Наше Кредо Репортаж Vox populi Форум Сотрудничество Подписка
Сюжеты
Анонсы
Календарь
Библиотека
Портрет
Комментарий дня
Мнение
Мониторинг СМИ
Мысли
Сетевой навигатор
Библиография
English version
Українська версiя



Лента новостей
Мониторинг СМИАрхив публикаций ]
 Распечатать

"НАША ВЕРСИЯ": Далай-лама XIV: "Я не дарил Брежневу кошку"


Лидер буддистов всего мира его святейшество Далай-лама XIV получил высшую награду США - Золотую медаль Конгресса. Тем самым американское правительство отметило многолетние усилия человека, чаще всего называющего себя простым монахом, в вопросе мирного урегулирования кризиса, возникшего после того, как Китай в 1950 году оккупировал Тибет, небольшое независимое государство в Гималаях. Корреспондент "Нашей Версии" побывал на аудиенции, которую дал его святейшество представителям российских средств массовой информации.

- Ваше святейшество, вы не могли бы дать нам краткий обзор последних событий в Тибете?

- Для начала хочу напомнить, что хотя в целом Тибет является буддийским сообществом, но в последние 400 лет его также населяют мусульмане, а в первой половине XX столетия появились первые христиане. Но мы гармонично сосуществуем. Тибет унаследовал от Индии культуру религиозной терпимости, и потому решение тибетского вопроса может также помочь и в деле пропаганды гармонии в отношениях между религиями. Сохранение буддизма и буддийской культуры - это первый аспект тибетского вопроса; второй - особые меры по охране окружающей среды Тибета. В силу того что Тибет расположен на высокогорье, в зоне сухого климата, для сохранения его экологии действительно необходимы совершенно особые меры. Охрана окружающей среды Тибета имеет большое значение ещё и потому, что большинство крупных рек Азии, покрывающих территорию от Пакистана до Китая, берут начало именно в Тибете. Уже сегодня мы становимся свидетелями падения уровня воды в этих реках и их частичного загрязнения. Между тем от этих рек зависит жизнь миллиардов живых существ. Следовательно, охрана окружающей среды Тибета в интересах не только б млн. тибетцев, но и миллиардов разнообразных живых существ.

Третий аспект - отношения между Индией и Китаем, двумя наиболее густонаселёнными странами планеты. Подлинная дружба этих двух стран, основанная на взаимном доверии, имеет жизненно важное значение для мира во всём мире и в регионе. До тех пор, пока ситуация в Тибете остаётся напряжённой, китайское правительство вынуждено дислоцировать в регионе значительные вооружённые формирования. И это автоматически вызывает недоверие со стороны Индии. Поэтому если мы хотим добиться взаимного доверия в отношениях между Индией и Китаем, то здесь подлинный мир в Тибете имеет первостепенное значение.

Это базовая информация по тибетскому вопросу. Теперь о том, как мы собираемся его решать. Прежде всего мы не стремимся к независимости. Мы готовы оставаться в составе КНР, и китайская конституция предусматривает возможности для такой автономии. К сожалению, положения, касающиеся автономии и прав национальных меньшинств, изложенные в конституции КНР и так называемой Белой книге, не выполняются на практике. Вот почему мы говорим, что нам необходима подлинная автономия.

Мы не хотим, чтобы одна сторона выиграла, а другая - проиграла. Мы хотим, чтобы обе стороны остались в выигрыше. Руководствуясь этим подходом, мы стараемся сделать всё от нас зависящее, чтобы выработать наилучшее взаимоприемлемое решение.

С 1979 года мы установили прямые контакты с китайским правительством. В начале 80-х у нас действительно была надежда. Но затем ситуация постепенно становилась всё более напряжённой, что в конечном итоге вылилось в подавление студенческого восстания на площади Тяньаньмынь, и китайское правительство стало придерживаться более жёсткой внутренней политики.

Затем, в 2002 году, мы возобновили прямые контакты с правительством КНР, и за это время провели шесть раундов встреч. До пятого раунда у нас была определённая надежда - мы шли по пути установления доверия в отношениях между нами. На пятой встрече китайские делегаты признали, что сторона далай-ламы не стремится к независимости. Но тем не менее и после пятого раунда встреч китайские чиновники продолжают называть меня сепаратистом и повторять, что далай-лама добивается независимости Тибета.

На шестой встрече китайцы заняли очень жёсткую позицию, а внутри Тибета усилились репрессии. Но, несмотря на это, наша позиция не изменилась: мы целиком и полностью придерживаемся политики Срединного пути. Такова ситуация на сегодняшний день. Теперь - ваши вопросы.

- Вот уже около полувека вы лишены возможности посещать Тибет, насколько ярки ваши воспоминания об этих местах и как вы узнаёте новости об изменениях, происходящих в Тибете?

- Я очень отчетливо помню Тибет... С 80-х годов, несмотря на существующие ограничения, тысячи тибетцев прИХОДЯТ в ИНДИЮ: КТО-ТО ПОЛучает разрешение, кто-то - нелегально. Они и приносят нам последние новости из Тибета.

Все тибетцы, которые сегодня приезжают из Индии в Лхасу, отмечают, что столица Тибета перестала быть тибетским городом. Она стала китайским городом, и это весьма значительное изменение.

Когда мы уходили из Тибета, население Лхасы составляло 50-60 тыс. человек. Сегодня в Лхасе проживает 300 тысяч, и две трети из них - китайцы.

- Как сложилась бы ваша жизнь, если бы вы не были избраны духовным и светским лидером Тибета?

- Честно говоря, я не знаю. Но если бы я остался в своей маленькой деревне и ситуация в стране не изменилась, тогда бы по воле своих родителей я скорее всего последовал примеру двух своих старших братьев и стал бы монахом в монастыре Кумбум. Так я стал бы третьим монахом в нашей семье.

А если бы я остался мирянином, то, поскольку мне очень нравятся различные механизмы, я, вероятнее всего, работал бы в этой области. Мои пальцы хорошо приспособлены к отвёртке и другим инструментам.

- Встречались ли вы с кем-нибудь из лидеров советской эпохи? Ходят слухи, что вы подарили Брежневу кошку.

- Брежневу? Нет. Находясь в Пекине, я встречался с Хрущёвым, Булганиным и Микояном. И ещё, когда в 1966 году в Ташкенте скончался премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри, то на его похоронах в Дели присутствовал Косыгин. Один из моих индийских друзей подвёл его ко мне, я тоже сделал шаг навстречу, но Косыгин ретировался. Он повёл себя как настоящий друг Китая. (Улыбается)

Что касается религиозных лидеров, я два раза встречался с Патриархом Пименом. - В вашей резиденции в Норбулинке до сих пор хранится радиола, подаренная вам Хрущёвым...

- Да-да, это было в Пекине в 1954 году. Совершенно верно. Вы мне напомнили, я об этом уже забыл.

И ещё я несколько раз встречался с Горбачёвым. В декабре в Риме состоится встреча лауреатов Нобелевской премии мира, и там скорее всего будет присутствовать и Горбачёв. Я буду рад новой встрече с ним. Мы стали добрыми друзьями. Он очень приятный человек.

- Как вы думаете, о чём будет ваша беседа? - Наша встреча состоится в рамках форума, организованного мэром Рима Вальтером Вельтрони и посвящённого миру во всём мире. Это и будет главной темой нашего общения. Кроме того, Михаил Горбачёв проявляет интерес к экологии. Возможно, мы поговорим об этом.

Однажды, кажется, это было в Москве, я заметил в разговоре с Горбачёвым, что крах Советского Союза совсем необязательно означает крах коммунистической системы. Я вижу здесь разницу. Я спросил его мнение на этот счёт, как бывшего секретаря Компартии. Я задал ему этот вопрос, но он не ответил...

Я по сей день полагаю, что в изначальной марксистской идеологии, в её социальном и экономическом аспектах есть много позитивных моментов, с которыми я полностью согласен. Но когда к этой идеологии добавилась политика власти, эта идеология пришла в упадок, и теперь у всех есть такое впечатление, будто коммунизм и марксистская идеология - это непременно насилие, страх и подозрительность. Не думаю, что в том вина изначального марксизма.

- В Китае этим летом был принят закон, согласно которому партия и правительство будут заведовать реинкарнациями - утверждать кандидатуры тех людей, в кого перерождаются высокие ламы. Они уже назначили собственного панчен-ламу, а по этому закону в будущем будут искать и своего далай-ламу. Как вы к этому относитесь?

- Во-первых, реинкарнация - это вопрос исключительно религиозного характера. Однако китайские чиновники всегда испытывают страх, что Тибет отделится от Китая. Примерно 10 дней назад секретарь Компартии Тибетского автономного района заявил на заседании своей парторганизации, что главная угроза отделения Тибета от КНР кроется именно в буддийской вере. Они понимают, что тема реинкарнации играет существенную роль в жизни тибетского сообщества, и, для того чтобы контролировать тибетцев, принимают этот закон.

В прошлом маньчжурские императоры действительно принимали участие в поиске новых воплощений некоторых высоких лам, включая далай-ламу. Насчёт панчен-ламы я не уверен, но в поиске новой реинкарнации далай-ламы они иногда участвовали, хотя далеко не всегда. Это происходило только в том случае, если среди тибетцев возникали разногласия в отношении нового воплощения далай-ламы. И в силу этих проблем внутреннего характера тибетцы обращались за помощью к маньчжурским императорам.

При этом следует учитывать тот факт, что маньчжурские императоры - не все, но многие из них - были буддистами и следовали именно тибетской форме буддизма. Они считали себя "патронами" , благодетелями тибетского буддизма, и именно в этом качестве считали себя обязанными участвовать в этом процессе. Если же мы возьмём сегодняшнее положение вещей, то, во-первых, тибетцы не просят никакой помощи у китайских властей, а во-вторых, китайские чиновники сами по себе не являются верующими. Они - радикальные коммунисты, атеисты. Быть может, они собираются стать буддистами? (Улыбается. )

- Возможно ли, что следующее воплощение далай-ламы будет найдено на территории России - в Тыве, Бурятии или Калмыкии?

- Теоретически, конечно, это возможно. Но вы должны молиться, для того чтобы это случилось. Несколько лет назад я сделал весьма определённое заявление. Цель новой реинкарнации любого ламы - продолжать работу, начатую, но не завершённую им в своём предыдущем воплощении. Поэтому если я умру беженцем ещё до разрешения тибетского вопроса, то есть не достигнув поставленной мною цели, то моё следующее воплощение станет преемником целей и задач предыдущего. Поэтому по логике вещей я должен буду родиться за пределами Тибета, в свободном мире - в Индии, Калмыкии, Монголии или Тыве.

- Вы недавно получили Золотую медаль Конгресса США, с чем мы вас от души поздравляем. Но не считаете ли вы, что эта награда может ещё больше осложнить и без того напряжённые отношения с Китаем, с официальными пекинскими властями? Не станет ли это причиной ужесточения репрессий в отношении ваших сторонников внутри Тибета?

- На протяжении целого года мы являемся свидетелями повышения напряжённости и усиления репрессий в Тибете. Примером тому служит инцидент на перевале Нангпа-Ла у тибетско-непальской границы. 30 сентября прошлого года около 40 тибетцев, в том числе дети, пытались перейти границу, и китайцы открыли по ним огонь, убив одного человека и ранив нескольких. Китайцы не могли скрыть этот эпизод, потому что всё происходило на глазах у 200 альпинистов, лагерь которых был разбит неподалёку.

Румынский альпинист снял этот инцидент на видеоплёнку, которая затем была показана многими международными телеканалами. Не имея возможности отрицать случившееся, китайцы заявили, что стреляли в целях самозащиты. Но на плёнке видно, как тяжело было передвигаться тибетским беженцам, как медленно они шли по глубокому снегу. Какую угрозу могли они представлять для китайских солдат? Как бы то ни было, именно такой была версия китайских властей.

Таким образом, репрессии совсем необязательно связаны с вручением мне Золотой медали Конгресса США. Это общая политика КНР.

Однако 17 октября, когда я получил Золотую медаль Конгресса США (разница во времени между США и Тибетом составляет свыше 10 часов), монахи монастыря Дрепунг, к которому традиционно относится далай-лама со своего второго воплощения, начали наносить новую побелку на здание резиденции далай-ламы в этом монастыре в знак почтения и празднования этого события. Китайские власти заставили монахов разойтись. Однако чуть позже собралось ещё больше монахов, они возобновили работы, и тогда китайские власти подтянули к монастырю свыше 4 тыс. солдат против 1100 монахов. Такой инцидент имел место, но он развернулся на фоне общей политики подавления и репрессий.

- В одном из интервью вы сказали, что буддизм и современная наука могут идти рука об руку. Не поменяли ли вы эту точку зрения?

- Я обычно делю буддизм на три составляющие: буддийскую науку, буддийскую философию и буддийскую веру или практику. На сегодняшний день наше взаимодействие с современной наукой осуществляется по двум первым направлениям - буддийская наука и буддийская философия.

Около 20 лет назад по моей инициативе состоялась первая встреча современных учёных и буддийских философов, а затем эти встречи стали проходить в рамках созданного для этой цели института "Ум и жизнь". Эти встречи отчётливо показали, что современная наука достигла высокого уровня развития в том, что касается изучения материального мира - частиц, квантовой физики. И в этой сфере буддистам есть чему поучиться у современной науки.

Однако в плане изучения внутреннего мира человека - его сознания, эмоций, ума - современная наука ещё очень и очень молода. В этой области философская мысль древней Индии, и в особенности буддизм, достигла поистине выдающихся результатов. Поэтому если мы соединим достижения современной науки и философской мысли буддизма, то получим полную картину. Вот почему среди современных учёных появляется всё больше людей, которые проявляют неподдельный интерес к проведению соответствующих экспериментов. И уже получены вполне конкретные результаты, которые показывают, что медитативные практики тренировки ума ведут к снижению стресса, кровяного давления; человек становится спокойнее, стабильнее и счастливее. В США подобные исследования проводятся по меньшей мере в трёх университетах - Эмори, Висконсинском и Стэнфордском.

- В отношениях Запада и Востока в последнее время наблюдается странное противоречие. С одной стороны, Запад и Восток тянутся друг к другу - налицо взаимное узнавание, деловые связи, интерес к культурным и религиозным традициям, а с другой - из-за мусульманских экстремистов и жёсткой позиции США пропасть между Западом и Востоком становится всё глубже. Какой вы, как гражданин мира, видите выход из сложившейся ситуации?

- Когда мы рассуждаем в категориях "Восток" и "Запад" , то, как правило, связываем Запад с развитием технологий и науки, а Восток - с развитием духовности. Эти обобщения, на мой взгляд, не слишком соответствуют действительности.

Если мы спустимся на уровень человеческих существ, то увидим, что между представителями 6-миллиардного населения планеты нет особой разницы. Принадлежность к той или иной расе, культуре, языковой группе - всё это вторично.

Прекрасно, что "холодная война" закончена, Берлинская стена пала, разделение на восточный и западный блоки перестало существовать, а Россия в целом стала демократическим государством. Это замечательно. Очевидно, что при царе в России не было места демократии, не было его и при большевиках.

Вы также упомянули Америку, эта страна является ведущим поборником демократии и свободы. Американцы - в целом очень приятные люди, прямые и открытые. Что же касается политики, то, конечно, порой мы сталкиваемся с политикой, которую можно назвать нереалистичной. Однако простые американцы всегда свободно выражают свою точку зрения, и в этом величие демократии и открытого общества. Поэтому не стоит обобщать и по отдельным неприятным инцидентам судить о политике в целом. Как не стоит судить обо всей мусульманской религии по действиям отдельных мусульман, ведущих себя неподобающим образом, в том числе и террористов. Ошибкой было бы, исходя из действий этих людей, называть весь ислам воинствующей религией.

Людей, ведущих себя неподобающе, можно найти в любой религии - в буддизме, христианстве и в Русской православной церкви. Они есть среди мусульман, иудеев, индуистов - повсеместно. И если по действиям отдельных личностей мы будем судить обо всей религии, то такой подход я бы назвал нереалистичным.

- Являясь лидером государства в изгнании на протяжении почти полувека, что вы считаете полезным для политика?

- Для политика необходимы честность и правдивость... Честность и правдивость влекут за собой прозрачность в политических инициативах. Кроме того, если политик является человеком честным и справедливым, то он не может позволить себе лгать. И это очень важно, ибо это рождает доверие со стороны народа.

Лидер должен уметь заглядывать в будущее и видеть долгосрочную перспективу. И здесь ему нужна сила воли для того, чтобы суметь пренебречь сиюминутной выгодой ради извлечения пользы в долгосрочной перспективе.

Чтобы следовать по такому пути, необходимы решительность и сила воли, а также, как я говорил ранее, способность видеть целостную картину. Это то, что я считаю важным для политика, сверх этого мне нечего добавить.

- Будут ли в свободном Тибете армия и министерство обороны? - Нет, в одном из своих предыдущих официальных заявлений я очень ясно дал понять, что вопросы обороны и внешней политики должны оставаться в ведении центрального правительства КНР.

Но если говорить о сверхзадаче, то это глобальное разоружение. Но этот процесс должен осуществляться постепенно, и здесь Россия может сыграть очень важную роль, равно как и Европейский союз и Америка. Ещё один способ достижения этой цели - создание объединённых вооруженных сил. Уже существуют франко-германские объединённые вооружённые силы. Это наилучшая гарантия тому, что между Германией и Францией невозможны вооружённые конфликты. И этот дух должен постепенно распространиться на все страны - члены Европейского союза. Часто, выступая на Западе, я говорю, что в конечном итоге штаб-квартира НАТО должна быть перенесена в Москву, а штаб-квартира Европейского союза должна располагаться в Польше или какой-либо другой стране Центральной Европы.

В объединённые вооружённые силы, которые сегодня включают Германию и Францию, постепенно должна быть включена и Россия. В этом случае мы получим подлинную гарантию прочного мира на всём континенте.

Недавно, находясь в Америке, я неоднократно упоминал о необходимости создания объединённых вооружённых сил, которые бы включали все страны Северной и Южной Америки. Можно начать этот процесс на региональном уровне - с объединения вооружённых сил Латинской Америки, Северной Америки; затем всех стран Европы, потом мусульманского мира, Африки... И предмет моих особых молитв - объединённые индо-китайские вооружённые силы. Это подлинная гарантия того, что на этом континенте уже не произойдёт вооружённых конфликтов.

Но, конечно, при нашей с вами жизни это пока неосуществимо. Но лучше ставить такую цель и стремиться к ней.

- В Лхасе, в Тибете, китайцы возят журналистов в образцово-показательную тибетскую семью. Доводилось видеть такую картину: на алтаре стоят фотографии Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, признанного китайцами 10-го панчен-ламы...

- Я слышал, что иногда, если перевернуть портрет председателя Мао, который тибетцы вынуждены ставить на алтарь, можно увидеть на его оборотной стороне портрет далай-ламы. (Смеётся. )

Тем не менее в некоторых китайских городах мои фотографии очень легко купить. - Это бизнес?- Да, вероятнее всего, это бизнес. (Смеётся. ) - Важнейшая часть китайской риторики заключается в том, что с 1959 года благосостояние тибетцев выросло. Они демонстрируют новые дороги как предмет гордости и рассказывают, что тибетский народ вырвался из средневековья и начал жить богатой, состоятельной жизнью. Как вы можете прокомментировать этот факт, и может ли так случиться, что китайцы таким образом "купят" любовь тибетцев?

- У человеческих существ есть тело и ум (сознание). Для тела важен комфорт, который мы получаем, окружая себя вещами материальной природы. Сознанию же необходима свобода. Если у человека нет свободы, если он живёт в страхе, это наносит ему колоссальный ущерб. Поэтому, если нет свободы и подлинного доверия, едва ли удастся купить преданность народа, сколько бы денег ни было потрачено на эти цели.

- Вы ушли из Тибета, оставив многое за плечами. Чего вам больше всего не хватает?

- Людей... Тибетцы по-настоящему любят меня, доверяют мне. И я несу за них моральную ответственность. А если говорить в категориях буддизма, то между нами существует кармическая связь. Поэтому мне их очень недостаёт. Что до страны... То, учитывая мой преклонный возраст, низинные земли Индии, возможно, теперь подходят мне больше, нежели тибетское высокогорье...

Фото Василия Гулина*** "Если я умру беженцем ещё до разрешения тибетского вопроса, по логике я должен буду родиться за пределами Тибета, в свободном мире - в Индии, Калмыкии или Тыве"

***Биография Далай-ламы XIV Лхамо Дхондруб - так в миру звали Далай-ламу XIV - родился 6 июля 1935 года в крестьянской семье в деревне Такцер на северо-востоке Тибета. В 1909 году его деревню посетил Далай-лама XIII. Перед отъездом он сказал, что хотел бы приехать туда снова. После его кончины в 1937 году в Такцер прибыла специальная группа буддийских монахов, искавшая новое воплощение далай-ламы. Проведя целый ряд специальных испытаний, они пришли к однозначному выводу: душа умершего переселилась в двухлетнего Лхамо Дхондруба.

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибета. Далай-ламы являются воплощениями на земле Ченрезига, Будды Сострадания. Лхамо Дхондруб получил новое имя - Джецун Джампел Нгаванг Йеше Тензин Гьяцо. Возможные переводы этих многочисленных эпитетов - "святой, нежная слава, великомилосердный, защитник веры, океан мудрости".

Мальчик проходил обучение по традиционной тибетской системе, которая включает "пять больших наук" (логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия) и "пять малых" (поэзия, музыка, драматическое искусство, астрология и словесность).

17 ноября 1950 года, после вступления в Тибет войск Народно-освободительной армии Китая, его святейшество стал не только духовным лидером, но и политической фигурой - главой государства и правительства. Многочисленные переговоры с Мао Цзэдуном, Чжоу Эньлаем и Дэн Сяопином не дали положительных результатов, жёсткая политика Пекина в восточном Тибете привела к народным волнениям, произошедшим по всей стране. После того как в марте 1959 года китайская армия жестоко подавила в Лхасе очередное восстание, его святейшество был вынужден покинуть Тибет и нашёл политическое убежище в Индии, где проживает в городке Дхарамсала, который называют маленькой Лхасой.

В 1989 году Нобелевский комитет присудил его святейшеству Премию мира. "Далай-лама в своей борьбе за освобождение Тибета неуклонно выступает против применения насилия, - подчёркивается в формулировке комитета. - Он призывает к поиску мирного решения, основанного на терпимости и взаимном уважении, с целью сохранения исторического и культурного наследия своего народа".

26 ноября 2007 г.


[ Вернуться к списку ]


Заявление Московской Хельсинкской группы и "Портала-Credo.Ru"









 © Портал-Credo.ru 2002-19 Рейтинг@Mail.ru  Rambler's Top100  Яндекс цитирования