Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"UUSI KOTIMAA": Россия – страна рабов? О проблеме "русского рабства" глазами христиан


Тотальная поддержка россиянами авторитарного режима Путина, по мнению многих (особо зарубежных) наблюдателей говорит о "генетической" предрасположенности русских к холопству и раболепию перед властями. Но так ли это?

Во времена советских гонений на Церковь, среди православных была в ходу поговорка: "С Богом и в тюрьме  — свобода, а без Бога, и на свободе – тюрьма". Эта рожденная в недрах народного сознания фраза свидетельствует о том, что русские люди всегда ценили гораздо больше свободу внутреннюю, духовную, чем внешнюю – политическую, экономическую, социальную и т.п. Сейчас, когда для подкрепления тезиса о "России – тысячелетней рабе", стало модно приводить итоги опросов общественного мнения и выборов в Госдуму, свидетельствующих о колоссальной популярности нынешнего далеко не либерального режима, хочется обратить внимание на один момент. А именно, на несоотносимость двух разных явлений — свободы во Христе, и свободы (или рабстве) у кесаря.

Давайте посмотрим на проблему "русского рабства" глазами христиан. Мы увидим для себя много интересного, если будем, конечно, свободны от предвзятости. Ни в одну даже самую темную эпоху в русском народе не иссякало стремление к свободе и духовному раскрепощению. Достаточно вспомнить нестяжателелей 16 века, противопоставивших свободу духа крепостнической философии иосифлян. И это не только "интеллигенция", к которой можно смело отнести таких "продвинутых" нестяжателей как св.Максим Грек (проведший четверть века в узах за свои убеждения) или широко образованный Вассиан Патрикеев.

В самой гуще нашего народа всегда параллельно тяжело-казенному православию жила "альтернативная" живая вера – юродивые, блаженные, многочисленные антиэтатистские секты, в т.ч. бегуны, хлысты, странники и т.д. Тип странника, как отмечал еще Бердяев вообще характерен для русской души. В эпоху социализма параллельно официальной РПЦ вступившей в союз с безбожным режимом, действовали "катакомбные" Церкви, которые приняли на себя всю тяжесть атеистических преследований, но не "прогнулись" под безбожников.. Наконец вспомним о православных диссидентах, об о.Александре Мене. Сейчас их идеи продолжает целая плеяда видных православных публицистов – игумен Петр Мещеринов, о.Александр Шрамко (Беларусь), игумен Вениамин Новик и многие другие.

Традиции свободы на Руси никогда не умирали. Просто у нас есть два типа святости – внешнее формально-православное, обрядоверческое, раболепствующее перед кесарем, и внутреннее – духовное. Именно последнее раскрывает в полной мере в человеке образ не раба или холопа, но образ Божий, свободный уже по определению. Именно "неформальное" христианство, а вовсе не господствующее (обер-прокурорское или сергианское, т.е. прогнувшееся под кесаря) православие укоренено в недрах русского духа. Достаточно вспомнить пензенских "сидельцев", ушедших под землю в знак протеста против обмирщения, коммерциализации и духовного обнищания современной Русской Православной Церкви. Несмотря на неблагоприятные геополитические, культурные и т.п. обстоятельства, связанные с объективной необходимостью иметь в России сильное государство, чтобы организовывать оказавшиеся под ее властью необъятные просторы,  — "подводная река" духовной свободы на Руси не иссякала никогда.

А как же итоги выборов и тотальная поддержка нынешнего авторитарного режима среди россиян – спросит читатель? Очевидно, что в русском народе равно присутствует и тяга к рабству, и тяга к свободе. То, что русские сейчас отказались от политической и экономической свободы в пользу коррумпированного чиновничества говорит лишь о том, что ценности материального порядка отнюдь не являются главной чертой русского характера. Для того, чтобы быть свободным, русскому человеку совершенно не обязательно обзаводиться независимым от президента парламентом, правозащитными структурами, свободными СМИ, полноправным бизнесом и прочими атрибутами западного демократического общества. У нас веками человек и тираническое государство  — от монархии до коммунистов, жили как бы в двух мирах. Мы сделаем все что скажете – отработаем барщину, проголосуем за кого надо, будем ругать по команде "проклятый Запад". На словах. А на деле — палец о палец не ударим, не то, чтобы разбиваться в лепешку для барина. Вы нас не трогаете, не напрягаете чрезмерно, а мы в ответ не лезем во власть, не качаем права и ведем себя вообще как безропотное стадо. Таким отродясь, был и будет стиль мышления большинства россиян. На этом "пофигистском" базисе и основан вековечный негласный договор между русским народом и его правителями. В этом незыблемый фундамент русской псевдо-свободы. Которой еще только предстоит дорасти до подлинного понимания своих прав и свобод, понимания необходимости брать ответственность за свои поступки, а не перекладывать все на барина, начальника, Путина.

Укоренившийся на Руси эрзац свободы, по — своему рационален и главное опирается на такой важный атрибут русской души как лень-матушка. Даже крепостной всегда знал, как увильнуть от барщины. Также как и советский работяга, прекрасно умел откосить от выполнения стахановских планов навязываемых ему "начальниками". Это так сказать бытовая русская свобода – которой любой, хоть самый изуверский и тоталитарный режим вроде сталинского – нипочем. Это не "генетическое" холопство. Но болезнь национальной души, от которой большинству из нас еще только предстоит исцелиться.

Есть на Руси и другой, подлинно христианский тип свободы, который универсален, и поднимает человека любой национальности до уровня чада Божия. Этот тип мышления всегда был у русских людей, не наружно, но духовно исповедующих Христа. При любом властителе, и причем, именно при тиранах (вроде того же Ивана Грозного) русское православие рождало из своей среды великих ревнителей свободы духа. Примеры — св.Нил Сорский, владыка Артемий, Вассиан Патрикеев. В советское время — Солженицын, целый сонм мучеников за Христа, "катакомбники" и т.д. В мусульманском мире, кстати, наблюдается аналогичная тенденция. Именно в условиях исламского господства христианство смогло достичь там расцвета в противовес нынешней либеральной Европе, где в условиях полной религиозной (законодательно оформленной) свободы – христианские храмы пустеют на глазах. Обилие "либерально" настроенных православных авторов в Интернете (пишущих правда в основном под псевдонимами во избежание неприятностей), кстати, также очевидное свидетельство, что духовная свобода по-прежнему одна из главных святынь для многих православных россиян.

Результаты выборов и всеобщее народное "одобрямс" Путину, говорят лишь о том, что русские понимают: фальшивый эрзац в виде свободы, под названием "демократия" не сулит им ничего кроме лишних хлопот и неясного будущего. Никто не хочет пустых желудков, безработицы, инфляции, расцвета криминала образца девяностых годов. Поэтому многие, даже "либеральные" православные спокойно голосуют за "Единую Россию", отнюдь не считая себя при это рабами. И они – правы. Христианское понятие свободы гораздо глубже и совершеннее узко-политического. Нужно учитывать, что в любом обществе  — будь то диктатура или демократия, подлинно свободных людей т.е. – христиан (не по названию только) – всегда меньшинство. Человек, не живущий по заповедям Божиим, всегда раб греха. Для христианина – политика, экономика и прочее, это лишь наносное. Вот что пишет Иустин Мученик в своем послании Диогнету: "Христиане не различаются от прочих людей ни страною, ни языком, ни житейскими обычаями… Только их учение не есть плод мысли или изобретение людей, ищущих новизны: они не привержены к какому-либо учению человеческому как другие… Они представляют уникальный и поистине невероятный образ жизни. Живут они в своем отечестве, но как пришельцы; имеют участие во всем, как граждане, и все терпят, как чужестранцы. Для них всякая чужая страна есть отечество, и всякое отечество — чужая страна. Они вступают в брак, как и все, рождают детей, только не бросают их. Они имеют трапезу общую, но не простую. Они во плоти, но живут не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане. Душа распространена по всем членам тела, и христиане по всем городам мира. Душа, хотя обитает в теле, но не телесна, и христиане живут в мире, но суть не от мира". Действительно, как говорит апостол: "Что разлучит меня с Христом – тюрьма, голод, лишения?" И сам отвечает – "ничто" не может разлучить.

Сергей Путилов, январь 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования