Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ": По-над раздором. Зачем в России появилась новая старообрядческая иерархия?


События, свидетелями которым мы становимся, были запрограммированы еще до Освященного Собора. Когда протоиерей Елисей Елисеев покинул заседание Собора со словами: "Призываю всех православных христиан оставить это, иудейское сборище!", стало окончательно ясно, что сценарий "Русская епархия-2" запущен вновь. Только теперь, кажется, без опоры на Браилу.

Вопросы, которые были поставлены в письмах ревнителей, были серьезными и требовали взвешенного ответа. Многие письма были поданы за день-два до открытия Собора. Зададимся вопросом: можно ли за несколько дней подготовить взвешенное и солидное решение по вопросам экуменизма и никонианства? Я думаю, ответ очевиден: такое решение требует долгой и кропотливой работы по определению контуров и границ того антихристова учения, которое по инерции называют "экуменизмом". Не станем забывать, что никонианское сообщество уже давно занималось межрелигиозным смешением, а митрополит Филарет Дроздов, прославившийся своей ненавистью к Старой вере, был активным проповедником тесных "межцерковных контактов", именно в его время возникло убеждение, что "перегородки не доходят до неба". Впрочем, оставим Филарета в покое. Возможно, перегородки между никонианами и римо-католиками действительно не доходят до неба.

Имеет смысл привлечь внимание к такому моменту: в Церкви (а уже не в никонианстве) возникают то там, то тут различные очаги "никонианизации". Это почти неизбежно, учитывая уровень информационной и культурной экспансии новообрядчества. То митры у нас появятся "рогатые", то пение партесное зазвучит, то иконки бумажные благословляются, то вдруг юноша-старовер оказывается студентом никонианского богословского института, то вдруг никонианское учение о "недоходящих перегородках" кто-то начнет проповедовать. Всяко бывает. Но Собор именно и должен был обозначить основное направление движения – от расхлябанности в вере, от канонического беспорядка к строгой святоотеческой догматике и каноническому порядку.

Произошло ли это? Увы, не в полной мере. Но уже та часть, которая произошла, дает право говорить о благодатном движении. Собор обозначил направление, теперь необходима детальная проработка темы "экуменизма" (с возможным расширением ее), а также сугубо каноническая тема отношения христиан к никонианам, в частности т.н. "этикетные" вопросы. Не секрет, что не владыка Корнилий совсем не первый стал открыто встречаться с никонианскими архиереями. До него это делал митрополит Андриян, а до того – владыки Алимпий и Никодим. То есть проблема "этикета" - это, прежде всего, проблема достойной формы приветствий, а затем и информационная. Как подают эти встречи? И со стороны новообрядцев, и со стороны светских журналистов нередко звучат лживые комментарии и не соответствующие истине "новости" о "скором воссоединении". Но что самое удивительное, им иногда верят наши християне!

Начало положено. Некоторые непредсказуемые действия митрополита Корнилия, во время которых произошли некоторые нарушения канонического порядка, признаны ошибкой. Не законным и правильным действием, а ОШИБКОЙ. Другой вопрос: можно ли считать такие встречи каноническим нарушением? А были ли канонические прещения на митрополита Алимпия, который встречался с никонианским митрополитом Питиримом? Требовали ли анафемы от Митрополита Андриана за поцелуи с владыками никониан и за просьбы "признать нашу иерархию законной"? Гремел ли анафемами и новоявленный глава нового согласия епископ Герман за многократные совместные молитвы с никонианами, за которые по каноническим правилам он должен был быть извержен из сана? О таких анафемах мы не слыхали.

Но взглянем в святоотеческую эпоху. Святителя Василия Великого еретик-император Констанций подвергает гонениям, епархия Каппадокии была поделена на две: Каппадокия Прима и Секунда. Во второй части – владыка-араинин. Император проит Василия помолиться за его сына – и тот молится. В Константинополе святой Григорий был настоятелем храма Анастасис, хотя епископом города был арианин. Долгое время еретики и православные существовали рядом и тесно соприкасались, хотя до смешения в молитве дело, как правило, не доходило. Святой Кирилл Иеросалимский был РУКОПОЛОЖЕН еретиками-арианами, но никаких анафем от него не сохранилось. Он просто признал соборные решения по Арию, Македонию, и Евномию. Анафемы требовались только тогда, когда предстоятель открыто и гласно учил ереси. Ничего подобного в нашем случае не было.

Увы, стремление поборать за истину, защитить каноны применяется подчас избирательно: те, кто недавно помазывал никониан "освященным" маслом от сомнительной иконы св. Парасковеи, становится обличителем тех, кто по долгу службы в качестве наблюдателя присутствовал на некоем "межрелигиозном форуме". Получается нарушение главного правила християнской этики: начни обличение с себя.

По существу же хочется сказать следующее: Освященный Собор Церкви Христовой вынес некие решения, основываясь на которых християне могут строго спрашивать и с себя и со своих духовных руководителей. Обидно, что вместо этого строгого отношения к себе и к другим люди увлекаются построением собственных отдельных алтарей. А ведь именно сейчас так нужна общая работа на укрепление и развитие тех принципиальных догматических решений, которые принял Освященный Собор.

Алексей Муравьев,

"СОВРЕМЕННОЕ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ", 29 ноября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования