Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"NEW KOSOVA REPORT": Религиозная политика в Косово. Если нынешние тенденции возобладают, православное христианство будет выступать как проводник сербского национализма


Уважаемые международные медиа продолжают убеждать нас снова и снова, что Косово - сердце сербского духовного наследия, место расположения средневековых сербских монастырей. Хотя это довольно поздний по времени появления лозунг, возникший в XIXвеке параллельно с появлением сербского национализма и показывающий, как храмы такой универсалистской религии, как христианство,становятся знаковыми символами национализма. По сути, Сербская Православная Церковь играет в Косово ту же самую роль, что ей предназначил в свое время бывший коммунистический лидер и мясник Балкан Слободан Милошевич, зажегший пламя Балканских войн 90-х. Это был, пожалуй, наихудший сценарий смешивания религии и политики.

Сербы, однако, отнюдь не одиноки в политизации религиозного фактора в Косово. Вызвавшее противоречивые отзывы строительство кафедрального католического собора по-прежнему продолжается в Приштине. Этот проект с самого начала пользовался поддержкой последнего президента Косова Ибрагима Руговы, чей кабинет украшала фотография, на которой он был снят вместе с Папой Римским. Католицизм - религия менее, чем 10% албанцев Косова, - сейчас играет роль маркетингового инструмента на политическом рынке, призванного показать ориентацию косоваров в сторону Запада, направляемую католицизмом. Этот процесс политического маркетинга католицизма тесно связан с именем нынешнего католического епископа Косова Доде Дьердьи, который называет его "культурным крещением".

Подобного рода политический маркетинг обязательно требует принижения значимости исламского присутствия в Косове. Наблюдая за дискуссиями правоверных на интернет-форумах, можно заметить их неудовлетворенность лидерами мусульманской общины Косова за отсутствие более агрессивной реакции на подобное "культурное крещение". Была, правда, по меньшей мере, одна попытка со стороны политической партии, а именно партии Справедливости, использовать в политических целях недовольство мусульман. Однако следует заметить, что на последних выборах эта партия отнюдь не преуспела в привлечении голосов набожных мусульман.

Пожалуй, одной из основных форм реакции нарелигиозно-политический климат в Косово со стороны многих мусульман стало обращение к формам религиозной практики, предусматривающим отдаленность от культурной, политической и общественной жизни, практики салафизма. Вопреки распространенному мнению, большинство форм салафизма аполитичны. В то же время они представляют собой внешние формы проявления набожности, что вступает в противоречие с попытками политического и культурного истэблишмента Косова загнать подобные проявления мусульманского благочестия вглубь с тем, чтобы не потерять столь необходимую поддержку Запада.

Целью косовского общества сегодня является построение плюралистического, демократического и секулярного нового государства. Поддержка религиозной идентичности как одной из форм идентичности политической в нынешних условиях приведет к тому положению вещей, которое современные французские секуляристы называют балканизацией общества. Если нынешние тенденции возобладают, то тогда православное христианство будет выступать как проводник сербского национализма, своего рода сербский троянский конь в Косово.

Попытки использования католицизма как своего рода европейской "идентификационной карточки" серьезно подрывают ценности секулярного государства, которое как раз и является воплощением той европейской модели, к которой Косово стремится. Кроме того, это представляет серьезную угрозу социальному согласию во вновь созданном государстве. По иронии судьбы именно нынешняя американская администрация, как и ранее президент Клинтон, подчеркивает мусульманскую религиозную принадлежность косоваров в попытках продемонстрировать мировому сообществу, что война на Ближнем Востоке ведется не против ислама.

Развитие салафитских форм мусульманской религиозной практики в Косово негативно скажется как на обществе, так и на интересах мусульманской общины Косова. Таким образом, в интересах каждого - создание правительством Косова климата свободы религиозного самовыражения, исключающего политическое манипулирование религией. Лучше все-таки наблюдать исполнение множества духовных традиций и ритуалов, нежели политическую фрагментацию общества в формах, которые уже не раз в истории Балкан разжигали пламя войны.

Бесник Синани, 3 марта 2008 г.

Перевод с английского "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-21 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования