Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"BAZNICA": Протестанты в России. Специфической чертой религиозной жизни современного российского общества является широкое распространение протестантских организаций


Анализируя современных тенденции, характеризующие религиозную сферу жизни российского общества, можно отметить, что одной из специфических ее черт является широкое распространение за последние 13 лет протестантских религиозных объединений в современном российском пространстве. Под "широким распространением", понимается прежде всего довольно значительное конфессиональное разнообразие действующих объединений, а также динамика их роста.

Известно, что к началу 1990 года на территории бывшего Советского Союза (в том числе и в России) было официально зарегистрировано лишь 8 протестантских конфессий. К настоящему же времени их число в России значительно возросло - из 39-ти различных официально зарегистрированных наименований христианских конфессий, 26 составляют протестантские. Достаточно велико и количество объединений протестантов (поместных церквей, образовательных учреждений и проч.). Так, к началу 2002 года было зарегистрировано около 4650 объединений. Для того, чтобы представить, много это или мало для протестантов, например, к началу 1997 года это число составило 2500.

Важно отметить, что анализ современного российского протестантизма позволяет прежде всего говорить о его широком конфессиональном разнообразии, нежели о глубоком проникновении протестантской религии в российский социум. Так, исследования показывают, что при том, что уровень религиозной самоидентификации россиян в среднем высок и составляет около 50%, доля протестантских верующих в нем остается на протяжении всех последних лет незначительной – по данным различных опросов варьируется между отметками в 2% и 6%. С другой стороны, исследования непосредственно протестантской среды позволяют получить данные о количестве верующих, постоянно посещающих церкви (являющихся членами протестантских церквей). Эти расчеты показывают, что в среднем по России протестантские верующие составляют 0,6-1,5% населения, причем этот показатель в течение последних нескольких лет практически не меняется. Приведенные данные являются также и отражением характерных явлений, наполняющих жизнь протестантской среды сегодня. Во-первых, в протестантской среде происходит характерное для всего религиозного российского пространства дистанцирование больших групп верующих от своей церкви как "учреждения", т.е. явление "внецерковной религиозности" обнаруживается сегодня и у протестантов, что было совершенно не характерно для них в России в начале и середине 90- годов. Во-вторых, протестантские церкви черпают ресурсы для пополнения своих церквей прихожанами из довольно узкой (в численном отношении) страты общества, людей, принимающих западную модель религиозности, определенные культурные образцы. Этим отчасти можно объяснить тот факт, что на протяжении длительного времени доля протестантских верующих в обществе остается незначительной и практически не меняется. Можно высказать предположение, что, эта тенденция будет сохраняться в течение определенного времени и в будущем. Возникает вопрос: а возможно ли вообще протестантам на территории России преодолеть некий "барьер" (или рубеж) по количеству верующих? Если существует этот "барьер", то каков он? Ведь за последние 13 лет активного развития, при наличии благоприятных условий для роста протестанты так и не достигли такого уровня, который мог бы быть надежно определен при массовых опросах населения. В связи с вышесказанным можно также говорить и о том, что отсутствует реальная почва для конкуренции между православной, католической и протестантской церквями в православно ориентированном культурном российском пространстве.

В среде протестантских объединений, действующих в настоящее время на территории России, можно выделить 5 наиболее многочисленные (по количеству последователей и религиозных образований) конфессии – это евангельские христиане-баптисты (ЕХБ), христиане веры евангельской – пятидесятники (ХВЕ), харизматы, адвентисты седьмого дня (АСД), евангельские христиане (ЕХ).

Наиболее динамично развиваются сегодня харизматические церкви и церкви евангельских христиан. То есть наиболее интенсивно растут по численности и по количеству объединений те конфессии, которые характеризуются большим демократизмом своего внутрицерковного устройства, являющиеся наименее консервативными. Наиболее крупной конфессией среди протестантов являются баптисты (ЕХБ). Отчасти это обусловлено историей церкви ЕХБ в России, а также и тем, что это одна из наиболее четко, организационно выстроенных организаций со своей инфраструктурой и финансовыми источниками. Интересно, что "Евангельские христиане" - это конфессия, образовавшаяся в России в середине 90-х годов в основном из церквей, вышедших из подчинения Союза ЕХБ.

Для формирования представления о социальном портрете современного протестантского сообщества, представляется интересным описание некоторых, наиболее показательных его черт.

Немногим более половины лидеров протестантских церквей (55,3%) – это мужчины моложе 46-ти лет. В основном это пасторы, получившие богословское образование в семинариях, богословских институтах или школах. Около 40% из них имеют высшее образование. Больше всего пасторов до 46 лет в харизматических церквях – 97%, церквях ЕХ – 95% и ХВЕ – 74%. Пожилых пасторов старше 60-ти лет в протестантских церквях в среднем около 23%. Больше всего пасторов пожилого возраста в церквях ЕХБ – более 30%.

Для большей части пасторов (в среднем - 63%) служение в церкви является основным местом работы, остальные совмещают служение в церкви с другим местом работы. Интересно, что и здесь данные фиксируют большую состоятельность церквей ЕХ и харизматов по сравнению с другими конфессиями, когда соответственно 90% и 89% пасторов имеют возможность работать только в своей церкви, получая от церкви, вероятно, достаточную для подобного решения заработную плату. Меньше всего пасторов, назвавших церковь основным и единственным местом работы в церквях ЕХБ (48%).

Исследования позволили сделать оценки средней численности протестантской общины – это 90 человек, причем численность городских общин превышает сельские более, чем в 3 раза. Существует вариация данного показателя и по конфессиональному признаку. Так, наиболее многочисленными являются общины харизматических церквей, насчитывающие в среднем 200 человек, церквей АСД – 120 человек и церквей ХВЕ – 110 человек. Интересно отметить, что за последние годы показатель средней численности протестантской общины несколько снизился (за исключением харизматических церквей, церквей ЕХ). Так, в 1998 году средняя численность городской протестантской церкви составляла 136 человек, но к 2002 году этот показатель снизился до 114 человек. Причем этот показатель мог бы быть и еще меньше, снижение его приостановил рост харизматических церквей.

Анализ распределения протестантских верующих по социальным группам показывает, что по этому признаку существенных изменений за последние годы не произошло – по-прежнему доля пенсионеров является наибольшей и составляет 40%, хотя и снизилась на 4%. Доля рабочих немного снизилась до 29,4% (было – 32%), доля служащих немного возросла до 11% (было – 9%), количество учащихся в среднем снизилось до 11% (было 13%). В то же время следует отметить, что характер распределения членов церквей по социальному составу существенно отличается друг от друга в разных протестантских конфессиях. Так, состав харизматических церквей характеризуется наименьшим количеством пенсионеров (15%) и максимальным количеством служащих (30%) и учащихся (19%). Больше всего пенсионеров в церквях ЕХБ (49%) и АСД (43%), а верующих, принадлежащих к социальной группе "рабочие" больше всего в церквях ЕХ (48%).

Характеризуя возрастные отличия протестантских верующих, следует отметить сохраняющуюся тенденцию к "омоложению": каждый четвертый протестант– это человек моложе 30-ти лет, причем этот показатель почти в два раза выше аналогичных показателей, характеризующих православных верующих. Одну треть составляют люди от 31-го до 55-ти лет. В целом, можно сказать, что на протяжении последних нескольких лет существенной динамики в соотношении возрастных групп не наблюдается. Те пропорции, которые сложились в конце 90-х годов, сохраняются в целом и сегодня. Однако внутри отдельных конфессий определенная динамика все же присутствует. Так, в харизматических церквях и церквях ЕХ доля молодых людей до 30 лет увеличилась и составляет на сегодняшний день соответственно 41% и 46%.

Соотношение мужчин и женщин среди протестантов отражает общую для всего религиозного пространства России тенденцию - женщин среди верующих значительно больше, чем мужчин. В протестантской среде это соотношение имеет следующий вид - 70% и 30% соответственно. При этом возглавляют церкви или занимают ключевые посты в церкви практически только мужчины - 99,8%. Интересно то, что опросы верующих в протестантских церквях показывают, что верующие (в основном женщины, в силу существующего соотношения мужчин и женщин) в основном отрицательно высказываются относительно того, чтобы женщины возглавляли церковь в качестве пасторов (92%), в качестве старейшин (90%), учили мужчин (86%), проповедовали в церкви (80%). Большинство рядовых членов протестантских церквей считают необходимым, чтобы замужние женщины находились в церкви с покрытой головой (63%).

Количество верующих, имеющих полную христианскую семью и посещающих одну и ту же церковь значительно снизилась и составляет 12% (в 1996 году – 25%). Наибольшее количество супружеских пар в церквях евангельских христиан, меньше всего у харизматов и пятидесятников.

Доля безработных среди протестантов в среднем ниже, чем по стране. Например, тогда как к концу 1999 года ее уровень по стране в целом составил 12,4%, среди протестантов безработных было 8,3%.

За последние 6-7 лет изменилась полярность мнений, высказываемых рядовыми членами церкви и лидерами церквей. В середине 90-х годов именно для пасторов церквей, в основном церквей ЕХБ, был характерен консерватизм мышления и стремление закрыться (или уберечься) от влияния, которое активно оказывает на церковь общество, внешняя среда. Последние опросы протестантских верующих показывают, что по целому ряду вопросов, связанных с отношением церкви и современного общества, протестанты занимают позицию, направленную на интеграцию с обществом и РПЦ. Однако следует отметить тенденцию к выражению более консервативных взглядов рядовыми верующими по сравнению с лидерами церквей и молодежью.

И.Каргина
(по результатам социологических исследований)

27 декабря 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования