Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ГАЗЕТА": Изучение богословия под портретом Брежнева. Ретроспектива фотографа Юрия Рыбчинского открылась в Манеже


Выставка черно-белых снимков Юрия Рыбчинского открылась в Центральном выставочном зале "Манеж". Она организована стараниями Московского дома фотографии и в пригласительном билете именуется ретроспективой. Надпись при входе конкретизирует содержание экспозиции: в рамках цикла "Классики российской фотографии" автор показывает работы 1970-1990-х годов.

В дальнем конце зала, в обособленном пространстве демонстрируется передача о Рыбчинском, вышедшая в эфир в декабре 1999 года. Это последняя программа в телецикле "Про-Фото", автор и ведущий которого актер Евгений Дворжецкий через несколько дней после съемок погиб в автомобильной катастрофе. А неподалеку экспонируются крупноформатные снимки, запечатлевшие в 1986 году выходящий из ялтинского порта пассажирский пароход "Адмирал Нахимов" - летом того же года он затонул в результате столкновения с сухогрузом "Петр Васев". Это, впрочем, вовсе не означает, что присутствие человека с фотокамерой по имени Юрий Рыбчинский гибельно для окружения. Просто автор нынешней выставки чрезвычайно подвижен и оттого нередко оказывается в исключительных ситуациях и обстоятельствах, не забывая при этом нажать кнопку затвора.

Фотографии развешаны циклами, что, впрочем, не означает жесткой хронологии показа. Кажется, автор уже потом, разбирая отснятый материал, раскладывает карточки по сюжетам и темам. Во всяком случае, в подборку "В сторону от магистрали" попали фото 1977-1985 годов: винный отдел магазина в столичном районе Новогиреево и металлургический комбинат в Днепродзержинске, дощатый уличный ларек где-то в Белгородской области и будни полустанка в окрестностях Старого Оскола. Снимок "Береза. Митино" - чахлый ствол над водоемом с заросшими берегами, с прибитыми прямо к стволу ступенями для ныряльщиков, каждое лето испытывающих дерево на прочность. Рыбчинский мастерски вылавливает в провинциальной российской повседневности абсурдность деталей и положений, он внимателен к мелочам, рассказывающим о последних десятилетиях советской эпохи пронзительно и даже жестоко. Для серии "Городок" фотографу "позировали" Кашин и Переславль-Залесский. Его герои - участник праздничной демонстрации на Большой Лубянке с бутафорской гвоздикой в руках, девушки из Кириллова, обитатели дома престарелых в Великом Устюге… Снимок "У монумента" из цикла "Улица" - ветеран на фоне некогда мозаичного, теперь облупившегося образчика монументальной пропаганды с добровольно марширующей вдалеке маленькой девочкой. Серия "Вытрезвитель в Череповце" создана Рыбчинским в год Олимпиады-80; если бы изображения пациентов здесь не были сгруппированы отдельно от фотопортретов обслуги, провести грань между ними было бы затруднительно. Серия "Исправительная колония", снятая в Икше: суровые женщины в форме тренируются стрелять по мишеням, начальник колонии полковник Шевченко кокетливо держит двумя пальцами колючую проволоку. Остальные фотографии посвящены колонистам: в технике светописи увековечены их занятия физкультурой, стрижка, даже урок астрономии и репетиция хора.

Первый же снимок из серии "Церковь" также выдает парадоксальность не столько взгляда автора, сколько самих ситуаций, возникающих на его пути. Кадр "В библиотеке Московской духовной школы. Загорск (Сергиев Посад)" (1984): воспитанники в рясах знакомятся с духовной литературой под портретами генсека Брежнева и его соратников по Политбюро ЦК КПСС. Можно сказать, это мостик к следующему фотоциклу "Изначальный соц-арт": Рыбчинский много и со смаком фотографировал всевозможную советскую наглядную агитацию вроде плаката "Наша Родина - это цветущий сад!" на кирпичной стене загса в городе Губкине (1985) или оформления витрины парикмахерской в городе Богородске (1978). Мать держит младенца на руках, приговаривая: "Когда тебе будет семь лет, кончится договор страхования, и мы получим 500 рублей!" - этот плакат, призывавший к страхованию жизни, встретился Рыбчинскому в Казахстане. Разумеется, нашлось на выставке место и многочисленным монументальным изображениям "нашего дорогого Леонида Ильича" в советском провинциальном пейзаже.

Сергей Сафонов, 24 января 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования