Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ASSOCIATED PRESS": Ислам лайт. Новая мусульманская республика - Косово - исповедует умеренную версию ислама


Кастриот Садику признается, что, как положено доброму мусульманину, он находился возле мечети, когда Косово объявило независимость. Но, как положено доброму косовару, он был не в самой мечети, а потягивал пиво в баре на углу рядышком. "Когда радио с минаретов соседней мечети передавало призыв на послеполуденную молитву, я как раз пил пиво, – рассказывает 25-летний Садику. – Такое во всем мусульманском мире может происходить только здесь, где наша религия не вмешивается в другие аспекты жизни". Многое было сделано для признания статуса Косово как новой мусульманской нации. Но его светское правительство и религиозные лидеры тщательно отмежевывают себя от самого легкого намека на экстремизм.

Наш ислам относится к категории "lite", подобно "Coce-lite" или "Marlboro lights" говорит имам одной из пяти мечетей городка Диньиляни на востоке страны Илми Красничи. "Здесь не Багдад и ничего подобного, что происходит, скажем, в Саудовской Аравии, здесь не будет. Невозможно даже предположить, что радикальный ислам окажет какое-либо влияние на этнических мусульман-албанцев".

В минувшем октябре Агрон Абдуллаху, 25-летний уроженец Косово, проживающий в США, признал себя виновным в организации снабжения оружием пяти других мусульман, которые якобы планировали нападения на американскую военную базу Форт-Дикс в Нью-Джерси. Никакого нападения на эту базу, используемую, в основном, для обучения резервистов для Ирака, организовано не было.

Агим Хусейни, имам-мухтасиб Диньиляни, утверждает, что мусульмане Косово настроены проамерикански и дистанцируются от экстремистской идеологии и действий. "Абдуллаху в этом смысле совершенно нетипичный персонаж, – сказал Хусейни в интервью АР, сидя в кабинете, украшенном глобусом и флагами Турции и Саудовской Аравии – стран, где он изучал ислам. – Люди не склонны к подобным действиям, поскольку знают хорошо, что такое терроризм, ибо пострадали от многих его проявлений".

Слово "терроризм" очень эмоционально воспринимается на Балканах, поскольку в ходе столкновений в Косово в 1998-99 гг. между этническими албанцами и силами, лояльными тогдашнему президенту Милошевичу, погибло около 10 тысяч человек.

Албанцы постоянно обвиняют сербов в терроризме, на что последние отвечают тем же. Поэтому понятие "терроризм", равно как и прилагательное к нему – "мусульманский",  в Косово весьма относительно.

Турки-османы импортировали сюда ислам много лет назад, однако это глубоко не проникло в общество. Прежде Косово было христианским, около 7% его этнических албанцев – католики, а в центре столицы, Приштине, возводится огромный кафедральный собор. Бывший президент Ибрагим Ругова был очарован католицизмом, и после его смерти в 2006 году появились слухи о его обращении в эту религию. Хотя конфликт и подпитывал албанских мусульман против сербов-православных, считающих Косово колыбелью их религии и национальной идентичности, это было, прежде всего, сражение за сферы влияния, а не священная война.

"Здесь никогда не было христианско-исламского конфликта", – говорит 20-летняя Албулена Хоти, прогуливаясь по Диньиляни под флагами США, Великобритании и Германии. Все эти страны были первыми, признавшими Косово после объявления независимости в минувшее воскресенье 17 февраля. "Мы – мусульмане, но отнюдь не террористы", – вторит ей 18-летняя студентка Линда Кастрати.

По мнению Стивена Шварца, исполнительного директора Центра исламского плюрализма в Вашинтоне, Косово может стать моделью религиозного плюрализма в Европе: "Албанцы, хотя и в большинстве являются мусульманами, если в чем-то и фанатичны, так это в своей симпатии к Америке. Албанский ислам – ислам умеренный и может служить преградой для радикализации европейских мусульман, – говорит он – Я не думаю, что можно найти еще одну такую мусульманскую страну, где столь активны христианские миссионеры, причем им никто не мешает".

В Косовский конфликт оказались вовлеченными только несколько муджахеддинов-добровольцев из исламского мира, в то время как в Боснийской войне 1992-1995 годов они участвовали тысячами.

Есть мнения, что Косово, всегда пользовавшееся прочной поддержкой Вашингтона, возможно, предоставило бы собой для США редкого мусульманского партнера в его усилиях по сдерживанию исламского экстремизма. Но интенсивной американской поддержки Боснии в свое время оказалось мало, чтобы к США прониклись симпатией во всем арабском мире. "Америка не обязательно получит политические дивиденды в мусульманской среде из ситуации в Косово", – считает Шварц.

Рядом с соборной мечетью Диньляни – толпа молодых мужчин, среди которых попадаются и бородачи в укороченных брюках. Однако здесь стараются избегать жесткой интерпретации ислама ваххабита Усамы Бен Ладена. "Я горд, что наша демократическая и признанная страна – прежде всего, очень толерантное и секулярное государство, – говорит Фикрет Морина, 31-летний торговец-мусульманин. У мира нет никакого основания бояться нас".

21 февраля 2008 г.
© – Перевод "Портала-Credo.Ru"


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования