Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"ИСЛАМ.РУ": Лечение и врачевание. Душевный покой как фактор выздоровления


"Сила врача – в его сердце, работа его должна руководиться Богом, освещаться естественным светом и опытностью, величайшая основа лекарства – любовь…" (Парацельс).

Человек – это, по сути, единство тела, психики и души. По крайней мере, таковы представления современных исследователей в области медицины и парамедицинских наук. Человек, представляющий собой единство всех этих факторов во взаимодействии с экологическим окружением, пока еще интегрально не вписывается в массовое сознание населения, также как и той ее части, которая непосредственно занимается охраной его здоровья.

Между тем существует немало научных фактов о влиянии психического и душевного состояния на развитие таких страшных заболеваний как ИБС и инфаркты, ДЭП и инсульты, язвенная болезнь, сахарный диабет, да и даже в возникновении травматических повреждений и инфекционных заболеваний принимает участие психика и душа, а уж тем более важно их присутствие в процессе выздоровления. Достаточно обоснованным является мнение, что верующие люди и болеют меньше, да и выздоравливают гораздо быстрее.

Если следовать медицинским традициям, то возможно выделение определенных заболеваний, свойственных конкретной исторической эпохе. Так, в Средние века свирепствовали чума и проказа, в эпоху Ренессанса вспыхнул сифилис, при барокко в простонародье распространились сыпной тиф и цинга, а среди аристократии – ипохондрия и подагра, для периода романтизма был характерен туберкулез, а XX-й век породил неврозы, в том числе связанные с новыми неизлечимыми болезнями - СПИДом и рядом вирусных гепатитов.

Многие ученые отмечают, что в настоящее время человечество живет в эре чрезвычайных психоэмоциональных перегрузок. Можно даже сказать, что наблюдается эпидемия неврозов, неврозоподобных состояний, психосоматических расстройств и заболеваний.

Можно привести данные обширных медицинских исследованиях, в которых обосновываются такие факты, как развитие инфарктов на почве нервного стресса – ведь психоэмоциональная составляющая подобного состояния является в большинстве случаев ведущей. То же самое правомочно и для инсультов, несколько в меньшей степени для язв и астмы, и других заболеваний.

В принципе – в любой области медицины можно столкнуться с заболеваниями, которые возникли и стали прогрессировать исключительно на фоне нарушенных внутренних связей между телом, психикой и душой. И если при комплексном подходе удавалось вылечить душу, то болезнь исчезала сама собой.

Вышесказанное делает актуальным подход к лечению не в однобокой лекарственной терапии и оперативном хирургическом вмешательстве, а именно во врачевании, когда возможно излечение всего в комплексе. При врачевании пациент становится не только сторонним наблюдателем в борьбе врача и болезни, а активным участником в деле своего выздоровления.

Всем также следует озаботиться таким вопросом – тело лечит врач (не суть принципиально, какой специальности), психику – психотерапевт или психиатр, а вот кто позаботиться о душе? Ведь нельзя сказать, что человек будет здоров, если хотябы какая-то часть из этого страдает.

Если следовать традициям Христианства, то душой вроде как должен заниматься священник, так ли это, наверно, стоит спросить самих христиан. Многие из врачей, сами недавно пришедшие в Христианство, усердно ратуют за открытие в каждой больнице молитвенных комнат, что достаточно часто действительно делается.

Я ни разу не видела, чтобы они были заполнены людьми, иногда, конечно, туда заходят по 1-2 человека, поставят свечку и удалятся. А чаще всего – там отсиживает свои положенные несколько часов священник, а затем уходит, запирая при этом комнату на замок. Так что, если кто не успел в это время помолиться – будет ждать до следующего утра.

В Исламе все гораздо проще. Хотя – это как сказать. Проще, конечно, в том, что если мусульманин соблюдает установления своей религии, то его душе крайне сложно "заболеть".

Ведь ежедневная молитва-намаз является для души благодатной рекой, которая смывает все мелкие прегрешения, если они были совершены между молитвами. А регулярное соблюдение всех остальных предписаний способствует еще большему укреплению души, ее полноценному существованию и развитию.

В любой жизненной ситуации мусульманин в принципе не может быть ограничен в совершении предписаний Всевышнего. Ведь молиться можно не только в храме, но и в любом мало-мальски подходящем месте. Но как это ни странно, зачастую именно больницы создают совершенно невероятные условия для существования в их стенах мусульман.

В больницах множество проблем. Человек, вынужденный пройти курс стационарного лечения, часто получает не облегчение от своих страданий, а наоборот, еще большую психическую нагрузку (вряд ли стоит подробно писать о том, как могут нахамить уборщицы и регистраторы, равнодушно посмотреть врачи и т.д.). Но мусульманам, кроме всего прочего, приходится переносить и невообразимые душевные страдания. Ведь им приходится ограничивать себя в самом основном – а именно, в общении со Всевышним путем своевременного совершения намаза.

Почему-то врачи, которые в большинстве своем все-таки ратуют за душевное врачевание, отказывают мусульманам в выполнении намаза, руководствуясь при этом совершенно непонятными мотивами: молитва в палате или коридоре приведет к тому, что остальные больные будут испытывать дополнительное душевное потрясение, а вот дополнительного помещения, где бы мусульманин мог совершить положенное, не существует. Еще врачи говорят, что совершение ночного и утреннего намазов будет нарушать режим больницы, что питание для всех одинаковое и совершенно нет никакой необходимости в отказе от больничных обедов просто потому, что там содержится мясо, а вот альтернативные блюда из рыбы не предусмотрены меню и т. д. и т. п.

В принципе, на любое требование мусульманина в больнице чаще отвечают отказом. Крайне редко пытаются найти выход из сложившейся ситуации и помочь больному восстановить не только свое физическое здоровье, но и душевное равновесие. А ведь именно последнее так важно для выздоровления.

Немного отдельно хотелось бы сказать и о посещениях больниц церковнослужителями. Чаще всего интересы мусульман, атеистов и прочих просто не принимаются во внимание, игнорируются. Проводится полное освящение помещений и всех, кто там находится, в добровольно-принудительном порядке, а еще хуже, когда в такие "акции" попадают дети, госпитализированные без родителей, их вполне могут попытаться "обратить" в истинную веру.

Если мы посмотрим на западную медицину, то обнаружим там более лояльное отношение к мусульманам, чем в России. Это связано в первую очередь с тем, что, кроме имеющихся мусульманских клиник, обычные пытаются озаботиться проблемами национальных, религиозных и других меньшинств. К примеру, в таких больницах совершение намаза чаще не ограничивают рамками режима учреждения, а пытаются найти соответствующее помещение, в питании предусмотрено наличие дополнительных рыбных или вегетарианских блюд, женщинам вполне считается допустимым ходить в платке и т. д.

В связи с возникающими проблемами нам следует, прежде всего, смотреть на нормативную юридическую документацию. А, согласно ей, оказывается, что выполнению религиозных обязанностей (в частности намаза) мешать не имеют никакого права, в том числе и медицинский персонал; что альтернативные блюда должны присутствовать в меню; что даже посещение больницы священнослужителями (если это, конечно, не персональный вызов к конкретному больному) должно быть разрешено всеми больными, а не происходить вопреки их воле; и уж тем более никакой религиозной "обработки" детей при отсутствии их родителей происходить не должно.

Истинное врачевание должно предусматривать так называемый душевный покой, а как его достичь в современных больницах – об этом, наверное, должны думать не только пациенты, а и государственные деятели, богословы?!

Будьте здоровы!

Фатима Манзур, врач

11 января 2008 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования