Кастриот Садику признается, что, как положено доброму мусульманину, он находился возле мечети, когда Косово объявило независимость. Но, как положено доброму косовару, он был не в самой мечети, а потягивал пиво в баре на углу рядышком. "Когда радио с минаретов соседней мечети передавало призыв на послеполуденную молитву, я как раз пил пиво, – рассказывает 25-летний Садику. – Такое во всем мусульманском мире может происходить только здесь, где наша религия не вмешивается в другие аспекты жизни". Многое было сделано для признания статуса Косово как новой мусульманской нации. Но его светское правительство и религиозные лидеры тщательно отмежевывают себя от самого легкого намека на экстремизм. Наш ислам относится к категории "lite", подобно "Coce-lite" или "Marlboro lights" говорит имам одной из пяти мечетей городка Диньиляни на востоке страны Илми Красничи. "Здесь не Багдад и ничего подобного, что происходит, скажем, в Саудовской Аравии, здесь не будет. Невозможно даже предположить, что радикальный ислам окажет какое-либо влияние на этнических мусульман-албанцев". В минувшем октябре Агрон Абдуллаху, 25-летний уроженец Косово, проживающий в США, признал себя виновным в организации снабжения оружием пяти других мусульман, которые якобы планировали нападения на американскую военную базу Форт-Дикс в Нью-Джерси. Никакого нападения на эту базу, используемую, в основном, для обучения резервистов для Ирака, организовано не было. Агим Хусейни, имам-мухтасиб Диньиляни, утверждает, что мусульмане Косово настроены проамерикански и дистанцируются от экстремистской идеологии и действий. "Абдуллаху в этом смысле совершенно нетипичный персонаж, – сказал Хусейни в интервью АР, сидя в кабинете, украшенном глобусом и флагами Турции и Саудовской Аравии – стран, где он изучал ислам. – Люди не склонны к подобным действиям, поскольку знают хорошо, что такое терроризм, ибо пострадали от многих его проявлений". Слово "терроризм" очень эмоционально воспринимается на Балканах, поскольку в ходе столкновений в Косово в 1998-99 гг. между этническими албанцами и силами, лояльными тогдашнему президенту Милошевичу, погибло около 10 тысяч человек. Албанцы постоянно обвиняют сербов в терроризме, на что последние отвечают тем же. Поэтому понятие "терроризм", равно как и прилагательное к нему – "мусульманский", в Косово весьма относительно. Турки-османы импортировали сюда ислам много лет назад, однако это глубоко не проникло в общество. Прежде Косово было христианским, около 7% его этнических албанцев – католики, а в центре столицы, Приштине, возводится огромный кафедральный собор. Бывший президент Ибрагим Ругова был очарован католицизмом, и после его смерти в 2006 году появились слухи о его обращении в эту религию. Хотя конфликт и подпитывал албанских мусульман против сербов-православных, считающих Косово колыбелью их религии и национальной идентичности, это было, прежде всего, сражение за сферы влияния, а не священная война. "Здесь никогда не было христианско-исламского конфликта", – говорит 20-летняя Албулена Хоти, прогуливаясь по Диньиляни под флагами США, Великобритании и Германии. Все эти страны были первыми, признавшими Косово после объявления независимости в минувшее воскресенье 17 февраля. "Мы – мусульмане, но отнюдь не террористы", – вторит ей 18-летняя студентка Линда Кастрати. По мнению Стивена Шварца, исполнительного директора Центра исламского плюрализма в Вашинтоне, Косово может стать моделью религиозного плюрализма в Европе: "Албанцы, хотя и в большинстве являются мусульманами, если в чем-то и фанатичны, так это в своей симпатии к Америке. Албанский ислам – ислам умеренный и может служить преградой для радикализации европейских мусульман, – говорит он – Я не думаю, что можно найти еще одну такую мусульманскую страну, где столь активны христианские миссионеры, причем им никто не мешает". В Косовский конфликт оказались вовлеченными только несколько муджахеддинов-добровольцев из исламского мира, в то время как в Боснийской войне 1992-1995 годов они участвовали тысячами. Есть мнения, что Косово, всегда пользовавшееся прочной поддержкой Вашингтона, возможно, предоставило бы собой для США редкого мусульманского партнера в его усилиях по сдерживанию исламского экстремизма. Но интенсивной американской поддержки Боснии в свое время оказалось мало, чтобы к США прониклись симпатией во всем арабском мире. "Америка не обязательно получит политические дивиденды в мусульманской среде из ситуации в Косово", – считает Шварц. Рядом с соборной мечетью Диньляни – толпа молодых мужчин, среди которых попадаются и бородачи в укороченных брюках. Однако здесь стараются избегать жесткой интерпретации ислама ваххабита Усамы Бен Ладена. "Я горд, что наша демократическая и признанная страна – прежде всего, очень толерантное и секулярное государство, – говорит Фикрет Морина, 31-летний торговец-мусульманин. У мира нет никакого основания бояться нас". 21 февраля 2008 г. © – Перевод "Портала-Credo.Ru" |