захоронению, указывающие, что безнравственно так долго не предавать их земле.

В настоящее время не нахожу оснований не отнестись с доверием к изложенной позиции Генеральной прокуратуры и судмедэкспертов.

Одновременно считаю, что вся научная, историческая и нравственная ответственность целиком ложится на авторов заключения, которые представили в Комиссию свои выводы. В Священном Писании о сущности человеческого тела указывается: „яко земля еси, и в землю отыдеши" (Быт 3.19), тем не менее нашей жизни присуща потребность иметь памятное место об умерших - могилу. При захоронении „екатеринбургских останков", если и будут наличествовать сомнения, принадлежат ли они Царской Семье, или впоследствии наука изменит сделанные сегодня выводы, для России все равно будет важно существование даже символической могилы в память о последнем Российском императоре, Его Семье и их верных слугах, принявших мученическую кончину, где будут совершаться и молитвы, и которая станет символом покаяния.

Дабы избежать любых недоразумений, считаю необходимым заявить, что мое данное мнение не является выражением официальной позиции Русской Православной Церкви в данном вопросе. Таковую впоследствии может выразить Святейший Патриарх как Предстоятель Церкви или Священный Синод.

Если потребуется моя подпись под официальным решением Комиссии, то я буду готов ее поставить при условии, если к подписанному документу будет приложено настоящее заявление в качестве его неотъемлемой части".

А второй документ - это будет ответ на ваш вопрос - и есть, собственно, мнение Русской Православной Церкви, выраженное на заседании Святейшего Патриарха и Священного Синода 26 февраля 1998 года. Вот, что в нем говорится.

"... 2. Оценка достоверности научных и следственных заключений, равно как и свидетельство об их незыблемости или неопровержимости, не входит в компетенцию Церкви. Научная и историческая ответственность за принятые в ходе следствия и изучения выводы относительно „екатеринбургских останков" полностью ложится на Республиканский центр судебно-медицинских исследований Минздрава России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

3. Решение Государственной комиссии об идентификации найденных под Екатеринбургом останков, как принадлежащих семье императора Николая II вызвало серьезные сомнения и даже противостояния в Церкви и обществе. Вместе с тем есть основания считать, что обнаруженные останки принадлежат жертвам богоборческой власти. Известно, что многие из таких жертв были мучениками, исповедниками и страстотерпцами, которые ныне нашей Церковью причисляются к лику святых по мере установления их личностей, биографий и обретения соответствующих житийных материалов. Затянувшаяся процедура криминалистической экспертизы привела к тому что "екатеринбургские останки" остаются без христианского погребения в течение недопустимо долгого времени.

4. В связи с этим Священный Синод высказывается в пользу безотлагательного погребения этих останков в символической могиле-памятнике. Когда будут сняты все сомнения относительно "екатеринбургских останков" и исчезнут основания для смущения и противрстояния в обществе, следует вернуться к окончательному решению вопроса о месте их захоронения.

5. Одобрить работу Преосвященного Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Государственной комиссии по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков Российского императора Николая II и членов его семьи за весь период ее деятельности".

Поскольку сомнения относительно екатеринбургских останков и сегодня не сняты, противостояние в обществе по этому вопросу не преодолено, можно сказать, что с тех пор ничего не изменилось.

- Как относится Церковь к появляющимся в последнее время якобы уцелевшим членам Царской семьи?

- Как к спекуляции историческими событиями, почва которой кроется на неосведомленности и доверчивости наших граждан.

- Повлияла ли канонизация Царской семьи на взаимоотношение Русской православной церкви с Русской Православной Церковью Заграницей? Идет ли сейчас вообще речь о воссоединении?

- Насколько я помню, за 30 лет своего пребывания в Священном Синоде в качестве его постоянного члена священноначалие Русской Православной Церкви никогда не упускало случая во время соборов и других общецерковных праздников делать заявления с соответствующими призывами к Русской Православной Церкви Заграницей, надеясь и молясь об уврачевании печального раскола в жизни Русской Православной Церкви. Не оставляет она этой надежды и в настоящее время. Я не сомневаюсь, что для Русской Православной Церкви Заграницей канонизация Царской семьи и новомучеников и исповедников Российских XX века была воспринята как положительное явление.

- Какими критериями руководствуется синодальная комиссия по канонизации святых, когда рассматривает вопросы о возможности прославления того или иного человека в лике святых?

- Эти критерии сложились в жизни Церкви Христовой очень давно. Практика Русской Православной Церкви в этом вопросе не имеет отличий от других православных Церквей. И сегодня, как и в древности, к лику святых причисляется тот подвижник, который исповедовал в чистоте и неповрежденности Православную веру, явил добродетельное житие, почитается церковным народом и по молитвам к которому Господь при жизни и после смерти являет чудеса.

- Ведется ли работа по составлению нового списка на канонизацию?

- Практика нашей Церкви такова, что предварительных списков по этому вопросу не составляется, а изучаются материалы, поступающие в Комиссию по канонизации святых от правящих архиереев. В основном это мученики и исповедники, пострадавшие за Христа в XX веке. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил всех миру явленных и не явленных мучеников и исповедников Российских. К тому времени был изучен подвиг 1097 человек. Собор принял решение продолжать исследования о пострадавших за Христа в XX веке. Имена вновь выявленных мучеников и исповедников включаются в состав уже прославленного собора новомучеников и исповедников Российских по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной комиссией по канонизации святых.

- Одним из критериев для канонизации является жизнь того или иного человека. Есть ли в наше время люди, которые своей жизнью смогут, допустим, через сто лет удостоиться канонизации?

- Безусловно, да. На нынешних праведниках и мир держится.

- Известно, что у вас были добрые отношения с отцом Александром Менем. Но до сих пор многие обвиняют отца Александра в экуменизме. Каково ваше отношение к таким обвинениям?

- Протоиерей Александр Мень был моим клириком. Что касается вашего вопроса, то мне неизвестно, чтобы экуменические отношения отца Александра выходили за рамки тех взаимоотношений Русской Православной Церкви, которые она имела в то время с неправославными христианами. В те годы духовенство Московской епархии усердно совершало свое служение в приходах. Что касается отца Александра Меня, то он вел широкую миссионерскую деятельность в советском обществе, проявляя при этом мужество и пастырскую ревность. И этим он заслужил добрую память.

- Какое количество святых чтит Русская Православная Церковь?

- В месяцеслов Русской православной церкви внесены святые первого тысячелетия. С принятием Русью христианства началось их почитание на русской земле. За тысячелетнюю историю бытия Русской Православной Церкви святым житием просияло множество подвижников, которые почитаются общецерковно либо в одной из ее епархий (это местночтимые святые, их имена в календарь не вносятся). Согласно православной традиции, святые, прославленные в одной из Поместных Церквей, почитаются таковыми и в остальных Церквях. Их имена также вносятся в календарь Русской Православной Церкви. В XX веке наша церковь явила тысячи святых мучеников и исповедников. Имена их только сейчас являет нам Господь, многие из них остаются еще безымянными. Именно поэтому прославлены они как "миру явленные и не явленные, но ведомые Богу". Потому количество святых точно подсчитать нельзя.

"Коммерсантъ" 18 июля 2002 года, №124


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования