Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ОССЕРВАТОРЕ РОМАНО": Сегодня диалог между Церквами ставят под угрозу скорее этические вопросы, а не теологические. Интервью с преподобным Самуэлем Кобиа, генеральным секретарем Всемирного Совета Церквей


Диалог? "Чем ближе к вершине, тем более внимательным следует быть, чтобы никто не отстал". Также и потому, что "моральные вопросы, больше, чем классические теологические вопросы, в настоящее время угрожают разделением Церквам и всемирным христианским общинам". И поэтому следует спокойно обсудить это друг с другом, потому что некоторая цель, пусть промежуточная, уже близка. Преподобный Самуэль Кобиа посвятил свою жизнь диалогу. 61-летний пастор-методист, с 2004 года он является секретарем World Council of Churches (Всемирный Совет Церквей ,Wcc), экуменического Совета Церквей, включающего в себя 347 Церквей и религиозных общин. 16-го июня 2005 года он нанес визит Папе Бенедикту XVI, за несколько дней до поездки в Россию, чтобы встретиться с патриархом Алексием II. С начала восьмидесятых годов он активно действует в целях установления диалога и единства, начиная с национального Совета Церквей Кении, страны, где он родился. Сегодня преподобный Кобиа считает, что диалог проходит также через сопоставление этических тем, а не только теологических. Кроме того, вызовы глобализации требуют от Церквей дать убедительные ответы на индивидуализм и на доведенный до крайностей капитализм, с учетом трудностей, возникающих из возрождения националистических и фундаменталистских движений. Задачи трудные, но не воспретительные, потому что у преподобного Кобиа есть две мечты: укрепить отношения с Римом и увидеть лет через тридцать-сорок, как каждого христианина встречают в каждой Церкви с распростертыми объятиями у трапезы Господней.

– Впервые газета Папы интервьюирует секретаря Всемирного Совета Церквей. И это происходит по случаю столетия Недели молитв о единстве христиан. С каким итогом прошел этот период?

– Сто лет назад Неделя молитв о единстве христиан бросила вызов ненависти и враждебности, приведшим так называемые христианские страны к первой мировой войне. Экуменическое сотрудничество и поиск единства между Церквами, несомненно, сыграли роль в преодолении наследия двух мировых войн и в созидании мирных отношений в Европе.

Кто бы мог подумать в начале прошлого века, что спустя всего несколько десятилетий православные, англикане, лютеране, реформаты, методисты, баптисты и Церкви другой традиции будут вместе трудиться во Всемирном Совете Церквей? Конечно, II Ватиканский Собор стал своеобразным водоразделом и открыл двери к знаменательному экуменическому сотрудничеству между римско-католической Церковью и многими членами Всемирного Совета Церквей.

– Говоря об экуменизме, многие подчеркивают то, что еще нас разделяет и трудности, которые предстоит преодолеть. Почему обычно меньше говорят о том, что уже сделано и какие цели достигнуты?

– Искать видимого единства Церкви – это как взбираться на гору. Чем ближе к вершине, тем более крутым и трудным становится путь. Кому-то хочется отдохнуть перед тем, как продолжить путь, другие спешат, потому что считают, что цель близка; но они недооценивают остающуюся дистанцию и риски, которым можно подвергнуться, взбираясь слишком поспешно. Чем ближе мы к вершине, тем больше следует быть внимательными, чтобы все пришли к ней вместе, и никто не отстал или не сорвался вниз.

– В некоторых экуменических кругах, а также среди католиков, есть мнение, что диалог между Римом и Всемирным Советом Церквей является более сложным по сравнению с диалогом с православными Церквами. Если это мнение обосновано, то каковы причины этой большей сложности?

– Всемирный Совет Церквей является ассоциацией, в которую входят 347 Церквей-членов православной традиции, протестантской, а также других традиций. Нелегко сравнивать диалог между римско-католической Церковью и православными Церквами с многосторонним диалогом, который ведет Всемирный Совет Церквей через Комиссию "Вера и Конституция". Люди, на которых Вы ссылаетесь, может быть не знают, что Папский совет по содействию единству христиан в полном объеме принимает участие в работе этой Комиссии. Естественно, как православная Церковь, таки и римско-католическая Церковь подчеркивают центральную роль епископа и апостольского преемства. Не все Церкви-члены Всемирного Совета Церквей согласны с этим. Это остается одним из препятствий на пути к единству Церкви.

– В экуменической области сейчас пытаются пойти в глубину. После диалога о христианской любви теперь во главу угла ставится теологический диалог. Как Вы считаете, могут возникнуть новые трудности?

– Действительно, теологический диалог об учении и практиках Церквей всегда был основополагающим измерением экуменического движения и Всемирного Совета Церквей. Кроме того, Всемирный Совет Церквей всегда рассматривал единство, свидетельство и совместное служение в качестве трех взаимосвязанных измерений жизни и миссии Церкви. Сегодня напряжения возникают не столько вокруг классических теологических вопросов о единстве Церкви, сколько в связи с этическими и нравственными убеждениями. Нравственные вопросы в настоящее время угрожают разделением Церквам и всемирным христианским общинам. Некоторые считают, что на карту поставлена евангельская истина. Они говорят, что следует сделать выбор между единством и истиной. Эта ситуация касается многих Церквей, независимо от их богословской традиции.

– Бенедикту XVI была, в общем, оказана положительная встреча в экуменической области, как опытному и достойному доверия собеседнику в обсуждении имеющихся проблем. Есть какие-то особые ожидания со стороны Всемирного Совета Церквей по отношению к Папе?

– Мы питаем огромное уважение к Его Святейшеству Папе Бенедикту XVI за его экуменическую деятельность. В начале своего понтификата Папа еще раз подтвердил свое полное обязательство в отношении экуменизма и сказал, что путь к видимому единству является необратимым. Это вселило в нас большую уверенность и вдохновение. Мы глубоко благодарны за поддержку, которую он оказывает кардиналу Касперу и Папскому совету по содействию единству христиан.

– Не могли бы Вы в общих чертах охарактеризовать диалог между Римом и Всемирным Советом Церквей? Есть надежды на дальнейшее продвижение вперед?

– Позвольте мне привести пример результатов диалога и сотрудничества между Ватиканом и Всемирным Советом Церквей. Во времена II Ватиканского Собора римско-католическая Церковь не являлась членом ни одного национального или регионального Совета Церквей. Однако в 1971 году, всего лишь семь лет спустя после обнародования декрета об экуменизме Unitatis redintegratio, католическая Церковь вошла в национальные советы Церквей одиннадцати стран. В 2003 году это число увеличилось до семидесяти. Римско-католическая Церковь в настоящее время является членом трех экуменических региональных организаций из семи. Церквам-членам Всемирного Совета Церквей и римско-католической Церкви надлежит принять много общих вызовов в социальном, политическом, культурном и религиозном контекстах и в стремительно меняющейся церковной панораме.

– Какое значение обретает для Всемирного Совета Церквей Неделя молитв о единстве христиан, которая в этом году отмечает свою столетнюю годовщину?

– Неделя молитв о единстве христиан дает возможность каждой конгрегации и поместным Церквам вместе практиковать экуменизм фундаментальным способом. Зачастую нам не удается охватить поместные Церкви своими публикациями и другими средствами коммуникации; в отличие от этого материал для Недели молитв о единстве христиан им доступен. Страница, посвященная Неделе молитв на интернет-сайте Всемирного Совета Церквей является одной из самых посещаемых.

– Каковы инициативы Всемирного Совета Церквей для Недели молитв?

– В прошлое воскресенье в Женеве мы отметили столетнюю годовщину, вместе с местными Церквами и представителями Церквей со всего мира. Мы хотели показать, что Неделя молитв имеет глубокое значение для местного экуменизма и для экуменического сотрудничества во всем мире.

Мы специально запланировали встречу совместной рабочей группы римско-католической Церкви и Всемирного Совета Церквей в Риме во время Недели молитв. В пятницу 25 января я приму участие, вместе с членами группы, в экуменическом богослужении по случаю столетия, которое состоится под предстоятельством Папы Бенедикта XVI в Базилике святого Павла вне стен.

– Всемирный Совет Церквей отмечает в этом году также свое шестидесятилетие. Не могли бы Вы подвести некий итог результатам и трудностям, которые пришлось пережить за эти десятилетия?

– Всемирный Совет Церквей очень вырос за эти 60 лет. В то время, как большая часть Церквей-основательниц находятся в Европе и в Северной Америке, Всемирный Совет Церквей стал поистине всемирной ассоциацией Церквей в 1961году, когда многие Церкви юга присоединились вместе с ней к Международному Миссионерскому Совету. И значительное число восточных православных Церквей из бывших коммунистических государств смогли стать членами Всемирного Совета Церквей во время ассамблеи, состоявшейся в Нью-Дели. Другим важным шагом вперед стало участие экуменических наблюдателей во II Ватиканском Соборе и учреждение Секретариата по единству христиан, преобразованного затем в Папский совет по содействию единству христиан. Были установлены структурные связи между Всемирным Советом Церквей и римско-католической Церковью. Ассамблея в Уппсале в 1968 году обозначила поворот в социальном свидетельстве Всемирного Совета Церквей. Главными вопросами на повестке дня стало обязательство за справедливость и против расизма. В последние двадцать лет глобализация изменила контекст нашей жизни на всех уровнях. Глубокие изменения после падения Берлинской стены оказали влияние на отношения с православными Церквами-членами. Нам пришлось столкнуться с глубоким кризисом в 1997 году, разразившимся до начала ассамблеи в Хараре. Сегодня мы благодарим Бога за то, что этот кризис выявил некоторое наши важные болевые точки. Специальная комиссии об участии православных Церквей во Всемирном Совете Церквей внесла важные изменения в этос и в процессы принятия решения Всемирного Совета Церквей. Я полагаю, что Церкви все больше убеждаются в важности и необходимости экуменической кооперации через Всемирный Совет Церквей.

– Каковы главные задачи и цели Всемирного Совета Церквей на ближайшие месяцы?

– Мы ввели в программу новую цель: сопровождение Церквей в конфликтных ситуациях. Мы готовимся посылать "живые письма", - то есть, делегации из Церквей-членов, которая посетит Церковь, перед которой стоят трудные задачи, - в моей родной стране Кении, а также в Судане. "Живые письма" станут вкладом в Десятилетие преодоления насилия, кульминацией которого станет Международный экуменический конгресс за мир в 2011 году. Целью этого события, проходящего на тему "Слава Богу и мир на земле", является укрепление свидетельства примирения и справедливого мира между Церквами.

Еще одним приоритетом для Церквей- членов Всемирного Совета Церквей является ситуация на Ближнем Востоке и безотлагательная необходимость мира во всем регионе. Через недавно образованный экуменический форум "Израиль-Палестина" мы можем сопровождать Церкви на более глубоком уровне, увеличивая их способность вносить вклад в процессы мира на местах. Многие из наших Церквей-членов и наших экуменических собеседников усилили работу в сфере климатических изменений, осознавая серьезные последствия глобального потепления на многие аспекты жизни.

– Какие территории межрелигиозного конфликта беспокоят Вас в большей степени?

– Мы были свидетелями смертельных конфликтов этнического и межрелигиозного характера, возникших во многих местах за последние годы; их столько, что я даже не могу перечислить их. Одним из позитивных знаков стало письмо, которое подписали недавно 138 религиозных деятелей и ученых мусульман. Это важная инициатива, и Церкви обязаны ответить на нее соответствующим образом.

– Перед лицом современности и вызовов секуляризации согласно некоторым наблюдателям Всемирный Совет Церквей ощущает себя лучше оснащенным, чем католическая Церковь и православные Церкви. Насколько это мнение является обоснованным?

– Так говорили в прошлом. Многие думали, что у Церквей нет иного выбора, как адаптироваться к современному секуляризированному миру. Я больше не верю, что это правда. Мы видели возрождение религии и новые политики идентичности в ответ на глобализацию. Общины во многих уголках мира противостоят сильному индивидуализму и гегемонии либеральных западных ценностей, которая является одной из причин растущего фундаментализма. Однако я отмечаю также возникновение новых ответов на изменяющийся контекст, особенно следи молодежи. Мы все должны приспосабливаться к новым реальностям двадцать первого века, но я надеюсь, что мы сможем сделать это, не будучи слишком релятивистами. Мы должны оставаться прочно укорененными в наших основополагающих христианских ценностях.

– Образ Иисуса Христа стал одним из актуальных также в сфере светской культуры. Существует ли общее понимание Иисуса между христианами, по сравнению со светским и секуляризированным пониманием?

– Папа Бенедикт XVI написал весьма поучительную книгу об Иисусе. Иисус Христос, Сын Марии и Сын Божий, Который един со Отцом и со Духом Святым, является источников и сердцем нашей христианской веры. В то время как подобное утверждение несовместимо с секуляризированным менталитетом, оно является общей почвой для Церквей-членов Всемирного Совета Церквей и для многих других христианских общин. Оно объединяет христиан самого обширного спектра наименований. Клара Любич, основательница Движения Фоколариев, всегда напоминала нам, что распятый и оставленный всеми Христос находится в центре духовности единства. Я рад, что смогу навестить ее в эту субботу.

– Какие результаты были достигнуты в ходе круглого стола в Женеве по случаю Недели молитв о единстве?

– Когда участников круглого стола в начале Недели молитв о единстве христиан в Женеве попросили привести конкретные примеры результата отсутствия единства Церквей, сестра Шенйла Флинн, монахиня-доминиканка, работающая с больными ВИЧ и СПИДом в окрестностях Йоханнесбурга, ответила: "Результатом отсутствия единства в нашем контексте является смерть!". Это утверждение показывает, что единство Церкви – это не только вопрос или представление, которое какой-нибудь теолог или церковный функционер может считать важным. Нет, этот вопрос касается каждого христианина, поскольку это вопрос жизни и смерти. Единство является обязательным условием для достоверности свидетельства Церкви в нашем мире.

– Каковы основы для плодотворного диалога между Церквами? Каким образом культура и экономика влияют на этот диалог?

– Диалог не может игнорировать контекстуальные условия Церквей. Культура и экономика являются важными факторами, влияющими на жизнь христиан и на их взаимное знакомство. В течение долгого времени так называемые "не богословские факторы" не были восприняты достаточно серьезно. Достоверность участников диалога пострадает, если они не будут обсуждать скандал растущей пропасти между богатыми и бедными, или господство потребительской культуры, которая идет вровень с расширением глобальной экономики. Достоверность является предпосылкой для доверия и взаимной близости, необходимой для плодотворного диалога.

– 347 Церквей и религиозных общин составляют Всемирный Совет Церквей. Которые из них вносят новый вклад или новые обязательства для организации?

– Принадлежность ко Всемирному Совету Церквей была неоднократно определена как желание Церквей-членов быть "вместе на пути" к видимому единству и совместному свидетельству. Таким образом, каждая из Церквей-членов подготовлена к тому, чтобы вносить вклад, помогающий всем нам признавать наше единство во Христе.

– Как Вы лично видите будущее отношений с Римом и экуменического движения в целом?

– Мое видение экуменического движения заключается в том, что к середине двадцать первого века мы достигнем такого уровня единства, что христиане повсюду, независимо от их конфессиональной принадлежности, смогут молиться и поклоняться вместе, и чувствовать себя дома в каждой Церкви, приходя туда на трапезу Господню; и что через этот пример Церковь сможет помочь человечеству преодолеть всякое разделение, а народам мира удастся жить вместе в мире и согласии, независимо от их культуры и идентичности. Поэтому я убежден, что отношения между Всемирным Советом Церквей и Римом будут все более крепкими и глубокими в будущие годы. Я лично обязуюсь привести эти отношения к самым высоким вершинам.

"L'OSSERVATORE ROMANO", 25 gennaio 2008

перевод "AGNUZ", 25 января 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-18 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования