Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"NRS": Секретарь Синода РПЦЗ МП верит в Путина. Епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков) дал обширное интервью "Русской линии"


Епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков), являющийся секретарем Синода митрополита РПЦЗ Лавра, дал обширное интервью российскому православному информационному агентству "Русская линия" , в котором коснулся вопроса раскола, случившегося в РПЦЗ после того, как в мае прошлого года Лавр подписал унию с Московской патриархией, фактически подчинив ей свою церковь.

Признавая значительность потери десятков приходов и двух монастырей, Гавриил отстаивает оправданность и каноничность действий Синода и осуждает тех, кто не последовал за ним.

"У отколовшихся не было и нет никаких, во всяком случае канонических, причин покинуть лоно Зарубежной церкви", – заявляет он.

Как говорил один известный пропагандист, часто повторяемая ложь превращается в правду. Уже тошно повторять, что привело к расколу. Этим и пользуется Гавриил: вам тошно, а мы повторим – причин не было! Во всяком случае, канонических!

Говоря о верности канонам, епископ Гавриил обходит стороной ключевой вопрос в истории МП. Насколько каноничным было "назначение" сталинским руководством митрополита Сергия Страгородского на пост главы новой советской церкви? Верноподданническая декларация Сергия о лояльности сталинской власти – краеугольный камень в фундаменте сегодняшней МП. Она абсолютно лояльна власти, какой бы та ни была. Все требования РПЦЗ осудить декларацию игнорировались; напротив, МП прилагает все усилия, чтобы увековечить образ Сергия, как "спасителя" церкви.

В контексте кровавой сталинской истории позиция Сергия по меньшей мере заслуживает понимания. Декларацией он заплатил за свою жизнь. В обмен на какие блага Синод Лавра отказался от позиции, на которой стояла РПЦЗ?

Симптоматично, что в день смерти Сталина МП призвала паству не оценивать деятельность диктатора однозначно. О каком осуждении декларации "красного митрополита" может идти речь, если МП следом за путинским руководством приступила к реставрации образа мудрого вождя?! Не все было так плохо! Построили промышленную базу, восстановили страну после войны! Не говорят только, что сперва разрушили все что могли до основания, потом ввергли страну в две чудовищные войны, заморили голодом и сгноили на каторжных работах десятки миллионов невинных людей, а потом снова построили и восстановили. И теперь просят не оценивать однозначно. Не знаешь, как поточней определить эту позицию, – как цинизм или как кретинизм.

Когда поборникам объединения в Синоде говорили, что их позиция вступает в противоречие с той, которую они сами занимали совсем недавно, лавровцы отвечали: мы будем влиять на политику МП изнутри.

Скоро год, как подписан Акт о каноническом общении. Может ли Гавриил сообщить своей пастве хоть о самом крохотном изменении, кото-рого он и его единомышленники добились в политике МП, находясь внутри нее?

Вряд ли. И, как назло, журналиста, который беседовал с епископом, этот вопрос тоже не беспокоит.

Далее Гавриил говорит:

"... если возникает какое-то недовольство или какие-то вопросы и недоумения по поводу тех или иных явлений в церкви, которые чада ее считают неправильными или ошибочными, можно и нужно об этом говорить, можно и нужно это обсуждать, но для этого необходимо пребывать в ограде церковной".

Епископ Гавриил прекрасно знал не о "каком-то недовольстве" в рядах священников, а о том, что большинство было против поспешного объединения. И он знает, что мнение этих пастырей игнорировалось, а тех, кто выражал несогласие слишком громко, просто лишили места.

Синод Лавра переступил через несогласных и исправно выполнил поручение Путина. Сегодня Московская Патриархия относится к Сино-ду РПЦЗ точно так же, как Синод РПЦЗ отнесся к своим рядовым священникам. Он их игнорирует, как провинциальных олухов. Епископы РПЦЗ стали новыми свадебными генералами, которыми путинская власть украшает свои гулянья. Теперь батюшка в рясе такая же непреложная составная официальных российских мероприятий, как водка и блины с икрой. И дело этих батюшек не менять политику изнутри, а следовать указаниям сверху, при этом не забывая похваливать новое начальство.

И Гавриил исправно выполняет это требование.

"...то, что президент России сумел сделать за восемь лет, превысило все наши ожидания, – говорит он. – Но главное, в данном слу-чае, это вопрос церковный. Если взять все государства земного шара, то где бы вы еще видели, чтобы президент пришел на церемонию подписания церковного документа, принял бы участие в церковном торжестве, да и с самого начала всячески поддерживал этот про-цесс..."

"Судя по всему, во многом благодаря Путину все произошло..." – помог епископу журналист.

"Конечно, – подхватил епископ. – И я уверен в искренности его намерений!"

Проблема Гавриила в том, что он ездит в Россию в качестве почетного гостя и в основном по местам, где все сияет от государственного достатка. В этом его впечатления от России ничем не отличаются от впечатлений американских коммунистов, которых в сталинские времена возили в Артек, чтобы показать райские условия жизни простых советских детей. Им не показывали умирающую от голода Украину и Поволжье, им не показывали концлагеря. А если что-то непрезентабельное и попадалось им на глаза, то щедрость кремлевских боссов заставляла их смотреть на правду сквозь пальцы. Как это было в случае с пулитцеровским лауреатом, корреспондентом "Нью-Йорк таймс" Уолтером Дюранте.

Чтобы увидеть путинскую Россию, Гавриилу надо перестать быть почетным гостем. И даже сидя в Нью-Йорке, он мог бы ознакомиться с докладом "Путин. Итоги", опубликованным на интернетовском сайте Грани.ру. Новая информация могла бы наполнить более точным смыслом его высказывание о том, что президент России сумел сделать за восемь лет. Епископ бы ахнул, узнав, какие миллиарды наворовала путинская команда, до какого состояния докатился российский народ, живущий за пределами Златоглавой. О какой степени воцерковления можно говорить в стране, которая держит первое место в мире по взяточничеству!

Гавриил строит свое отношение к Путину на другом. На том, что президент пришел на подписание важного церковного документа. Действительно, пришел. Пришел как хозяин, чтобы проверить исполнение собственного распоряжения.

Распоряжение выполнено на славу. РПЦЗ расколота. Синод потерял десятки приходов по всему миру и два монастыря.

Епископ Гавриил задает вопрос журналисту и одновременно своим критикам: разве я говорил ересь?

Вероятно, высказанное им отношение к Путину нельзя квалифицировать как ересь с церковной точки зрения. Эти высказывания можно квалифицировать иначе – как удручающую демонстрацию покорности и подчиненности светской власти, которая цинично использует церковь в качестве прикрытия для тех, кто ворует, и в качестве дармового утешения для обворованных, у которых не осталось ничего, кроме на-дежды на лучшую загробную жизнь.

Вадим Ярмолинец, 17 марта 2008 г.

Фото с сайта: catacomb.org


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования