Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА": Пайки философии. Вдогонку экспозиции "Верю!" дуэт Игоря Макаревича и Елены Елагиной представил в галерее XL выставку "Русская идея"


Вдогонку (хотя и с опозданием) масштабной экспозиции "Верю!", которой сводная команда современных художников в арт-центре "Винзавод" открывала год, артистический дуэт Игоря Макаревича и Елены Елагиной представил в галерее XL выставку "Русская идея". Она лаконична и доходчива.

Действительно, проект четы художников-концептуалистов Макаревича и Елагиной выглядит как эпилог или резюме, которые так и не сумели сочинить устроители амбициозной экспозиции "Верю!". И это притом, что главный куратор-заводила Олег Кулик зазвал тогда на ее обсуждение предостаточно и философов, и духовных лиц. Очевидно, что "русская идея" имеет прямое отношение к вере. И хотя ею занимались целые поколения отечественных философов, к собственно философии, в том смысле как она понимается в западном мире, она не имеет касательства. "Русская идея" - по сути мудрствование, которым с XIX по начало XX века занималась русская интеллигенция.

Примерно так и выглядит генезис "русской идеи" в инсталляции Макаревича и Елагиной, которая состоит из нескольких взаимосвязанных смысловых и визуальных частей. Первая из них - портретная галерея, а точнее, иконостас из патриархов, отцов и мучеников этой пресловутой идеи. От графа Уварова, первым давшим, хотя и тупую, административную, но внятную ее модель - "православие, самодержавие, народность", Достоевского, первым огласившим "русскую идею", до Соловьева, Бердяева и Розанова, немало написавших по этому поводу. Здесь есть и Федоров, автор теории воскрешения предков с их последующей отправкой в космос (вот и фантастика), и его последователь Циолковский. И, наконец, художники - Фаворский и Шварцман, а под завязку - гуру наших дней Грабовой с его фарсовым переложением Федорова. Всего их числом 12. Вполне понятно, что такое количество неспроста.

Вспомнив облики создателей теорий "всеответственности", "всеспасения", "соборности", "богоизбранности" и т. п., "читаем" инсталляцию дальше. Если в известном фильме братьев Васильевых Чапаев объяснял тактику на картошке, то Макаревич и Елагина истолковывают идею с помощью хлеба насущного. А именно нашего черного, ржаного, который они и режут, и формуют наподобие паек или просфор. Они выложены на полочках у портретов мыслителей. Получается, что речь идет о причастии или причастности к идее. И судя по форме причастия - звезды, вылепленные из мякиша, и горбушки, выдолбленные, как дубовые гробовые колоды (кстати, отсюда и известное выражение "дать дуба", т. е. умереть), - идея сводится либо к замогильному миру, либо к космосу. Что по тому же Федорову вполне увязывается. Выходит, что "русская идея" отнюдь не философия жизни, ей просто нет места на земле.

Это комментируется в двух следующих частях - кучей раскопанной земли в углу галереи и огромной треугольной конструкцией. Последняя походит на пусковую ракетную установку и на каркас "Монумента в честь освоения космоса советским народом", который высится у бывшей ВДНХ. С другой стороны, хоть и за уши (что и делают кураторы), можно притянуть ассоциации с "философским пароходом", который в 1922 году вывез из страны оставшихся носителей "русской идеи". И тогда получается, что треугольная железяка - обломок того самого парохода.

Улетела ли идея или уплыла - не суть важно. О ней осталось книжное знание. О чем толкует последняя часть инсталляции: книжный шкаф, плотно набитый кирпичиками черняшки. Да еще отлитые в бронзе буханка и звезда-просфора. Надо понимать, это памятники энтузиастам и мученикам идеи. Так или иначе, Макаревич и Елагина не в первый раз пытаются докопаться до "русской идеи". Впрочем, вполне может статься, что суть "русской идеи" заключается как раз в ее постоянном поиске. Потому что когда ее иной раз находят, то, как следует из истории, происходят довольно страшные вещи. Ну, так пусть ее художники и продолжают искать.

Михаил Боде

28 ноября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования